Минимальная сумма алиментов на ребенка в 2018 году — свежие новости
На протяжении последних лет в российском обществе регулярно поднимается вопрос о том, что существующая сейчас в России модель взыскания алиментов далека от совершенства. Одна из самых острых проблем — большинство алиментоплательщиков «стройными рядами» переходят в разряды должников, оказываясь в сложном материальном положении, а нуждающиеся в выплатах дети в итоге остаются без получения ежемесячного денежного содержания от второго родителя (на практике это обычно отец ребенка и бывший муж его матери).
Ввиду такой неутешительной практики, нововведения в законодательство по алиментам, принятые в 2017 году, в первую очередь направлены на борьбу в 2018 году с должниками и алиментной задолженностью, а также на разработку дополнительных социальных гарантий для ущемленных в правах получателей.
Власти РФ рассматривают предложение об установлении минимальной суммы алиментов на ребенка не в процентах от зарплаты, а в конкретной сумме. Размер алиментов должен соответствовать прожиточному минимуму.
Служба судебных приставов (ФССП) провела опрос среди населения, касающийся существующей в России системы взыскания алиментов на детей. Обсуждение было достаточно активным: представители ведомства приняли около 6 тысяч различных замечаний и предложений.
Граждане говорили о недостатках в работе отделений ФССП, о необходимости использования современных технологий (в частности, об обеспечении возможности общения по смс-сообщениям или через официальный сайт). Однако в наибольшей степени россиян волновала проблема с уплатой алиментов: многие считают, что государство должно установить минимальную сумму алиментов на ребенка – наподобие МРОТ.
«Поступило предложение об определении размера алиментов не в долях от заработной платы или иного дохода должника, как это происходит в настоящее время, а установлением минимального размера алиментов в соответствии с величиной прожиточного минимума», — рассказали представители ФССП.
Минимальная сумма алиментов в 2018 году
Содержание
Минимальная сумма алиментов в 2018 году
Вместо алиментов — пенсия по потере кормильца
Привод и задержание должников судебными приставами
Индексация алиментов работодателем
Увеличение размера долга для наложения запрета на выезд заграницу
Создание специального социального банковского счета
Читайте такжеМать троих детей рэпера P.Diddy найдена мертвой
Законодательство РФ устанавливает, что родитель, оставивший семью, должен часть своего заработка отдавать на воспитание и материальное содержание детей. На одного ребенка взимают 25% от дохода, на двух детей – 33%, на трех и более детей – 50%.
Гражданам, не имеющим постоянного заработка, назначают алименты, исходя из регионального МРОТ. Имея ввиду, что с 1 мая 2018 года МРОТ в России составляет 11 163 руб., алименты по минимуму должны составлять на одного ребенка – 2790, 95 руб., на двух детей – 3683,79 руб., на трех и более детей – 5581,5 руб. Отметим, что эти суммы – средние по России, они отличаются в зависимости от МРОТ, установленного в регионе.
Представители ФССП обещают проанализировать все поступившие замечания и по результатам сформулировать свои предложения. По сведениям ведомства по состоянию на 1 октября 2018 года в работе подразделений ФССП находилось 31,3 млн. исполнительных производств на сумму 3,8 трлн. рублей.
Вместо алиментов — пенсия по потере кормильца
Одно из самых неоднозначных предложений поступило из Министерства юстиции РФ. 4 октября 2017 года Правительство внесло в Госдуму законопроект № 277183-7 «О признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим, если его розыск оказался безрезультатным». Эта мера была предложена Минюстом еще в феврале 2017 года и длительное время проходила активное общественное обсуждение. Федеральный закон был принят и вступил в силу 7 марта 2018 года, и уже имеются первые результаты признания должников без вести пропавшими.
Основной задачей проекта федерального закона является представление материальной гарантии ребенку, не получающему алименты по причине неустановленного местонахождения второго родителя (когда алименты судом были взысканы, но удерживать их не представляется возможным из-за того, что плательщика невозможно разыскать).
Согласно нововведению, судебный пристав-исполнитель при объявлении должника в розыск будет обязан осуществлять следующую процедуру:
Спустя 1 год безуспешных розыскных мероприятий закрыть исполнительное производство.
