Техосмотр автомобиля в ГИБДД: новые правила в 2018 году.
Технический осмотр — это проверка состояния автомобиля на соблюдение требований безопасности. По итогам осмотра машина либо допускается к участию в дорожном движении, либо нет. По мнению законодателей, действующий порядок прохождения ТО далек от совершенства. Последние изменения в него были внесены 19 февраля 2018 года. Скорее всего, будут еще корректировки в закон о техосмотре и другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную процедуру.
Техосмотр автомобиля в ГИБДД: новые правила в 2018 году.
Правительство РФ ужесточило правила прохождения автомобилями техосмотра. Изменения вступят в силу с 22 февраля 2018 году и касаются как компаний, так и граждан (постановление от 12.02.2018 № 148).
По новым правилам автомобиль не допустят к эксплуатации, если:
на фары нанесли пленки или окрасили;
гидро- или электроусилитель руля не исправен;
заводские стеклоочистители и стеклоомыватели демонтировали или изменили их конструкцию;
шипованная резина в зимний период установили не на все колеса;
протектор шин имеет разный рисунок.
Кроме того, автомобиль не пройдет техосмотр, если помимо заправленного огнетушителя и знака аварийной остановки нет укомплектованной медицинской аптечки. Напомним, аптечка была обязательной до 2012 года, потом этот пункт исключили.
Как пройти техосмотр для ОСАГО?
Актуальная процедура регламентируется положениями Федерального закона 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…» от 1 июля 2011 года. ТО положено проходить периодически, в зависимости от вида транспорта и срока его использования. По результатам обследования выдается специальный документ – диагностическая карта.
Новые «легковушки» освобождены от ТО в течение 3 лет с момента выпуска в силу указания п. 1 ч. 2 ст. 15 № 170-ФЗ. 3-летний срок освобождения от ТО распространяется также на:
грузовики с допустимой массой до 3,5 т;
мотоциклы;
прицепы;
полуприцепы.
Для легковых авто возрастом от 3 до 7 лет осмотр проводится 1 раз в 2 года, для более старших — ежегодно.
Правила прохождения техосмотра предусматривают, что есть особые категории транспорта, которые должны проверяться каждые полгода. Речь идет о:
пассажирских автобусах;
грузовиках, предназначенных для перевозки людей, с количеством сидений свыше 8;
легковых такси;
ТС, которые перевозят опасные грузы.
В 2018 году действует единая автоматизированная информационная система для техосмотра (ЕАИСТО), куда заносятся сведения о результатах диагностики.
Если при первичном ТО выявляются неисправности, то диагностическая карта не выдается, и требуется повторное ТО после устранения дефекта. На это отводится 20 дней. При обращении к одному и тому же оператору проверяются только ранее обнаруженные недостатки. Если оператор новый, он должен провести всю процедуру заново.
Где пройти и кто вправе проверять ТО?
Техосмотр с 1 января 2018 года можно пройти на тех же станциях, что и ранее. ФЗ № 170 определил круг лиц, которые вправе осуществлять процедуру. Это операторы, которые проходят аккредитацию на получение права заниматься такой деятельностью в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Это могут быть как ИП, так и юрлица. Сведения заносятся в специальный реестр, ссылка на него доступна на сайте РСА.
Обратиться за проведением ТО может лично собственник или лицо, уполномоченное им доверенностью. Из документов в пункте прохождения надо предъявить:
Диагностика автомобиля занимает от 10 до 68 минут – это регламентировано «Правилами проведения технического осмотра транспортных средств», утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008, в Приложении № 2. В результате выдается диагностическая карта, которая либо допускает авто к эксплуатации, либо запрещает ее.
Сейчас у сотрудников ГИБДД нет полномочий проверять наличие диагностической карты. В соответствии с п. 2.1.1 ПДД, автомобилист не должен возить с собой данный документ и предъявлять ее по требованию.
Стоимость техосмотра в 2018 году
Услуги оператора оплачиваются по договору. Цена техосмотра, а точнее – ее предельная граница, регулируется государством. Это определено ст. 16 ФЗ № 170, предел устанавливается дифференцировано по объему работ, категории ТС, совершаемым технологическим операциям. В каждом субъекте принимается акт, который регулирует тарифы на основе общей «Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра», утвержденной приказом № 642-а Федеральной службы по тарифам 18.10.11. С 2012 года она не менялась, но конкретных цифр не содержит, только формулы. В Санкт-Петербурге действует тариф в 881 рубль, в Москве — 720 рублей. Чтобы узнать, сколько стоит техосмотр автомобиля в 2018 году в конкретном городе, надо найти соответствующее постановление местных властей.
В отдельных регионах России действуют льготы для слабо защищенных групп граждан при оплате техосмотра. К примеру, в Москве его можно пройти бесплатно на определенных станциях собственникам, прописанным в столице, в отношении одного авто (Постановление Правительства Москвы № 666-ПП от 29.12.2011). Льготы распространяется на:
Штраф за отсутствие техосмотра
Ответственность за отсутствие диагностической карты для собственника легкового автомобиля не предусмотрена. Непрохождение приведет к отказу в заключении договора ОСАГО, а без автостраховки эксплуатация невозможна. Штраф за отсутствие полиса автогражданской ответственности составляет 800 рублей (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
Если ТО не прошло такси, автобус, грузовик, предназначенный для транспортировки людей с числом сидений от 8, и перевозчики опасных грузов, то им грозит штраф в 500-800 рублей. Если уплатить его в течение 20 дней, то он сократится вдвое.
Техосмотр в 2018 году – изменения и свежие новости
19 февраля в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. N 148 г. «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств». В соответствии с этим документом процедура техосмотра была скорректирована, а количество проверяемых при ТО параметров увеличилось.
Перечень изменений, вступающих в силу в феврале 2018 года:
Что еще может измениться?
Свежие новости такие: сейчас ведутся споры о том, чтобы фиксировать ТО на видео с целью исключить возможность фальсификации. ГИБДД представила сведения, что в 2017 году свыше 5 800 ДТП произошло из-за неисправностей машин, что стало следствием ненадлежащего ТО.
Чтобы реализовать фиксацию, потребуется обеспечение аппаратурой, создание единого электронного хранилища отснятых данных. Контроль предложили получить РСА, который оценил затраты в 400 млн рублей. Без повышения тарифов внедрить изменения невозможно.
Планируется добавить штраф за непрохождение ТО для легковых автомобилей в сумме 500-800 рублей, а при повторном нарушении — 5 000 рублей. Предлагалось также ввести уголовную ответственность для операторов-нарушителей, но идея поддержки не нашла, хотя за мнимый ТО проектом предусматривается штраф в 10-30 тыс. рублей. Однако пока это только проект.
Вопреки многочисленным слухам, техосмотр автомобиля в ГИБДД новые правила в 2018 году не предусматривают. То есть возвращаться к старой системе, когда талон ТО выдавали после диагностики в МРЭО, не предполагается.
Еще одно изменение должно коснуться вида диагностических карт – скорее всего, в 2018 году их можно будет выдавать в электронной форме по аналогии с электронными полисами ОСАГО.