«Учитывая, что эти территории находятся на удалении более 2,5 тысяч километров, сложившаяся картина может указывать на наличие другого источника выбросов, который явился внешним по отношению к упомянутым территориям. Таким источником могло быть, в том числе, сгорание в атмосфере искусственного спутника (или его фрагмента), на борту которого находился источник рутения-106 с высокой суммарной активностью», — заявили авторы отчёта.
Министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко назвал «истерией» сообщения о мощном выбросе радиации и завил, что Росгидромет не сообщал властям об опасных скачках радиационного фона.
11 ноября в институте радиационной безопасности и экологии Казахстана заявили, что не имеют отношения к утечке изотопа. «У нас два реактора — в Алма-Ате и в Курчатове. Если бы что-то было, об этом у нас все бы знали», — сказал представитель института. Российские ведомства сообщение французского института никак не комментировали.
Министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко для наглядности объяснил все так. Представьте «рутениевую» шкалу от 1 до 5. Пять — это беда, 4 — надо проводить защитные мероприятия, эвакуировать людей. Ежедневно в Челябинской области фиксировали 0.1 и в один день скачок до 2(!). Рост есть, а опасности для людей нет.
Интересно, что тогда информацию о причинах выброса обнародовала та же Надежда Кутепова, в то время — руководитель организации «Планета надежд». Она родилась в Озерске, ее отец был ликвидатором аварии в 1957 году. В 2015 году организацию Кутеповой «Планета надежд» признали иностранным агентом, ее обвинили в промышленном шпионаже, Кутепова получила политическое убежище за границей.
В 1957 году на «Маяке» произошла «Кыштымская авария», ставшая причиной радиационного загрязнения площадью свыше 20 тысяч квадратных километров. Она стала первой в СССР радиационным чрезвычайной ситуацией техногенного характера: в ходе ликвидации были расселены 23 деревни с населением до 12 тысяч человек, их дома, имущество и домашний скот были уничтожены.
Глава Росгидромета Максим Яковенко подтвердил, что в конце сентября автоматическая система мониторинга зафиксировала превышение содержания рутения-106 в атмосфере, но заявил, что концентрация вещества была в десятки тысяч раз ниже предельно допустимых значений и не представляла никакой опасности для населения.
В том, что объяснение причин выброса рутения-106 найдено, «на 99 процентов» уверена правозащитница, экс-председатель озерского экологического фонда «Планета надежд» Надежда Кутепова. На протяжении многих лет Кутепова следила и сообщала об экологических проблемах на ПО «Маяк». С 2015 года она живет во Франции, где получила политическое убежище после нападок на нее в России.
В пресс-службе администрации Озерска рассказали, что, несмотря на сообщения СМИ, в городе не наблюдается паники; «Интерфакс» отметил, что в социальных сетях жители города иронизируют насчет возможной утечки и предлагают никому не волноваться, потому что «уже месяц прошел, ни у кого хвостов не выросло». Не волноваться жителям посоветовал и главный онколог Челябинской области Андрей Важенин, пояснивший, что рутений-106 «не является чистым канцерогеном». Тем, кто все-таки испытывает беспокойство за свое здоровье, Важенин посоветовал «смотреть футбол и пить пиво».
Карл Клаус открыл этот металл, назвал его, изучил его химические свойства и определил атомный вес. И даже попробовал на вкус. (22.01.2016)
Выброс рутения что случилось. Подробная информация.
По мнению специалистов, авария могла произойти в последнюю неделю сентября в районе между Волгой и Уралом, к югу от Уральских гор, однако точное место установить невозможно. Очаг может быть или в России, или в Казахстане.
В Казахстане мест, которые могли бы попасть в число «подозреваемых в утечке», предостаточно: один только Семипалатинский ядерный полигон чего стоит. Он закрыт, но на его территории находится Институт радиационной безопасности и экологии — это город Курчатов на востоке республики, он попадает в зону, отмеченную французами, — внутри которого есть действующий реактор (еще один — в Алматы). Но сотрудники института в день выступления французских исследователей сразу же официально заявили о том, что у них никаких утечек не было — ни с первого, ни со второго реактора.
В то же время в министерстве экологии и защиты окружающей среды ФРГ на вопрос DW ответили, что даже максимально зафиксированная концентрация рутения, как произошло в России, не привела бы в Германии к дополнительным мерам по защите населения, так как доза облучения не является опасной для здоровья человека.
Французский журнал Le NovelObs называет причины, по которым — несмотря на вероятное отсутствие последствий для Европы — нынешнее ЧП является чрезвычайно тревожным. Во-первых, «передоверив сообщение об инциденте метеорологической службе» (Росгидромету), российские атомщики «ушли в отрицание» (как когда-то после Чернобыльской катастрофы) и это не может не волновать их европейских партнеров. Так как «Росатом» отрицает свою причастность к утечкам, это может означать одно из двух: либо корпорация не контролирует подобные инциденты, «либо власти страны скрывают» информацию.
В состав комиссии вошли директор службы генерального инспектора «Росатома» Владимир Болтунов и другие представители госкорпорации, замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук Рафаэль Арутюнян, замначальника управления надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Федерального медико-биологического агентства Надежда Поцяпун.
