Пожарные добились почти полного сдерживания крупнейшего в истории Калифорнии природного пожара Thomas fire и заявляют, что в округах Санта-Барбара и Вентура теперь безопасно. «Предприятия открыты и стремятся обслуживать общественность. На…
«Мы услышали звуки сирен пожарных машин незадолго до шести утра и решили, что, может быть, пришло время загрузить автомобиль», — рассказала пожилая женщина.
Пожары на западном побережье страны давно уже стали неотъемлемой частью жизни калифорнийцев. Каждый год, на пике летней жары? они вспыхивают то тут, то там, произвольно или по чьей-то недоброй воле – дифференцировать практически невозможно. Как невозможно и привыкнуть к ним. Пожар — это стихийное бедствие, угроза для жизни и имущества людей. Это гибель не только лесов и кустарников, но и всего живого, что в них обитает. Это страшно. На сей раз огонь бушует не на подступах к Лос-Анджелесу, а непосредственно в городе.
Большой Лос-Анджелес, состоящий из сотни мелких городов-районов, географи-чески весьма своеобразен. Его пересекают хребты, холмы и ущелья. Чтобы попасть из одного района в другой, порой нужно преодолевать перевал через гору, по безлюдным, необжитым местам. Это взаимопроникновение города и дикой природы просто поразительно. Отсюда и обилие всякого зверья на улицах и задних дворах частных домов – от скунсов, енотов и белок до койотов и даже горных львов.
Помимо пожаров, провоцируемых затяжными засухами, жарой и очень сухим воздухом, над Калифорнией, как дамоклов меч, висит и другая угроза — исходящая от разлома Сан-Андреас. Чтобы свести до минимума трагические последствия неизбежных землетрясений, в Калифорнии строят облегченные щитовые дома на деревянном каркасе. Но такая мера предосторожности чревата другими последствиями. Деревянные “карточные домики” – прекрасная пища для огня, ничуть не хуже сухих кустарников и изнывающих от жажды деревьев. Доберись до них огонь, и это будет второй, после Чикаго 1871-го, Великий Пожар Америки.
Пожары, обрушившиеся на Большой Лос-Анджелес под занавес нынешнего лета, пожирают растительность и все живое на холмах и горных грядах, что проходят непосредственно через тело мегаполиса, между его жилыми массивами. Они настолько велики, что видны даже с моря, за 30 миль от мест бедствия.
Наш дом стоит на склоне как раз той протянувшейся с юга на север гряды, за которой бушует огненный ад. Над всем городом сизая пелена, а вокруг нас периодами стелется едкий дым, сползающий с горы. Вот уже неделя, как невозможно открыть двери и окна. У всех домочадцев слезятся глаза и першит в горле. Трудно дышать. Врачи по телевидению предупреждают: дым в сочетании с сухим горячим воздухом создает легочные проблемы, причем не только в настоящем, но и в будущем.
По нескольку раз в день, даже ночью, мы подходим к окнам и с тревогой вглядываемся в кромку хребта. Пожар зримо движется на наших глазах – со скоростью 3 км в час. Сначала дым был виден вдалеке, на юго-востоке, потом все ближе и ближе, на перпендикуляре от нашего дома, а потом ушел дальше, в сторону Антилопа Валлей, продолжая дымить на всем оккупированном пути.
Клубы дыма — то серого, то черного, а то вдруг ослепительно белого цвета. Поначалу я не могла понять, как может быть дым таким белым. Позднее услышала в новостях объяснение. Над линией пожара наблюдается редчайшее природное явление: сильно разогретый воздух поднимается от горящей земли и превращается в густое облако пара. Иными словами, над пожаром идет образование облаков.
С наступлением темноты над хребтом высвечивается зловещее зарево с “протуберанцами” огненных языков. Если продвижение огня не остановят и пожар перекинется по эту сторону гор, городам Бербанк, Сан-Валлей и Глендел не поздоровится — здесь много жилья.
Но то, что видно нам, это цветочки, зарницы. А каково тем, к чьим домам огонь подступает вплотную? Тысячи семей сидят на сумках и чемоданах, ожидая сигнала к эвакуации. Там, где есть угроза жилым районам, появляются полицейские на машинах. И уже не уходят, циркулируя по улицам и днем, и ночью, стуча в каждый дом и предупреждая, что надо быть готовыми к отъезду. Они перекрывают доступ в опасный район – мы, например, не смогли пробиться сквозь их заслон к своим родственникам. Если опасность усиливается, на улицах выстраиваются пожарные машины. Через громкоговорители звучат требования немедленно покинуть дома и зону бедствия.
Да, пожары в Калифорнии случаются по нескольку раз за год, но каждый следующий раз кажется, что такого еще не было. И ведь действительно не было. Так близко к городу огонь еще не подбирался. (Если не считать, конечно, сгоревший в центре Лос-Анджелеса Гриффит Парк несколько лет назад, воспламенившиеся холмы совсем рядом с Юниверсал Студиос в Бербанке, сгоревшие дома и многомиллионные особняки голливудских звезд в прошлом году в Малибу, или пожар, возникший на подступах к музею Гетти, вознесенному холмом над городом, в июле этого года, когда пришлось спешно эвакуировать сотрудников музея и посетителей.)
