В хрущёвский период был принят ряд мер экономического характера против РПЦ: например, в 1961 году в большинстве церквей разрешалось оставлять только одну кружку (на общецерковные нужды) и подходить с тарелкой для сбора пожертвований к человеку только один раз. В 1962 году все служители церкви были переведены на оклады (до этого доход большинства служителей зависел от совершаемых треб). В 1961 году служители РПЦ (певчие церковных хоров, регенты, органисты, служители религиозных культов, получавшие доходы от преподавательской деятельности в духовных учебных заведениях, а также от работы в органах управления религиозных объединений) были обязаны уплачивать повышенный налог как некооперированные кустари. В 1961 году стали взимать налог с пособия на лечение, за исключением необлагаемого минимума (раз в год двухмесячный оклад для служителей старше 60 лет, месячный — для всех остальных)[95].
Численность зарегистрированного духовенства не только была резко сокращена, но его устранили от непосредственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью приходов: соответствующую поправку в положение об управлении РПЦ внёс Архиерейский собор 18 июля 1961 года; власти принимали меры для ограничения участия молодёжи в богослужебной и иной церковной деятельности[100]. Было закрыто 40 монастырей (в частности, в Молдавии из 15 уцелел один), пять духовных семинарий из восьми, причём приём в каждую из оставшихся был ограничен. Повсюду сократилась сеть действующих храмов, особенно сильно — в восточных областях Украины, где их осталось не более 20—25 % послевоенного уровня (например, в Днепропетровской области после ликвидации в 1958—1963 годах 85 приходов действующих церквей осталось всего 25[101]). Вместе с тем власти стремились использовать авторитет Церкви для укрепления позиций СССР в международном сообществе, для чего в 1961 году было инициировано вступление РПЦ (и ряда других христианских религиозных организаций) во Всемирный совет церквей.
23 января (ст. ст.) 1918 года был опубликован утверждённый 20 января СНК РСФСР Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви[69], которым Церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности; религия стала исключительно частным делом граждан. Взявшие в России (РСФСР, позже СССР) власть большевики открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»[70]; политические послания Патриарха Тихона, которые в 1918 году распространялись в форме отпечатанных листовок, были восприняты властями как призывы к саботажу.
Свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605) Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606) [7] Сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611) Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611) Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский. Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633) Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641) Свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652) Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666)) Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672) Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673) Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690) Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700) Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский) Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод Свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925) Сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями Сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925 Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский Сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944) Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970) Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990) Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008) Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
По состоянию на 2016 год, владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине, используя 11 296 сооружений и мест для молитвы из всех 28 841 существующих в стране (больше всего сооружений находилось в Хмельницкой (926) и Винницкой (908) областях, меньше всего — во Львовской (28), Ивано-Франковской (30) областях и Киеве (91))[6].
Полный статус юридического лица был обретён Русской православной церковью 30 мая 1991 года, когда министерство юстиции РСФСР зарегистрировало Гражданский устав Русской православной церкви, одобренный Священным синодом 31 января того же года, что стало возможным с изменением законодательства о свободе совести и религиозных организациях в СССР[113]. До того правовой статус РПЦ регулировался постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, изданным на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Со стороны властей РСФСР в 1990—1991 годах Русская православная церковь получила несколько уступок, что могло быть связано с попыткой Бориса Ельцина опереться на духовенство. В декабре 1990 года постановление Верховного совета РСФСР провозгласило Рождество Христово нерабочим днём. 31 декабря 1991 года вышло распоряжение Президента России «О возвращении Русской православной церкви строений и религиозной литературы»[110].
Московский патриархат отверг украинскую церковь. Все новости.
28 января 2015 года Киевсовет исключил УПЦ (МП) из перечня религиозных конфессий, которым предоставляются льготы по оплате налога на землю, в связи с тем, что «священники УПЦ (МП) в зоне АТО ведут антиукраинскую пропаганду и отказываются отпевать погибших воинов украинских Вооружённых сил»[79]. На следующий день городской голова Виталий Кличко наложил вето на это решение, заявив о недопустимости дискриминации на основании религиозных или иных убеждений[80].
