Программа сноса панельных пятиэтажек в Москве реализуется уже не первый десяток лет. Но новый проект реновации – это классический пример «хотели как лучше, а получилось как всегда». Когда хорошую и полезную идею извращают так, что ничего, кроме протеста и отторжения она у людей не вызывает. Все началось с того, что 17 февраля к мэру столицы Сергею Собянину обратились члены городской Общественной палаты с просьбой «законодательно обеспечить» снос морально устаревших пятиэтажек. 21 февраля 2017 года на встрече с Собяниным президент РФ Владимир Путин дал добро на реализацию программы по замене ветхого жилья.
Но у московской мэрии, как оказалось, были свои взгляды на то, как форсировать реновацию. Разработка законопроекта прошла в рекордно короткие сроки, или же трудиться над ним начали задолго до того, как план в общих чертах одобрил президент (впрочем, по содержанию документа это не заметно). Уже 10 марта, через две недели с небольшим, документ был внесен в Госдуму. Речь в нем шла о сносе восьми тысяч домов, в которых живут около 1,6 миллиона человек, то есть приблизительно о 25 миллионах квадратных метров жилья.
Предварительная стоимость программы – 3,5 триллиона рублей, причем в первые три года планируется потратить 300 миллиардов.
Но дело не в цифрах, а в защите конституционных прав граждан-собственников жилья, которые в проекте мэрии оказались сильно урезанными, что вызвало справедливую критику юристов и правозащитников. В настоящее время в проект законопроекта вносятся существенные поправки.