В сентябре 2018 церковные праздники: календарь православных праздников на сентябрь
Все православные праздники на каждый день в сентябре месяце 2018 года на каждый день, календарь памятных христианских дат укажет число, когда будут великие церковные праздники и какого числа дни памяти святых (дата).
Календарь православных праздников подскажет точную и правильную дату, когда будет Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи, какого числа будет Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Какой церковный праздник отмечают 11, 21 и 27 сентября в 2018 году, какого числа будет постный день и строгий пост, дата.
Какие церковные праздники ждут православных христиан в сентябре 2018 года и дни памяти святых. В какие дни подразумевается пост и сколько православных праздников в сентябре 2018 года.
Православные праздники в сентябре 2018: календарь церковных праздников на сентябрь
1 СЕНТЯБРЯ — Донской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона Божией Матери много раз помогала русским воинам, впервые – в битве на Куликовом поле. Образ, написанный Феофаном Греком, в день Куликовской битвы находился среди русского войска. После победы икона была передана казаками в дар князю Дмитрию Донскому. В другой раз пред ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным.
В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконою. Татары, устрашенные какой-то невидимою силою, покинули поле битвы. В благодарность государь основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне.
По установленной традиции, в Малом соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает торжественное богослужение в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года.
3 СЕНТЯБРЯ – память блаженного Фаддея Петрозаводского. Собор Московских святых.
4 СЕНТЯБРЯ — Грузинской иконы Божией Матери. Когда в 1622 году персидский царь напал на Грузию и покорил ее, в качестве добычи ему приглянулась богато украшенная икона Божией Матери, которую он и забрал в Персию.
Увидев ее в Персии, приказчик одного русского купца купил икону за высокую цену и привез в Россию. В 1623 году икона была помещена в Черногорский монастырь, что на реке Пинеге Архангельской области. Там икона прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы образ был перенесен в Москву. В 1658 году по благословению патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери.
5 СЕНТЯБРЯ – Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
6 СЕНТЯБРЯ – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского. Свт. Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Он содействовал укреплению и единству Русского государства.
Также в этот день отмечается память Петровской иконы Божией Матери, которая была написана св. митр. Московским Петром в 1307 г. Она еще при жизни святителя ознаменовала себя чудотворениями. В 1325 г. Петровская икона была перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. В 1613 г., вместе с Феодоровской иконой, она была при избрании на престол юного царя Михаила Романова.
8 СЕНТЯБРЯ – праздник Владимирской иконы Божией Матери. В княжество Василия Первого, сына Дмитрия Донского, из Азии явился новый завоеватель — Тамерлан. Разбив хана Золотой Орды Тохтамыша, он устремился на Русь. Перейдя Волгу и степь, взял Елец и встал на берегу Дона с 400-тысячным войском. Василий явил себя достойным сыном Дмитрия Донского. Собрав ополчение, он двинулся к Коломне, готовый встретить неприятеля. На победу рассчитывать не приходилось — силы были слишком неравны.
В Москве с утра до вечера народ толпился в церквах, выслушивая со слезами молебны о православном воинстве. По желанию Великого князя была отправлена делегация из духовенства во Владимир за чудотворной иконой Богородицы, которая принесена была Андреем Боголюбским из Вышгорода и носила название Владимирской. Через десять дней шествие приблизилось к Москве. В этот час Тамерлан лежал в своем шатре и во сне увидел высокую гору, с вершины которой шли к нему мужи с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии, окруженная молниеобразными воинами — Пресвятая Богородица, приказывавшая ему оставить Россию. В страхе проснулся Тамерлан и приказал войскам собираться в обратный путь. Летописец писал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Богородицы».
На месте сретения (встречи) иконы был построен Сретенский монастырь.
В этот же день чествуется мученики Адриан и Наталия.
10 СЕНТЯБРЯ — Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих.
В этот же день празднуется память преп. Моисея Мурина. Святой Моисей жил в IV веке в Египте. В молодости он был главарем разбойников и совершил множество грехов, в том числе — убийства невинных людей. По великой милости Божией раскаялся и ушел в одну из пустынных обителей, где жил праведной жизнью. Около 400 года погиб от рук разбойников, напавших на обитель.
11 СЕНТЯБРЯ — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Св. Иоанн обличал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с женой брата Иродиадой. В 32 году по наущению Иродиады Ирод во время пира в честь дня его рождения приказал обезглавить св. Иоанна.
В память усекновения главы Иоанна Крестителя Церковью установлен строгий пост – как выражение общей скорби о насильственной смерти великого Пророка, Предтечи Господа Иисуса Христа, крестившего в водах реки Иордан.
12 СЕНТЯБРЯ — Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Утвердившись на Невских берегах, Петр I заложил в 1712 году Александро-Невский монастырь в честь благоверного князя. Чтобы прочнее связать имя Александра Невского с Петербургом, Петр решил перенести его мощи из Владимира. Положены они были в драгоценной серебряной раке. В 1922 году святые мощи были переданы в Музей атеизма в Казанском соборе. Возвращение петербургской святыни произошло только в июне 1989 года. Однако драгоценная серебряная рака до сих пор находится в Эрмитаже.
