Вот уже неделю весь Рунет бурлит, смакуя детали ссоры ветерана отечественной рок-сцены Юрия Шевчука и его эпатажного коллеги по цеху — Сергея Шнурова. Колкостями лидеры групп «ДДТ» и «Ленинград» обмениваются в соцсетях и интервью. Это далеко не первый подобный эпизод в сложных отношениях музыкантов. РИА Новости разбиралось, что не поделили две звезды русского рока.
«Никакая не звезда»
В конце ноября Сергей Шнуров опубликовал видео в инстаграме, в котором высказался о творчестве «ДДТ» и упрекнул Юрия Шевчука в привычке поучать окружающих.
«ДДТ» — это, на мой взгляд, вообще какое-то уродское направление в истории музыки, во всей человеческой. Я просто очень не люблю людей, которые начинают учить. Шевчук стал абсолютно таким: «Это нужно так, это нужно этак…» Дядя Юра, у тебя что, четыре руки? …Ты Иисус Христос? Что мы тут должны и кому? Если тебе кажется, что так лучше, ну, делай сам», — заявил Шнуров, обильно сдобрив пассаж нецензурной лексикой.
Юрий Шевчук, который не ведет аккаунты в соцсетях и проповедует довольно закрытый, отшельнический образ жизни, поначалу никак не отреагировал на выпад. Спустя две недели в интервью для видеоблога журналиста Юрия Дудя рокер признался, что видел ролик Шнурова, но не принял это близко к сердцу, так как относится к себе иронично и вообще «никакая не звезда».
Тем не менее Шевчук довольно подробно рассказал о своем отношении к Сергею Шнурову и популярности его группы. На вопрос, не вызывает ли у него досады тот факт, что сегодня «Ленинград» — главный рок-коллектив страны, лидер «ДДТ» ответил:
«Мне они никогда не нравились. Они же давно уже живут. Я всегда в этом слышу мало музыки очень, мало рока, больше попсы, но, как сказал Николай Бердяев: «Склонен наш народ к оргиям и хороводам». И вот эти оргии и хороводы — взять ли съезды партийные или концерты группы «Ленинград» — нет в этом того, что мне необходимо в музыке, в посыле каком-то интеллектуальном».
Вместе с тем Шевчук отметил, что коллективы, подобные «Ленинграду», необходимы как представители «дионисийского типа культуры».
«Вообще есть два типа культуры — дионисийский и аполлонический. Об этом еще писали Гегель, Ницше. Вот аполлонический путь в культуре — это торжество духа, интеллекта, это светлый разум, и такого искусства очень много. А дионисийство — это вакханалия, ужас бытия, тьма, это физика, стихия жизни. Если брать творчество Шнура, я могу объяснить про него: это как раз дионисийство чистой воды, и, в принципе, ничего, наверное, плохого в этом нет, потому что аполлоническое искусство в какие-то времена терпит крах. Оно начинает стагнировать, застывает вот в этом торжестве интеллектуализма. Становится пресным и в этом даже пошловатым. Появляются такие люди, которые просто это начинают рвать. Козлорогие паны с голыми нимфами рвут все эти благородные устои, каноны — и в этом тоже что-то есть, безусловно», — сказал музыкант.
На вопрос, когда у него испортились отношения с фронтменом «Ленинграда», Шевчук ответил: никаких отношений с Шнуровым у него нет и он всегда не одобрял обильное использование обсценной лексики в его песнях.
«Мне никогда не нравился на сцене мат. Дело тут даже не в этом чуваке. Абсолютно возможна русская душа без мата. Это нынешняя тенденция — какое-то упрощение… В рок-культуре, рэп-культуре тоже очень много упрощений — понижение языка. Мат — это язык чувственный, очень эмоциональный. Иногда можно, но не с утра до ночи, и вот это засилье мата мне очень не нравится, потому что от этого тормозится развитие русского языка, это банально очень», — подчеркнул Шевчук.
Блатной шлягер
Сергей Шнуров не замедлил с ответом и посвятил своему визави пост в инстаграме. Музыкант прошелся по популярным хитам «ДДТ», упрекнув коллегу в самоцензуре.