Нынешний “Огненный сезон” начался в штате в середине августа. Сильные лесные пожары возникли к югу от Сан-Франциско. Под угрозой оказались тысячи домов, расположенных в горах. Жители были принудительно эвакуированы и размещены в приютах.
Затем огонь вспыхнул в районе Санта-Барбары, что тоже повлекло за собой эвакуацию. Пламя уже подбиралось к соседнему с Санта-Барбарой городку Голет и к линиям электропередач, снабжающих энергией более 100 тысяч человек. Но отважным пожарным удалось обуздать стихию. Затем вспыхнул мощный пожар в графстве Юба, севернее Сакраменто.
По данным полиции, причиной возгораний в одном случае стал неумышленный поджог – некая туристка бросила в лесу непогашенную сигарету, в другом – костер, разведенный на подпольной плантации марихуаны, в третьем виновницей оказалась птица, задевшая крылом линию высоковольтных передач и упавшая на сухую траву. Сильный ветер подхватил искры с ее перьев, и в считанные минуты началось стихийное бедствие.
К 17 августа на территории штата уже бушевало 11 мощных пожаров, на борьбу с которыми было брошено около 4,5 тысячи брандмейстеров, противопожарные самолеты и вертолеты.
Теперь в опасности второй по величине город Америки. Но на сей раз местные СМИ на удивление мало уделяли внимания пожарам в Калифорнии. Видно, и они устали уже от этой нескончаемой огненной феерии.
Обычно стоит возникнуть где-нибудь одному очагу, как все местные новостные каналы переходят на режим “breaking news”, круглосуточно мусоля горящие кусты и языки пламени, выглядящие особенно эффектно в ночное время. А тут они все словно сговорились. Кругом дым, а найти информацию о происходящем было практически невозможно.
И вот наконец в понедельник, после выступления губернатора Калифорнии, телевидение словно прорвало.
Арнольд Шварценеггер сообщил, что жители почти 6 тысяч домов переброшены в четыре эвакоцентра и что под угрозой сейчас находятся еще около 10 тысяч домов. Что на территории двух графств штата – Лос-Анджелес и Монтеррей, объявлено чрезвычайное положение. Что огонь в пригородах Лос-Анджелеса охватил обширную территорию, за одну только минувшую ночь увеличившуюся вдвое, и продолжает подступать к городу.
Арнольд Шварценеггер обратился с экрана к жителям зоны бедствия с призывом покинуть свои дома. “Это мощнейший и очень опасный пожар, – сказал он. – Огонь в горах не затухает в течение последних четырех дней и все еще совершенно не поддается контролю. Он подступает слишком близко к домам. Мне обещали, что никто не пострадает, но точно никто этого знать не может. Там делают все возможное. Но люди должны быть готовы к эвакуации.”
По данным противопожарного управления Лос-Анджелеса, в борьбе с огнем участвуют почти 3 тысячи пожарников. На помощь калифорнийцам прибыло подкрепление из всех соседних штатов. Но и объединенными усилиями справиться с огнем не удается. “Все, что мы имеем к настоящему времени, – это огненный шторм, который пока не можем остановить”, – разводит натруженными руками уже несколько суток не спавший представитель лесной службы Майк Дитрих.
За прошедший уик-энд площадь лос-анджелесского пожара достигла почти 355 кв. км. Владельцы примерно 6 600 домов получили предписание о немедленной эвакуации.
Нанесенный ущерб уже превысил несколько миллионов долларов. И это на фоне и без того бедственного финансового положения штата! Уже высказываются неутешительные прогнозы, что если в самое кратчайшее время не удастся справиться со стихией, ущерб от этой огненной беды может стать для Калифорнии самым большим за всю историю Америки.
Но есть и еще один весьма настораживающий аспект во всем, что происходит вокруг. Люди обратили внимание на то, что над зоной пожаров не видно в небе самолетов, сбрасывающих обычно воду и химикаты. А поздно вечером в понедельник поступила официальная информация о том, что сезон пожаров в Калифорнии только начался, а августовский огонь уже “съел” большую половину всех выделенных на этот год на борьбу с ним бюджетных средств, и что из-за недостатка финансирования пожарные не имеют возможности использовать в полную силу воздушную технику.
Вот почему, несмотря на опасность, грозящую имуществу и жизням людей, противопожарные самолеты и вертолеты в основном простаивают на земле. Такого, по-моему, Штаты еще себе не позволяли.
Пока что рекордом остается калифорнийский пожар 2007 года, когда огнем была охвачена территория почти в 2 000 кв км – от Санта-Барбары до мексиканской границы. В том пожаре сгорели почти 1,5 тысячи домов, погибли 14 человек. А материальный ущерб составил $1 млрд. На сей раз при 100-градусной жаре и крайне низкой влажности, доходящей до 3% — 9%, чудом молчит пока зловредная Санта-Ана – несильные ветры дуют не из пустыни, а с океана. Но при этом скорость распространения огня каким-то непостижимым образом значительно выше, чем при пустынном ветре.
