Интересно, что материализм ничего лучшего не придумал. В начале XX века жил такой мыслитель Николай Федоров. Он был простым библиотекарем, но носит гордое звание отца русского космизма, то есть целого направления в отечественной философии. Его учениками были Соловьев, Флоренский, Булгаков – все это громкие имена. Главной идеей Федорова было следующее: наш долг перед предками, найти способ воскресить их, вернуть из мира мертвых. Причем он ссылался на Евангелие: «В Евангелии же говорится о всеобщем воскрешении. Но это не Господь должен сделать, а мы сами».
Если вернуться к образу, который я в начале этой части предложил, то психолог учит уживаться и не убивать друг друга, живя в одной квартире, а наша задача несколько иная. Представьте себе, люди живут в двухкомнатной квартире, каждый находится в своей комнате, и по мере развития отношений в браке люди как бы разбирают кирпичик за кирпичиком стену, которая разделяет их комнаты. Когда образуется единое пространство, люди встречаются. Вот какой потенциал есть у брака.
Сейчас вся наша мудрость скапливается в соцсетях: если кто-то придумал афоризм, то эти слова становятся чьим-то статусом Вконтакте. Как-то бродя по страничкам, нашел один текст, дочитал до половины и думаю: «Какая пошлость! Сколько можно об одном и том же!» — а потом дочитал до конца и понял, что придумано неплохо.
Осуждение как рассматривание чужого греха показывает направление нашего духовного зрения. Вспомним евангельское: «если око ваше светло будет…» — что для нас важно, что любопытнее, грех или добродетель?
Серафим Саровский Википедия. Эксклюзивная информация.
Как-то мне попалась интересная книга – на этот раз она была посвящена теме лабиринтов. К своему удивлению, я узнал, что есть два типа лабиринтов. Классический нам известен по критской мифологии: Лабиринт, в котором жил Минотавр. А второй лабиринт – так называемый лабиринт-путаница, в котором можно заблудиться. В нем есть тупики, развилки, ловушки… В критском лабиринте никаких развилок и ловушек не было. Почему же в мифе о Минотавре говорится, что люди там могут заблудиться?
В 1905 году состоялась хиротония архимандрита Серафима во епископа Сухумского. С 1906 по 1912 годы он был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским.
Смех как защита от страха известна человеку с давних времен. Недавно мне попалась книжка питерского фольклориста, и одна статья там была посвящена игре в жмурки. Казалось бы, наивная и несерьезная тема – а на самом деле, оказывается, эта игра известна человечеству во все времена и во всех культурах, и у нее есть очень серьезная религиозная символика. Ведущий символизирует смерть, а игроки – живых. Когда ведущий ловит других участников игры, они выбывают – то есть символически умирают.
Серафим Саровский икона. Срочные новости.
Так или иначе, когда мы боимся смерти наших близких, на самом деле опосредованно мы боимся своей смерти. Просто близкие – это люди, от которых мы себя не можем отделить, это те, с кем мы эмоционально слиты. И после их ухода мы понимаем, что мы следующие.
«Недавно я окончил колледж, получил хорошую профессию, очень интересную и важную. Я представлял свою жизнь на много лет вперед. Я хотел, обладая этой профессией, изменить мир к лучшему, помогать людям. Недавно я узнал, что моим мечтам не суждено сбыться, потому что через полгода меня не будет, я умру. В этом зале, сидят люди, которые не знают, для чего они живут, а некоторые даже готовы распрощаться с этой бессмысленной жизнью. Если среди вас есть такие люди, пожалуйста, после этого выступления подойдите ко мне. Не выбрасывайте свою жизнь на помойку, отдайте ее мне, я проживу ее за вас, потому что я знаю, как ее прожить эту жизнь».
По возвращении с фронта в Петербург познакомился с праведным Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом.
А тайна нашего одиночества корнями уходит в другую тайну – тайну образа Божия в человеке. Когда Господь творит человека, Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Святые отцы по-разному понимали, что такое «образ и подобие». Кто-то говорил, что образ и подобие – это некие качества в человеческой душе, подобные качествам Божественным в той мере, в которой мы вообще можем говорить о Боге. Человек – существо разумное, свободное, творческое – подобно Богу.
Кстати, в Библии первая вещь, о которой сказано, что это плохо – одиночество. Когда Господь видит Адама в раю, беседует с ним, видит, что он скучает, и говорит: «Не хорошо человеку быть одному». Это первое «нехорошо» в Библии. До этого все было хорошо.