В этот же день чествуется память прп. Александра Свирского – столпа русского Православия, основавшего Свято-Троицкую обитель на Свири, взрастившего целую плеяду учеников, среди которых – прпп. Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Иона Яшезерский. Причислен к лику святых в 1547 году. Первым храмом в Москве в честь нового чудотворца был Покровский собор на Красной площади, известный ныне, как храм Василия Блаженного. Северо-восточный придел этого собора посвящен Александру Свирскому.
Из 23 его чудес, известных по житию святого, почти половина относится к исцелению расслабленных и парализованных.
13 СЕНТЯБРЯ – память священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Св. Киприан родился ок. 200 г. в Карфагене. Он получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором и учителем философии.
Заинтересовавшись христианством, Киприан познакомился с трудами пресвитера Тертуллиана. В 46 лет Киприан был принят в христианскую общину Карфагена как оглашенный (готовящийся ко крещению). К тому времени он раздал свое имущество и переселился в дом пресвитера Цецилия. Через год после Крещения св. Киприна рукоположили в пресвитера, а после смерти еп. Доната во епископа. Во время гонений императора Валериана (253-259) святителя сослали. В изгнании св. Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. За отказ принести жертву идолам св. Киприана усекли мечом.
14 СЕНТЯБРЯ – начало индикта – церковное новолетие. Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
17 СЕНТЯБРЯ – обретение мощей святителя Иосафа Белгородского (1911). Святитель мирно преставился о Господе 10 декабря 1754 г. в Гайвороне, в своей архиерейской вотчине. Тело его было перевезено в Белгород и оставалось непогребенным до конца февраля 1755 г. Народ ежедневно стекался в собор, со слезами отдавал последнее целование своему архипастырю и к удивлению своему, не замечал никаких признаков тления. Спустя два года вход в склеп был открыт, и все увидели, что тело святителя не подвергается тлению. С этого времени нетленные мощи сделались источником врачевания недугов телесных и душевных.
День празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина». Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого Марка -–Лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. К молитве перед этой иконой прибегают во время пожаров и сильных гроз.
18 СЕНТЯБРЯ — Прор. Захарии и прав. Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
19 СЕНТЯБРЯ — Воспоминание чуда Архистратига Михаила. Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Икона Архангела Михаила пребывает в Крестовоздвиженском соборе и храме св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
19 сентября вспоминается память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
21 СЕНТЯБРЯ — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник этот — первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот день, по словам молитвы, «Бог престол свят на земле Себе предуготовал», так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.
Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Родители Ее, достигшие преклонного возраста, были бездетны. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.
Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., — говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, — день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.
Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.
Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.
День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: «Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Этот день (8 сентября по ст. стилю) считается также Днем начала Русского Государства. Так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году в царствование Александра II.
22 СЕНТЯБРЯ — сегодня чтится память благочестивых родителей Богородицы Иоакима и Анны. Как предки по плоти Иисуса Христа, они именуются «Богоотцами». Им молятся о разрешении супружеского неплодства.
Память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. (1896).
24 СЕНТЯБРЯ чтится память преп. Силуана Афонского. В 1892 году угодник Божий становится послушником русского Пантелеимонова монастыря на горе Афон (Греция), и для него начинается жизнь, наполненная молитвенными бдениями и трудовым послушаниями. Канонизация старца Силуана состоялась в Константинополе в 1978 году.
25 СЕНТЯБРЯ – Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
26 СЕНТЯБРЯ – чтится память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Еще его называют храмом Гроба Господня, ибо воздвигнут он над горой Голгофой, где принял крестную смерть Спаситель. Среди множества святынь храма главной считается камень, ставший трехдневным смертным ложем Иисуса Христа. Над этим камнем воздвигнута специальная кувуклия (небольшой храм).
27 СЕНТЯБРЯ — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Это великий праздник торжества, радости обретения животворящего древа Господня. В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста — это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест — твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.
Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители — женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”. Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: “Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе;и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою”( Матф.24, 30)”. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
Праздник Воздвижения — престольный праздник Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, почти десятилетие бывшего кафедральным, то есть главным храмом Карелии.
28 СЕНТЯБРЯ празднуется память св. первомученика Стефана (день обретения мощей этого угодника). Архидиакон Стефан первым пострадал за Христа от иудеев. За проповедь о Спасителе его вывели за стены Иерусалима и забили камнями. Угодник же молился, повторяя: «Господи! Не вмени им греха сего…».
29 СЕНТЯБРЯ — празднование чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение», находящейся в Введенском монастыре Киева. 10 лет назад, в августе 1993 года, икона чудодейственным образом отпечаталась на стекле киота. А когда его заменили, икона вновь отразилась на новом стекле.
30 СЕНТЯБРЯ. Сегодня день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, живших и пострадавших за Христа во II веке. По доносу они были доставлены в Рим, императору Адриану. В Янишполе строится храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.