Более того, огонь продвигается даже против ветра.
Под угрозой возгорания, сообщают воздушные наблюдатели, не только 12 тысяч жилых домов, но и важные государственные объекты.
Так, огонь уже в опасной близости от зданий Лаборатории Jet Propulsion, где NASA осуществляет разработку двигателей для космических аппаратов, обсерватории и нескольких расположенных на горе Вилсон дорогостоящих ретрансляционных вышек – передатчиков теле- и радиосигналов, в том числе работающих на полицию.
Есть уже и первые жертвы – погибли два сотрудника пожарных служб. Они скончались от травм. Во время несения вахты их рабочему автомобилю преградила дорогу стена огня, водитель взял резко в сторону, машина вылетела с дороги и рухнула на горящий склон. Сложность борьбы с огнем для пожарных Калифорнии заключена еще и в ее рельефе. Ведь им приходится сражаться со стихией на крутых, объятых огнем или покрытых толстым слоем пепла склонах.
Эксперты не исключают, что пожары могут продлиться еще с неделю, по крайней мере, падения температуры в ближайшие дни не предвидится (а о спасительном дожде, разумеется, нет и речи). На данный момент, по официальной информации, удалось потушить только 5% охваченных огнем территорий. То, что уже горит, и без помощи пожарных прогорит и погаснет – само. Лишаясь пищи, огонь, как известно, умирает. Проблема в другом – не дать ему добраться до жилых районов. Несколько десятков домов он уже поглотил.
Работу пожарных служб зачастую осложняют сами же горожане, не желающие покидать свои жилища. Одни после объявленной эвакуации гасят в доме свет, запирают двери и сидят притаившись в темноте, чтобы полицейские и пожарные их не обнаружили. Другие думают, что способны собственными силами не подпустить к дому огненную лавину, не представляя ее сокрушительной силы и напора. Они пытаются удерживать огонь на расстоянии водой из садовых шлангов, а в результате спасаются потом бегством.
Убеждая непокорных подчиниться призывам об эвакуации, Шварценеггер рассказал, что есть уже случаи, когда люди, недооценившие всю серьезность и опасность ситуации, пострадали от пожаров – три человека получили ожоги и очень серьезные травмы из-за того, что не послушались. “Хоть я и обещал, что ни одно здание не сгорит, – в своем последнем выступлении сказал наш самонадеянный губернатор, – но теперь уже не так уверен в этом. Пожарники делают все возможное. Я призываю людей: не игнорируйте призывы к эвакуации!”
Представляете, каково это — приехать домой и увидеть, как вот такое спускается к вам по склону холма?! Одна их типичных картин конца света прямо перед вами. Мы сейчас в безопасности, семья и друзья тоже. Ужас! ?
Глава пожарной службы Калифорнии Кен Пимлотт сказал, что при таком ветре бороться с пожаром невозможно. Уровень угрозы в связи с пожарами в штате повышен до самого высокого — «пурпурного».
Крупным лесным пожарам, как и ураганам или тайфунам, теперь даются имена. Последний по времени пожар Томас на юге Калифорнии уже охватил территорию площадью в 36 тысяч гектаров.
Департамент автотранспорта Калифорнии (DMV) публиковал список новых законов, которые вступят в силу с 1 января 2018 года, поэтому любой, кто не планирует в течение следующего года отказываться от своего транспортного…
Пожертвование в размере $1 миллион в честь умершего в мае певца Криса Корнелла, бывшего солиста группы Soundgarden, будет поддерживать стипендии для студентов юридического факультета Калифорнийского университета. Фонд стипендии Криса Корнелла…
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2017 года, ЭЛ № ФС 77 — 70194 от 21 июня 2017 года
Skirball Fire — всего лишь один из пяти пожаров, которые вспыхнули на территории Южной Калифорнии, после Thomas Fire в округе Вентура, Rye Fire возле Санта-Клариты, Creek Fire возле Сильмара и еще одного пожара без имени возле Сан-Бернардино.
Пожары в Лос-Анджелес. Подробные данные на 03.01.2018 г.
Отмечается, что в настоящий момент огонь бушует в четырех районах южной части штата. Площадь пострадавшей территории составляет около 50 тыс. га.
«Изменение климата не просто способно создать ад на земле — это уже происходит. Это сцены из Калифорнии, около Санта-Моники, 3 часа назад».
Кроме того, местные СМИ сообщали о гибели одного человека в результате ДТП, причиной которого стал пожар.
Патриша Мур, 84-летняя жительница Лос-Анджелеса, сказала корреспонденту агентства Франс Пресс, застигшему ее за укладкой собственных вещей в машину: «Вчера пожар был к северу от нас и в отдалении, но сегодня мы проснулись, и горело уже на востоке».