Лабиринт-путаница появляется незадолго до эпохи Возрождения. Фактически – это изобретения христианской культуры. И эти два типа лабиринта наглядно показывают, что такое предопределение и рок – и что такое христианская свобода. Античный лабиринт символизирует рок. Ты идешь из точки А в точку В и никуда свернуть не можешь. Это непростой извилистый путь, но вырваться ты не можешь – ты зажат между двумя стенами. А лабиринт, в котором есть тупики и развилки – это образ нашей свободы. Человек похож на былинного богатыря перед камнем: «Направо пойдешь – коня потеряешь; налево пойдешь – жена узнает». Мы постоянно перед выбором, в котором проявляется наша свобода. Куда пойти: направо, налево, прямо – решаем мы. А вот то, что нас ждет в конце пути – это судьба, то, что посылает Господь. И Он нас об этом предупреждает. Многое из того, что нам приходится испытать после наших решений для нас не является сюрпризом. Мы подозревали, что если мы сделаем такой поступок – будет плохо. Если мы поступим хорошо – будет хорошо. Мы понимаем, что нас может ждать, но делаем свой выбор.
Работа в этих группах поддержки не ограничивалась терапевтическими встречами. В 70-е годы по Америке прокатилась волна подростковых самоубийств. Некоторые члены этих групп, которые достигли принятия, смирились с тем, что им придется уйти, ездили по школам, выступали перед старшеклассниками. Ялом приводит выступление одного из своих подопечных. Это был молодой человек, лет 25. Он представлялся и говорил:
Когда я был маленький, у моего отца был телефон, один из первых в округе. Я хорошо помню старый полированный ящик, прикрепленный к стене, сбоку от него висела блестящая трубка. Я был слишком мал, чтобы достать до телефона, но часто завороженно слушал, как говорила с ним моя мать.
Серафим Саровский в чем погает что у него просят. Срочная информация.
Святитель Василий Великий говорит: «Грех рассек естество». То, что мы называем первородным грехом, было тем, что раскололо нашу природу на множество частей. Когда-то мы были одним континентом, потом произошел некий катаклизм, землетрясение, и он распался на множество островов. Но если мы возьмем акваланг, опустимся на дно морское, то мы увидим, что эти острова все равно на одной платформе. Единство окончательно не исчезло, просто эта «вода», обозначающая грех, разбила нас, разделила.
У меня есть друг – диакон. Периодически он ездит в Сибирь закупать лес для часовен, срубов и т.д. Однажды он приехал в такую командировку в состоянии уныния. Надо отдать ему должное – он не в клуб развлекаться пошел, а на исповедь. Мой знакомый начал рассказывать, что у него на душе – но о том, что он священнослужитель, не говорил. Батюшка выслушал и посоветовал: «Я бы вам посоветовал в ближайшие месяца три причащаться еженедельно». Отец диакон улыбнулся и ответил: «Я уже больше пяти лет причащаюсь больше раза в неделю». Тогда батюшка искренне удивился и сказал: «Ну, тогда, может быть, вам некоторое время вообще не причащаться?»
Теперь представьте: у человека есть супруг или супруга, а детей Бог не дал. Или вообще у человека нет мужа или жены. Что, жизнь такого человека совершенно бессмысленна? Когда-то его жизнь была смыслом жизни для его родителей, а теперь эта цепочка смысла жизни оборвалась, потому что у него нет своих детей?
Мне хотелось бы напоследок дать немножко информации для сердца, чтобы вы не только что-то поняли, но и прочувствовали. Я хочу вам прочитать два коротеньких рассказа, посвященных одной и той же теме – это осознание маленьким ребенком проблемы смерти. Первый рассказ, судя по всему, написан человеком неверующим. Второй рассказ написан явно человеком верующим. Просто я хочу, чтобы вы почувствовали два разных мира, два разных состояния души.
На том маршруте работала женщина-кондуктор. Она подходила к каждому продать билетик – и каждому что-то хорошее говорила, какое-то теплое пожелание. И пока она проходила из конца этого автобуса к началу, у людей разглаживались лица. Они начинали улыбаться. Сама атмосфера из серо-голубой превращалась в розовато-золотистую. У людей жизнь налаживалась.
На форуме добровольцев Путин почти сказал, что пойдет в президенты снова, но не сказал. «Я тут уже: „ДА!!!“ — а потом [Путин говорит]: „Я подумаю“». Путин не только мастер дзюдо, но и мастер паузы. Вот сейчас он поедет на завод ГАЗ в Нижний Новгород и там наверняка объявит. Или подождет до своей большой пресс-конференции 14 декабря. «Никому бы это молчание не простили, кроме Путина». И вообще, кто еще может быть президентом, особенно когда выдвигаются люди, «слишком хорошо известные, но с плохой стороны». «Наши оппоненты» уже готовятся к выборам президента в 2024 году. Выбор места для объявления покажет нам, как будет развиваться страна: «Если будет на заводе, то это индустриализация».
Серафим Саровский видео и молитвы. Сводка на сегодня.