Если вы начинали смотреть Формулу-1 в конце 90-х — начале нулевых, то наверняка задавались таким вопросом: «Как бы выглядели чемпионы мира Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен, если бы пилотировали машину Minardi, а не Ferrari и McLaren?» И ведь у вас был шанс узнать ответ! В 2002 году Берни и его сподвижник, президент FIA Макс Мосли, подготовили пакет радикальных мер по повышению популяризации чемпионата мира. Многие из них в дальнейшем претворились в жизнь и существуют до сих пор — например, ограничение тестов, количества двигателей и коробок передач на сезон. Но самым революционным предложением было лишение контрактов гонщиков с конюшнями! Международная автомобильная федерация сама бы проводила отбор двух десятков пилотов, которые в каждом Гран При переходили бы из команды в команду. После первых 10-11 гонок, когда круг должен был замкнуться, участники смогли бы выбирать технику в порядке очереди — в зависимости от положения в чемпионате. «Никто тогда больше не сказал бы, что гонщик выиграл титул благодаря машине», — объяснял это предложение Мосли.
Вопрос: Какую покупку вы считаете самой неудачной?
Пьер Гасли: Я всегда аккуратно относился к деньгам. Ни разу не тратил большие деньги на какие-то глупости. Но иногда такое бывает, когда я хожу в казино и играю в рулетку. Я не знаю почему, но это вызывает у меня такие сильные эмоции, которые я не могу испытать нигде, кроме как за рулем гоночной машины. И рулетка, и гонки приводят к мощному выбросу адреналина.
Гонки Формулы-1 в последние годы редко балуют болельщиков дождевым шоу — это случается один-два раза за весь чемпионат. Максимум — трижды, как в 2011-м и 2015-м. В двухколесном аналоге Больших Призов, чемпионате MotoGP, заездов на мокрой трассе почему-то всегда больше — в среднем 4-5 гонок в году. Возможно, Ф1 просто меньше попадает в сезоны дождей в той или иной географической точке планеты, но факт остается фактом: гонок «по-скользкому» в Формуле-1 очень мало. Казалось бы, что тут можно сделать? Не вызывать же дождь при помощи танцев с бубном! Однако Берни в 2011-м решил, что можно и вовсе обойтись без помощи небесной канцелярии, поливая трассу с помощью спринклеров — таких же, что установлены на французском автодроме Поль Рикар. «Намочить асфальт несложно, почему бы этим не пользоваться, чтобы сделать гонки интереснее? — сказал перед началом сезона-2011 Экклстоун. — Например, можно включать оросители на 20 минут в середине заезда и на последних десяти кругах. Заранее об этом ничего не будет известно, и все окажутся в одинаковых условиях».
Вопрос: Тим-менеджер отвечает и за пит-стопы…
Грэм Уотсон: Три последних года у Toro Rosso были проблемы со сменой резины. Нам не хватает стабильности. Сейчас всё стало лучше, благодаря новому оборудованию и более продуманным тренировкам. Я постоянно общаюсь с коллегами из проектного бюро, стараясь улучшить крепление колеса. Чтобы мы достигли целей, всё должно быть оптимизировано.
Очередные перемены регламента произошли в 1961-м, когда в FIA решились на переход на 1,5-литровые моторы, и Ferrari вновь отпраздновала победу в обоих зачётах чемпионата, хотя в предыдущем сезоне на трассах господствовали гонщики Cooper.
Предложение вызвало неоднозначную реакцию в паддоке Формулы-1. Среди тех, кто поддержал идею искусственного дождя, оказался официальный поставщик шин Pirelli. «На самом деле это не такая безрассудная идея, как может показаться с первого взгляда», — заявили в руководстве итальянской компании. А в особый восторг от задумки Экклстоуна пришли промоутеры гонки в американском Остине, которая тогда только готовилась к включению в календарь чемпионата мира. «Это потрясающая идея, которая поможет гонщикам продемонстрировать свой талант», — заявил генеральный директор трассы COTA Таво Хеллмунд.
Вопрос: Что каждому стоит попробовать хотя бы один раз в жизни?
Пьер Гасли: Проехать за рулём машины Формулы 1.
В старших классах у меня всегда были такие записи: «У него хороший потенциал, но он почти никогда не появляется в школе!». Практически каждый уик-энд я занимался картингом.
