Следующая неделя была отмечена интенсивными мобилизационными мероприятиями «Солидарности». В профорганизациях проводились собрания, выражавшие поддержку «Радомской платформе». Наиболее характерной была резолюция коллектива щецинской судоверфи имени Варского:
Союз демократических левых сил (Sojusz Lewicy Demokratycznej, SLD) президента Квасьневского получил 41 % голосов (явка составила 46 %), почти половину мандатов в сейме и сенате. Этот результат стал наибольшим, но и последним успехом бывшей ПОРП. При этом победа SLD понималась не как «коммунистический реванш», а как успех «прорыночных и проевропейских» сил[161].
Союз Солидарности и Социальной справедливости председатель адвокат. Вся сводка информации.
29 мая XVII съезд «Солидарности» принял новый устав профсоюза, расширявший права автономных профорганизаций. Разработка нового устава длилась более 10 лет. Тем самым была реформирована прежняя централизованная структура, адекватная условиям начала 1980-х, но устаревшая в демократической стране.
Уже 24 августа был отправлен в отставку председатель совета министров Эдвард Бабюх с группой руководящих деятелей, на которых возложили ответственность за «непродуманные экономические решения, приведшие к кризису». 6 сентября 1980 был отстранён от должности первого секретаря ЦК ПОРП Эдвард Герек (формальной причиной называлось «тяжёлое заболевание», высказывались пожелания «скорейшего выздоровления»)[8]. Герека сменил Станислав Каня, рассчитывавший удержать ситуацию под контролем путём политического маневрирования и частичных уступок забастовщикам.
19 июля парламент утвердил Войцеха Ярузельского в должности президента ПНР. Предполагалось, что глава государства станет инициатором болезненных экономических преобразований, однако в новой обстановке президент воздерживался от резких решений.
Пропагандистский аппарат ПОРП акцентировал роль и значение рабочего класса. Однако польский промышленный пролетариат изначально был негативно настроен к коммунистическим властям. Этому способствовали пилсудские традиции польского социалистического движения, навыки забастовочной борьбы, национальный патриотизм, влияние католической церкви. Именно в рабочей среде (а не в крестьянстве и интеллигенции) вызревали наиболее серьёзные антикоммунистические протесты. В тех случаях, когда ПОРП и правительство принимали социально-экономические меры откровенно антирабочего характера — повышение цен и норм выработки, ограничение зарплаты — выступления принимали открытую форму и приводили к насилию.
Большая часть населения Польши, в том числе рабочего класса — верующие и практикующие католики. Социальное учение польской церкви уходит корнями в движение «хадеции» 1920-х, основываясь на принципах солидаризма и субсидиарности. В «Солидарности» эти идеи, распространяемые КИК, органично сочетались с тред-юнионизмом верующих рабочих.
Важной вехой событий стало открытие 16 декабря 1980 памятника гданьским рабочим, погибшим в результате расстрела 1970 года[18]. Мероприятие носило политический характер и вызвало массовый всплеск антикоммунистической оппозиционности.
Когда открыта организация Союз Солидарности и Социальной справедливости. Вся сводка информации.
Правительственная сторона настояла на изъятии из текста тезиса о непризнании руководящей роли ПОРП[7]. Однако были признаны права рабочих на создание независимых профсоюзов и на забастовки. Освободились многие политзаключённые, в том числе Куронь.
8 октября 2000 года состоялись президентские выборы. Мариан Кшаклевский потерпел серьёзную неудачу, заняв лишь третье место — 15,6 %. Победу уже в первом туре одержал Александр Квасьневский, за которого проголосовали почти 54 % (явка превысила 61 %). На втором месте оказался правоцентрист Анджей Олеховский, экономический дипломат времён ПНР, министр финансов в правительстве Ольшевского. Участвовавший в выборах Лех Валенса получил немногим более 1 %. Выборы прозвучали тревожным сигналом для «Солидарности» и правых сил в целом. Большинство избирателей явно отдавали предпочтение «европейской стабильности», которая ассоциировалась теперь с посткоммунистическим СДЛС. Именно бывшая ПОРП фактически заняла в Польше 1990—2000-х нишу европейского либерализма[158].
На 10 ноября 1982 года — вторая годовщина регистрации «Солидарность» — Временная координационная комиссия назначила всеобщую забастовку. Впервые в истории профсоюза призыв не был поддержан, работу прекратили единицы.
Именно по тому, что в Украине на протяжении последних, так называемых «суверенных» 25 лет, не нашлось (или не дали — тогда кто, какие силы и какими путями?) человека с государственным мышлением и ответственностью, или те же с англосаксонскими указательными пальцами, которые указывают, как нам себя вести и куда идти, и дальше будут проповедовать свои проповеди?!
Беседы имели неформальный статус (некоторое время не признавался сам факт переговоров). Участники не располагали официальными полномочиями. Формально заседания не привели к соглашению. Однако договорённости, достигнутые де-факто, во многом определили последующий ход событий.
Пусть двадцатая годовщина его мученической смерти станет временем размышлений о том, чему учил капеллан «Солидарности». Пусть все наши действия в это непростое время будут основываться на апостольском послании отца Ежи: побеждай зло добром.
Резолюция Всепольской комиссии «Солидарности» от 13 января 2004 года
Союз Солидарности и Социальной справедливости видео новости. Всё, что известно на данный момент.