В начале 1990-х годов в прессе звучали заявления о связях духовенства РПЦ с советскими органами политического сыска и шпионажа[117]; заявлялось, что архивы изобличают степень активного вовлечения иерархов Московской патриархии в деятельность КГБ за рубежом[118][119][120][121][122][123].
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Письмо Архиерейскому собору РПЦ от Патриарха Киевского Филарета наделало шуму по обе стороны украино-российской границы. «Что это было» не спросил/не настучал в Фейсбуке только ленивый или совершенно равнодушный к миру.
УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими православными Церквами, действующими на территории Украины: Украинской православной церковью Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью, которые предъявляют претензии на помещения и имущество УПЦ и силой захватывают её приходы[69][70].
29 июля 1927 года под давлением властей митрополит Сергий выступил с посланием, известным как «Декларация». Реакция на заявление митрополита Сергия в церковных кругах была крайне противоречивой. Зарубежный (Карловацкий) синод отверг и осудил её. Часть иерархов внутри страны, расценив поступок митрополита как предательство интересов Церкви, открыто объявила об отходе от него (см. Иосифляне (XX век)), часть прекратила поминовение митрополита Сергия (см. Непоминающие). Часть, не будучи солидарны с рядом положений Декларации, оценили её характер как вынужденный, сохранили доверие к Сергию как руководителю Церкви. Однако надежды митрополита и его сторонников в отношении властей не оправдались. Синод, возглавлявшийся Сергием, юридического признания не получил и в мае 1935 года вынужден был «самоликвидироваться», аресты духовенства и административное закрытие храмов возобновились с новой силой с 1929 года. Так, в 1937 года было закрыто более 8 тысяч храмов, де-факто ликвидировано 70 епархий и викариатств (формально они продолжили существовать до епархиального переустройства в 1943 году). В течение 1937—1938 НКВД повсеместно провёл массовые операции по арестам и расстрелам духовенства. По окончании этой спецоперации 16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Комиссию Президиума ЦИК СССР по вопросам культов. Репрессии 1937—1938 года затронули и обновленцев. Если в начале 1938 года у них насчитывалось 49 правящих архиереев и 11 пребывающих на покое, то к лету 1941 года правящих обновленческих архиереев осталось 2, остальные выжившие находились на покое или в заключении.
В условиях вынужденного военно-политического союза с Великобританией и США Иосиф Сталин стал перед необходимостью прекратить антирелигиозную и антицерковную кампании в СССР, которые имели крайне негативное воздействие на общественное мнение союзных держав; Франклин Рузвельт прямо обусловил оказание помощи ослаблением репрессий против религии в СССР[80]. «Уже в конце октября 1941 года прибывший в Москву его [Рузвельта] личный представитель А. Гарриман сообщил Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской церкви, передал просьбу президента улучшить её правовое и политическое положение в России»[81].
В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства, в результате которой в РПЦ, как и в ряде других поместных церквей, будет действовать трёхступенчатая система: Патриархат — митрополия — епархия[126][127]. Значительно возросло число епархий и епископов (прежде всего в России). Кроме Архиерейских соборов стали регулярно проводиться архиерейские совещания[128].
Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.
Московский патриархат 09 декабря 2017 г. (обновлено).
Русская Православная Церковь до сих пор не исключает начала диалога с самопровозглашенной Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата (УПЦ КП), сообщил сегодня глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Последние изменения в Уставе Русской Православной Церкви, касающиеся Украинской Православной Церкви, создадут лишь новые проблемы для УПЦ (МП). Такое мнение "Обозревателю" высказал заместитель директора научно-исследовательского института украиноведения Министерства образования Украины, историк Арсен Зинченко.
22 июня 1941 года митрополит Сергий, вернувшись в канцелярию Патриархии от воскресной литургии в Богоявленском соборе, собственноручно отпечатал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал всех стать на защиту Родины[79]. Обращение было разослано по всем приходам. 26 июня в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен о даровании победы, после чего подобные молебствия стали совершаться во всех храмах Русской церкви. Была организована широкая кампания по сбору средств, на которые были построены и переданы действующей армии танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского.
Патриарх Гермоген (1606—1612) был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нём в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги. Был активным противником поляков, за что заключён в Чудовом монастыре, где и умер от голода.
Московский патриархат и православная украинская церковь. Подробные данные на 09.12.2017 г.
[]