Самочувствие Михаэля Шумахера на сегодняшний день 12.02.2018 г. Всё, что известно на данный момент.
Точный регламент – это не всегда плюс. Можно интерпретировать регламент буквально, как это делают все. Но в Формуле 1 команды платят инженерам, чтобы они анализировали все возможные интерпретации регламента, чтобы воспользоваться любой двусмысленной формулировкой.
Хочется пообщаться с людьми, которые добились очень многого в спорте, узнать залог их успеха. Среди таковых Майк Тайсон, Роджер Федерер, Михаэль Шумахер…
Правильно ли сделали в Liberty Media, решив заменить девушек детьми, — это другой вопрос, заслуживающий отдельного внимания. Скажем спасибо новым владельцам Формулы-1 хотя бы за то, что они не стали продолжать дело, начатое Берни…
Сначала я работал в тестовой бригаде, а в 1998-м стал главным механиком. В 2001-м я перешёл в Honda, где я налаживал связь между боксами и инженерами. Именно эту должность я занимал во времена Brawn GP. Когда команда была продана Mercedes в 2010-м, я стал тим-менеджером в Lotus Racing, которая в итоге была переименована в Caterham. Вот такое приключение!
Сам Берни Экклстоун на протяжении почти всей эры своего правления был ярым противником подобных инициатив и лишь незадолго до ухода со своей должности изменил точку зрения. Можно сказать, его «осенило» на Гран При Бразилии 2016 года, когда из-за сильного дождя гонка оказалась разделена на две части красными флагами.
Я над этим не думал, поскольку с самого детства гонял мяч, и другого хобби у меня не было. И сейчас, если есть свободное время, бегаю с друзьями в футбол.
Вопрос: Как изменилась ваша работа за четыре года, которые вы провели в Caterham в качестве тим-менеджера?
Грэм Уотсон: Сейчас техника стала сложнее, а люди – хитрее. Эпоха, когда хватало одного инженера и трех механиков, чтобы обслужить машину Формулы 1, давно в прошлом. Сейчас нужна целая армия инженеров и техников узкой специализации. Поэтому, в основном, я должен за всем следить и распределять обязанности. Невозможно заниматься сразу всем – дел слишком много. Мои задачи не изменились, но чтобы их выполнять, мне нужно несколько компетентных помощников.
Вопрос: Чего вам больше всего не хватает, когда вы путешествуете?
Пьер Гасли: Семьи. Я покинул дом, когда мне было 13 лет, так что побыть ребёнком мне удалось не так уж долго. Всегда приятно возвращаться домой. У меня большая семья – четыре брата.
Но противников, конечно, было больше, и особенно жестко по предложению Берни прошелся пилот команды Red Bull Racing Марк Уэббер: «Нет и еще раз нет! Мастера дождевых гонок Джим Кларк и Айртон Сенна в гробу перевернулись бы от такого решения!»
Состояние здоровья Михаэля Шумахера на 12.02.2018 г. (обновлено).
Вопрос: Мы уже говорили о том, что Формула 1 становится всё более профессиональной. В такой ситуации тим-менеджер по-прежнему участвует в разработке стратегии?
Грэм Уотсон: В сущности, нет, или же, скажем так: он контролирует логичность стратегии. В её основе – данные программ, которые проводят постоянную имитацию гонки и прорабатывают все возможные сценарии. За этим следят гоночные инженеры, Джеймс Ки и я.
Вставлять палки в колеса лидерам, вечно портящим интригу в гонках и чемпионате, всегда было любимым занятием Берни. Чего только не предлагал седовласый англичанин: определение стартовых позиций посредством жеребьевки, перевернутая стартовая решетка, добавление весового гандикапа, штрафное время для обладателя поула… К счастью, все это так и осталось на уровне предложений и в регламент Формулы-1 не попало. Равно как и еще одна революционная задумка Экклстоуна в конце 80-х.
Вопрос: Вы в паддоке с 1996 года и за это время пересекались со многими гонщиками. Что изменилось в гонщиках за 20 лет?
Грэм Уотсон: Новые технологии повлияли и на эту сферу. Герхард Бергер – это первый гонщик, с которым я работал. Он вынужден был работать по старинке, потому что симуляторы были на раннем этапе развития. Инженеры опирались в основном на его комментарии.
Вопрос: Вы что-нибудь коллекционируете?