Это объясняет то, что специалисты так и не смогли построить четкий и внятный след рассеивания рутения от некоего эпицентра до окраины, когда концентрация должна падать. Мы видим загрязнения очень пятнистые», – делает вывод эколог Александр Колотов.
Десять лет назад, в 2007 году, на «Маяке» случилось еще одно ЧП. На заводе №235, где перерабатывается отработанное ядерное топливо, произошел прорыв трубопровода. Предельно допустимые дозы облучения получили до 8 человек. Однако, как указывают уральские СМИ эту информацию предприятие скрывало больше месяца.
Выброс рутения на южном урале. Новые подробности.
«Я предполагаю, что в ночь с 25 на 26 либо днем 26 сентября на электрической печи остекловывания радиоактивных отходов завода по переработке ядерных отходов 235, который работает круглосуточно, во время технологического процесса остекловывания высокоактивных ядерных отходов произошел аварийный выброс рутения-106», — написала в Facebook Надежда Кутепова. Она возглавляла социально-экологическую организацию «Планета надежд» в Озерске, которую признали иностранным агентом. Сейчас Надежда Кутепова живет во Франции и связывает возможный выброс с изготовлением некачественной печи. «В сентябре 2015 года „Маяк“ заключил договор на строительство печи с предприятием, которое на момент заключения договора находилось в состоянии банкротства. Через год в сентябре 2016-го печь еще не была построена, работники предприятия банкрота были уволены, однако деньги за нее предприятию банкроту были уплачены. 27 декабря 2016 года „Маяк“ запустил печь в производство, однако в средствах массовой информации ранее сообщалось, что во время тестовых испытаний, которые проводились на низкоактивных растворах, в работе печи наблюдались недостатки, которые решались на месте. Таким образом, в рекордные сроки, непонятно кем, непонятно на какие деньги, непонятно каким образом принятая в эксплуатацию печь остекловывания была построена и введена в эксплуатацию. Остается невыясненным вопрос, принимался ли столь серьезный объект в эксплуатацию при участии МАГАТЭ или нет», — написала правозащитница в сети.
Технология используется для полной ликвидации побочных радиоактивных отходов и изобретена во Франции. При высокой температуре и давлении в печи смешивается радиоактивная жидкость и фосфатное стекло. Получаются радиоактивные прозрачные столбики, которые упаковывают в защитные пеналы. По словам Рашида Алимова, в 2001 году во Франции был зафиксирован выброс рутения как раз на подобном производстве.
— Те, кто был в непосредственной близости от места выброса, могли получить серьезный ущерб для здоровья, — прокомментировал ситуацию физик Олег Бодров, руководитель экологической организации «Южный берег Финского залива». — Не факт, что они информированы о том, что попали под воздействие выброса, учитывая тот факт, что об аварии мы узнали от французских ученых, а не от уполномоченных ведомств в России.
29 сентября Федеральное ведомство по радиационной защите Германии зафиксировало в европейских странах – Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции – радиоактивное облако рутения и указало, что источник находится в России на Южном Урале.
«Аварийный выброс рутения-106 на комбинате “Маяк” может быть связан с остекловыванием отработавшего ядерного топлива. Также возможно попадание материала, содержащего рутений-106, в печь для переплавки металлов», – сообщили в организации.
«Росатом», курирующий ядерную промышленность, заявил, что «в пробах аэрозолей в период с 25 сентября по 7 октября на территории РФ, в том числе и на Южном Урале, Ru-106 не обнаружен, кроме единственного пункта измерения в Санкт-Петербурге». Однако, по данным «Росатома», и там он был ничтожно мал.
Правда о трагедии 1957 года стала известна — и то частично — лишь в период горбачевской гласности. «У них такая же ограничительная информационная политика, что и в годы СССР. В случае сомнений там решают вообще ни о чем не сообщать. И приходится делать умозаключения по фактам, которые всплывают наружу», — заключила Вендланд.
Информационная бомба взорвалась 21 ноября. Росгидромет сообщил, что с 25 сентября по 1 октября произошло превышение нормы предельно допустимой концентрации рутения. Наибольшая концентрация радионуклида рутения-106 (Ru-106) наблюдалась в Челябинской области – в 100-километровой зоне производственного объединения “Маяк”, входящего в госкорпорацию «Росатом». В селе Аргаяш Челябинской области фон по сравнению с предыдущим месяцем был превышен в 986 раз. Сильные радиоактивные загрязнения были зафиксированы в Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону…
— Переживать не нужно. Ни Серовский, ни Сосьвинский, ни Краснотурьинский городские округа не находятся в зоне радиоактивного заражения. Это связано с движением ветра, воздушных масс. Если бы такая угроза существовала, то на наших территориях о ней знали бы все специалисты, — вторит Герасименко директор Единой дежурно-диспетчерской службы Сосьвы Эдуард Неглядюк. — Мы получаем информацию обо всех значительных и незначительных выбросах. У нас есть областные учреждения, которые занимаются мониторингом, в том числе и таких вопросов. Уровень радиационного загрязнения замеряется “Территориальным центром мониторинга”, который находится в Екатеринбурге. У министерства общественной безопасности в постоянном режиме работает лаборатория. Она занимается вопросами замеров, проверок средств защиты. Приборы учета радиации есть и у нас в ЕДДС, дежурный при заступлении на дежурство постоянно проверяет данные: все спокойно.
Выброс радиации в Челябинске. Все последние сведения на 25.01.2018 г.