После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.
Однако людей, причастных к ‘управлению’ искусством, беспокоил очевидный бунтарский дух Рудольфа Нуриева, а его нетрадиционная сексуальная ориентация, которую тот и не пытался скрывать, хотя и не афишировал так, как делал это в более поздние годы, давала повод для преследования. Перед Нуриевым было поставлено неожиданное препятствие: поскольку половину суммы за его обучение платил Уфимский театр, его обязали вернуться туда на несколько лет. С огромным трудом, используя все возможные связи, руководителю Кировского театра удалось оставить его в труппе.
Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан)[9][10]. В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:
Рудольф Нуриев биография факты из жизни танцора фотографии. Подробные данные.
А дома противоборство с отцом продолжалось, особенно обострившись после того, как Рудольф окончил среднюю школу. Его ровесники уже работали или учились, приобретая нужную профессию — а он упорно не хотел этого делать, продолжая выступать с танцевальными коллективами Уфы. Несколько улучшилось его положение в семье, когда он был принят статистом в труппу Уфимского театра оперы и балета. Он постоянно посещал занятия балетных артистов и в конце концов ему предложили в театре контракт. Но Нуриев отказался, так как хотел учиться в Ленинграде и окончить хореографическое училище, а не оставаться в Уфе, не получив, фактически, никакого образования.
Вследствие своей специализации на болезнях, передающихся половым путем, Мишель Канези впервые услышал о СПИДе, еще будучи студентом, и обладал всей информацией о дальнейшем развитии эпидемии благодаря дружбе с Люком Монтанье, французским врачом, прославившимся открытием ВИЧ, и Вилли Розенбаумом, одним из первых исследователей СПИДа. В ноябре 1984 года, почти за год до того, как анализ на СПИД стал общедоступным, Канези и Рудольф посетили Розенбаума в больнице Питье-Сальпетриер — единственном медицинском учреждении в Париже, где делали такой анализ. Рудольфа сразу же узнали, и вскоре в Париже пошли слухи, что Нуреев болен СПИДом.
На сей раз Рудольф жаловался на плохое самочувствие. Недавний рецидив пневмонии заставлял его беспокоиться о своих легких, тем более что отец Нуреева скончался от легочного рака. Он с трудом поддерживал вес, и его все еще тревожили ночные потения. При этом Рудольф не забывал о слухах, что Рок Хадсон болен СПИДом — новой болезнью, которую наука только начала постигать. Хотя новости о болезни Рока Хадсона распространились только в 1985 году, сам он узнал свой диагноз в июне 1984 года и как раз лечился в Париже. Рудольф спросил у Канези, не мог ли он тоже заболеть СПИДом.
Как ни странно, этот достаточно абсурдный аргумент возымел свое действие, и Рудольф Нуриев был переведен из шестого в восьмой класс. Педагогом Нуриева стал опытный преподаватель Александр Иванович Пушкин, которой в полной мере сумел разглядеть самобытный, яркий талант юноши, столь непохожего на других. Нуриев впоследствии с благодарностью вспоминал своего преподавателя: ‘Он наполнял душу волнением, тягой к танцу’. А. И. Пушкин действительно был одним из лучших преподавателей хореографии в нашей стране — у него обучались Барышников, Соловьев, Викулов и многие другие прекрасные танцовщики.
6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, танцовщик скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза — художник Эцио Фриджерио[en]).
Проба оказалась удачной, и совместная работа обогатила обоих. В танце Фонтейн появились страстность, женственность и воодушевление, чего, по мнению некоторых критиков, ей ранее не хватало. А танец Нуриева приобрел поэтичность и рафинированность, свойственные Фонтейн. Пара производила потрясающее впечатление на зрителей. Как говорил потом сам Нуриев, публика была захвачена их танцем потому, что они сами были захвачены своей работой.
Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди). В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли-Галли, архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго[it], самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и благоустройством острова в целом, вложив сюда большие средства, так как здесь не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое можно было доставить либо морем, либо вертолётом.
— Он ужасно нервничал, поэтому мы не сводили с него глаз, — рассказывал в последствии следователю КГБ работник органов, который должен был обеспечить доставку артиста в СССР.
Когда и где захоронен Рудольф Нуриев подробности. Главные новости сегодня 12.02.2018 г.
Но вне сцены Нуриев, по мнению большинства тех, кто его знал, был просто невыносим. Он не давал себе труда быть тактичным или соблюдать хотя бы элементарные правила общения. Получив на первых порах материальную поддержку Эрика Бруна, Рудольф Нуриев начал заниматься с Датской балетной группой, стремясь усовершенствовать свою технику, однако сразу же завоевал неприязнь к себе. Через некоторое время он получил приглашение выступать в ‘Америкэн балле тиэтр’, но продержался там ровно неделю и ушел, оскорбив директора труппы.
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
В 1961 году на Западе Нуриев встретился с датским танцовщиком Эриком Бруном. Брун был старше его на 10 лет и сохранил влечение к женщинам, поэтому их отношения с самого начала были нелегкими. По легенде, мать Бруна, когда Рудольф переехал жить к ним в Гентофте, вскрикнула, увидев Нуриева, и упала без чувств. Танцоры расстались после нескольких размолвок окончательно, когда Рудольф узнал, что у Эрика была постоянная связь с женщиной и дочь от этих отношений.
20 ноября Нуреева положили в больницу. Последние месяцы жизни он ничего не мог есть. Питание ему вводили через вену. Он умер тихо и без страданий накануне православного Рождества, 6 января 1993-го.
Рудольф Нуриев видео информация. Свежий материал.