Пьер Гасли: В прошлом я коллекционировал все свои кепки, но затем их стало так много, что они заполнили всю мою комнату, так что я раздал их все друзьям или моим механикам. Сейчас я хочу начать собирать призы за победы! (смеётся) У меня есть все мои кубки прошлых лет, но было бы неплохо вновь вернуться к коллекционированию трофеев.
Когда организаторы чемпионата принимают решение серьёзно пересмотреть технический регламент, то делается это для того, чтобы сделать гонки интереснее, зрелищнее, а иногда безопаснее. По крайней мере, так говорится официально. Но на самом деле одна из главных задач сводится к тому, чтобы повлиять на расстановку сил, попытаться скорректировать правила игры, чтобы прервать затянувшийся период доминирования той или иной команды, ведь это редко идёт на пользу спорту.
Журналисты немецкого Auto Motor und Sport проанализировали 12 случаев в истории Формулы 1, когда регламент претерпевал значительные изменения, и сложилась по-своему любопытная картина.
Вопрос: Что самое лучшее в том, чтобы быть ребенком?
Пьер Гасли: Можно делать всякие глупости и не нести за это ответственности.
Вдохновившись в конце 2000-х летними Олимпийскими играми в Пекине или, может быть, ныне почившей гоночной серией A1GP, где пилоты представляли страны и получали медали, Берни на полном серьезе заговорил о необходимости пересмотра схемы определения чемпиона мира. Его идея заключалась в том, чтобы обладателем золота по итогам года стал не гонщик, набравший максимальное количество очков, а пилот с наибольшим числом побед.
Кроме техники, во многом изменилась физическая подготовка. Михаэль Шумахер первым из гонщиков начал серьезно тренироваться. Он же первым понял, что за счет быстрого пит-стопа можно отыграть десяток позиций. Гонщики, которые пришли в Формулу 1 после Бергера, Жана Алези и Михаэля Шумахера, воспользовались результатами этой тихой революции, они запомнили урок. После этого сильно изменилось отношение гонщиков к работе.
Шумахер (Schumacher) Михаэль (Michael) кто такой чем знаменит. Всё, что известно.
Впрочем, нет смысла опережать события, всё-таки это Формула 1, и теоретически они могут развиваться по любому сценарию, в том числе и довольно неожиданному, а все исторические закономерности будут опровергнуты.
Доминирование Mercedes продолжалось не очень долго, но закончилось оно не потому, что появились сильные соперники: после трагедии, произошедшей в Ле-Мане в 1955 году, в Штутгарте решили уйти из автоспорта.
Вообще-то это была бывшая Tyrrell, которая затем превратилась в B.A.R, после чего стала заводской командой Honda, но формально команда Росса Брауна была новой, да и двигатели на ней стояли уже не японские, а немецко-британские – Mercedes. Ещё накануне сезона Браун честно предупредил, что он воспользовался одной из серых зон регламента: техническое решение, появившееся на машинах, построенных в Брэкли, получило название «двойной диффузор». Сначала на это признание никто не обратил внимания, но затем, когда все увидели, сколь быстры машины BGP 001, сразу были поданы официальные протесты.
Привело это все к тому, что после выезда на стартовое поле гонки в Бахрейне пилоты ушли на пит-лейн или в боксы, устроив тем самым мини-бойкот, который ударил по телевизионной картинке. И только после того, как гонщики пригрозили повторить акцию на следующем Гран При в Австралии, Экклстоун пошел на попятную.
Вопрос: Какой сверхъестественной способностью вы бы хотели обладать – уметь летать или становиться невидимым?
Пьер Гасли: Я бы хотел уметь и то, и другое. Если мне нужно узнать, что происходит на совещании в команде, я бы смог подкрасться незаметно. А во время гоночного уик-энда я мог бы просто улетать из паддока.
Состояние Шумахера на сегодня 12.02.2018 г. Эксклюзив.
Мне очень нравится керлинг, фристайл и прыжки с трамплина. Эти виды спорта смотрю ради удовольствия, но переживаю только за украинских спортсменов.
Издание напоминает, что два десятилетия назад Tommy Hilfiger стал первым неавтомобильным спонсором команды Ferrari, за которую выступал Михаэль Шумахер. По данным инсайдеров, теперь Томми «положил глаз» на главного пилота Mercedes Льюиса Хэмилтона. Но напрямую сотрудничать с ним оказалось невозможно, так как британский автогонщик связан эксклюзивным контрактом с Hugo Boss. Тогда Хилфигер решил стать спонсором всей команды.