«…Пели и плясали, черт возьми…». На протяжении двадцати лет Шевчук именно с этими словами исполнял свою песню «Дождь», но к 2013-му на него все-таки снизошло понимание некоторой странности этой строчки, и обращение к Черту с просьбой взять пляшущих и танцующих он заменил на нейтральное «как могли», но то, первое истинное желание, просочившееся, как я понимаю, неожиданно и подспудно, а именно — отдать на растерзание Черту «веселых и позабывших стыд», никуда не делось. В своем недавнем интервью Ю. Ю. (Юрий Юлианович Шевчук. — Прим. ред.) заявил, что «Ленинград» слушают ввиду тяжести наступивших времен, видимо, в 1993-м, когда расстреливали Белый дом, при средней зарплате 60 долларов, когда отовсюду звучал его шлягер «Осень», времена были полегче».
Рассуждая о культовой композиции «ДДТ», Шнуров заявил, что мотив «Осени» подозрительно похож на блатную песню.
«Что касается «Осени», то в шоу «Угадай мелодию», где по первым нотам узнают песню, услышав шевчуковскую «Осень», люди знающие безошибочно приняли бы ее за «Голуби летят над нашей зоной». Эта блатная песня была широко известна в узких кругах. Если бы Ю. Ю. выступал с постмодернистской позиции, мы могли бы увидеть в этом издевательскую цитату, но нет, не увидим, ведь Рок — это Он. Если же говорить о Его новых песнях, то лучше помолчать, потому как Великое требует тишины», — съязвил лидер «Ленинграда».
На этом скандальный музыкант не успокоился. Через пару дней он опубликовал целое стихотворение, посвященное Шевчуку. В нем Шнур сначала саркастически просит прощения у старшего коллеги, а затем переходит к оскорблениям.
«Меня простите, Юрий, я не рок,
За то, что я не рок, простите, Юрий.
Как двоечник, не выучив урок,
Не предвещаю песнями я бури.
И даже в юности, когда я был патлатым,
А не циничным, с рожей пропитой,
И не ругался так ужасно матом,
Уже считал, что «ДДТ» это отстой».
Не устоял Шнуров и перед искушением разнести в пух и прах озвученную Шевчуком теорию философа Бердяева о двух типах культуры.
«Помянутый же вами Дионис(ий),
И Аполлон, и иже с ним Бердяев
Никак не избавляют ваши песни
От несуразности. Не шутка ведь,
Что не запомнить их, ну хоть ты тресни,
Не говоря уже о том, чтобы напеть.
Мне зададут вопрос — ну как же, че вы?
Как можно? Это ж наш почти святой?
Послушаю я «Айсберг» Пугачевой
И не сравню с типичной ДДТой».
Подписчики Шнурова резко отреагировали на эту поэтическую эпиграмму, многие обвинили музыканта в оскорблении заслуженного ветерана рок-сцены. Фронтмена «Ленинграда» такая острая реакция, похоже, только обрадовала. В новом посте он приписал к своим достижениям оживление «полумертвой рок-тусовки».
«От двух небольших текстов, как от капель живой воды, зашевелились давно уж полумертвая «рок-тусовка» и ей сочувствующие. Заскрипели потертые косухи, зазвенели ржавые шипы, над потрепанным войском разнеслись проклятия и ругательства, вспомнились забытые песни. Что в очередной раз доказывает — движение это жизнь, а жизнь — это игра», — написал Шнуров.
«Света в душе, сил на корпоративах»
После столь хлесткого выпада со стороны Шнура все ожидали ответной реплики Шевчука. И вот на днях, во время пресс-конференции перед концертом «ДДТ» в Казани, рокеру задали вопрос о его конфликте с Шнуровым. Ответ оказался на удивление добродушным: Шевчук ласково назвал оппонента «Сереженькой» и пожелал ему всех благ.
«Я всегда говорю свое мнение. И, по-моему, я высказался достаточно корректно и спокойно, даже философски. Сереженьке, Сергею… Я бы пожелал света в душе, мужества и духовных сил нести свой тяжелый крест на новогодних корпоративах», — отозвался рокер.
Шевчук добавил, что живет за городом, вдали от суеты и лайков, и считает, что для музыканта важно одиночество, потому как оно защищает от внешних раздражителей — и «тогда ты какую-то глупость не сморозишь в этой суете».
Следующий пас — за Сергеем Шнуровым. Вполне возможно, что он ответит в своей новой песне. В прошлый раз, когда между музыкантами возник конфликт вокруг ситуации с Химкинским лесом, группировка «Ленинград» выпустила одноименный сингл, в котором рефреном звучала адресованная Шевчуку строка: «Покупайте билеты, братья, я последний певец демократии». Позже Сергей Шнуров также выпустил клип на композицию «Антинародная», в которой пародировал лидера «ДДТ» и фронтмена группы «Машина времени» Андрея Макаревича.
по материалам ria.ru