— С первого же посещения гонок «Формулы-1» я был полностью очарован миром автоспорта, — говорит Томми Хилфигер. – И я рад вернуться на эту арену вместе с действующими чемпионами мира и лучшей командой Mercedes-AMG Petronas Motorsport. Это будет невероятный сплав моды и «Формулы-1».
Шумахер Михаэль — Википедия. Недавние события.
Устав от доминирования тандема McLaren-Honda, выигравшего 25 из 32 гонок за два года, Экклстоун загорелся идеей обязательных пит-стопов для лидеров. План заключался в том, что пилот, на счету которого есть хотя бы одна победа в сезоне, во всех оставшихся гонках должен обязательно заезжать на пит-лейн по ходу дистанции. Две победы — два заезда, три и более — три остановки. При таком правиле Айртону Сенне и Алену Просту в 1988 и 1989 годах постоянно приходилось бы обгонять и прорываться вперед. Это, конечно, добавило бы соревнованиям интереса: в те времена на финише в одной минуте с победителем оказывались лишь четыре-пять гонщиков. Но слишком уж несправедливым было предложение Берни…
Вопрос: Как вы перешли из ралли в Гран При?
Грэм Уотсон: Я участвовал в чемпионате мира по ралли в 1991 и 1992 годах вместе с Ford, а затем нашёл работу в M-Sport. Но спустя четыре года в ралли мне захотелось попробовать что-нибудь новое. Я познакомился с парнем, работавшим механиком в Формуле 3000 в команде Madwick. Он спросил, не будет ли мне интересна вакансия, которая должна появиться только в 1995 году! В итоге я оставался без дела на 1994-й, но всё равно согласился.
В 1998-м при поддержке тогдашнего президента FIA Макса Мосли грянула очередная реформа регламента: машины стали уже, вместо сликов появились шины с канавками. Поскольку Ньюи тогда уже работал в McLaren, вряд ли стоит удивляться, что два года подряд гонщик этой команды, Мика Хаккинен, становился чемпионом мира. Правда, Кубок конструкторов McLaren выиграла только в 1998-м, а в следующем сезоне он уже достался Ferrari – несмотря на то, что Михаэль Шумахер из-за травмы пропустил шесть этапов.
Отказ Liberty Media от грид-гёрлз — решение весьма спорное и не совсем понятное. Можно винить нового исполнительного директора Формулы-1 Чейза Кэри и его соратников Шона Братчеса и Росса Брауна в том, что они пошли на поводу у феминисток, взявшихся отстаивать права девушек, которым нравилась их работа на этапах чемпионата мира. Но, по крайней мере, в Liberty не стали наступать на грабли, на которые со всего разбегу прыгнул Берни Экклстоун в 2016-м, когда на двух Гран При таблички с номерами пилотов держали модели-мужчины.
Автоспортивное сообщество в большинстве своем отнеслось к предложению Берни негативно. Однако Экклстоун несколько месяцев активно лоббировал свою «гениальную» идею, настаивая, что только так гонщики будут бороться изо всех сил, и совсем забывая о тех, кто не в состоянии претендовать на попадание в первую тройку на финише.
Но в Williams тогда уже работал Эдриан Ньюи, поэтому машины этой команды отличались исключительно эффективной аэродинамикой, и два года подряд – в 1996-м и 1997-м – главные награды чемпионата выигрывали гонщики Фрэнка Уильямса.
Например, так было с Ferrari в 1953-м (Альберто Аскари), с Mercedes в 1955-м (Хуан-Мануэль Фанхио), с Brabham в 1967-м (Денни Халм), с McLaren в 1990-м (Айртон Сенна) и в 1999-м (Мика Хаккинен), с Benetton в 1995-м (Михаэль Шумахер), с Mercedes в 2015-м (Льюис Хэмилтон).
Вопрос: Какой самый досадный момент из гоночной карьеры вы можете вспомнить ?
Пьер Гасли: Вероятно, прошлогодний тайфун в Японии на этапе SuperFormula. Я проиграл титул с разницей в половину очка, и произошло это из-за погоды! Я бы предпочел уступить десять очков по какой-либо причине, чем половину очка из-за тайфуна.
Михаэль Шумахер видео. Свежая информация.
Михаэль Шумахер 2018-02-12