Вызвать получателя средств на прием и разъяснить ему право и регламент дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании неплательщика без вести отсутствующим лицом.
В таком случае при обращении в суд взыскатель алиментов сможет рассчитывать на положительное решение суда о признании должника безвестно отсутствующим, на основании которого отделение Пенсионного фонда по месту жительства будет обязано назначить ребенку пенсию по потере кормильца. По действующим до 2018 года нормам сделать это крайне затруднительно.
Однако данная инициатива законодателей не нашла стопроцентной поддержки и вызвала оживленные споры среди практикующих юристов, депутатов Госдумы и сенаторов:
Дело в том, что пенсия по потере кормильца, безусловно, является хорошей альтернативой отсутствующим алиментам, однако бремя неплательщиков, не исполняющих свои законные обязательства, при этом фактически перекладывается на государство и федеральный бюджет, что тоже не совсем справедливо.
Признание человека пропавшим без вести повлечет его освобождение также и от других невыплаченных обязательств (например, штрафов ГИБДД, кредитных долгов и т.д.), что недопустимо с точки зрения работы соответствующих структур и ведомств.
Привод и задержание должников судебными приставами
С середины 2016 года за образование алиментной задолженности лицо может быть подвергнуто административной ответственности в рамках ст. 5.35.1 КоАП РФ:
обязательным или исправительным работам;
выплате административного штрафа в размере до 20 000 руб.;
административному аресту на срок от 10 до 15 суток.
Однако, чтобы осуществить в отношении должника какую-либо административную меру, его необходимо вызвать на прием для дачи объяснений. А поскольку большая часть неплательщиков скрывается от правосудия, то необходимо применять принудительные задержание и доставление. За содействием по этим вопросам ранее судебные приставы должны были обращаться в органы внутренних дел (полицию).
В соответствии с новым законом от 30.10.2017 г. № 309-ФЗ в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, позволяющие судебным приставам-исполнителям самостоятельно осуществлять задержание и доставление должников в отделы для дачи объяснений, без привлечения сотрудников УМВД.
Практика применения уже показала, что это нововведение значительно сокращает время проведения дознания и упрощает механизм борьбы с задолженностью по алиментам.
Индексация алиментов работодателем
Еще одним новым законом от 14.11.2017 года № 321-ФЗ были приняты изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ и некоторые статьи федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», касающиеся индексации алиментов и задолженности из-за их неуплаты. Теперь обязанность индексации выплат лежит на работодателе независимо от того, кем на рабочее место предъявлен исполнительный лист — взыскателем или судебным приставом.
В связи с этим работодатель должен самостоятельно производить ежеквартальное увеличение алиментов, взысканных только в твердой денежной сумме, в соответствии с ростом прожиточного минимума населения в регионе проживания. Ранее подобная обязанность лежала на самих судебных приставах, что во многом усложняло их работу, и нередкими были случаи неисполнения индексации — и, как следствие, ущемление законных прав получателей. То есть в значительной мере это нововведение было принято для того, чтобы снять избыточную нагрузку с работников ФССП и защитить права несовершеннолетних детей на получение алиментов в предусмотренном законом размере.
Увеличение размера долга для наложения запрета на выезд заграницу
С 1 октября 2017 года вступили в силу поправки в законодательство в части увеличения минимальной суммы долга, запрещающего гражданину выезжать заграницу — для большинства долгов этот предел увеличился с 10 до 30 тысяч рублей.
Однако это нововведение не имеет отношения к неплательщикам алиментов — для них минимальная сумма долга для наложения запрета на выезд за пределы РФ остается прежней — от 10 тысяч. рублей (п. 1 ст. 67 федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Поэтому, как и раньше, при наличии суммы алиментной задолженности, превышающей 10000 рублей судебный пристав-исполнитель имеет полное право (более того — даже обязан) вынести постановление о запрете на покидание пределов страны «уклонисту», и ссылаться на изменения исполнительного законодательства последнему не имеет смысла.
Создание специального социального банковского счета
Сейчас судебные приставы-исполнители при наличии алиментной задолженности имеют право блокировки и снятия денежных средств, находящихся на всех без исключения счетах должника. Для этого они отправляют запросы в банки и иные кредитные организации с целью выявления у неплательщика открытых банковских счетов и средств на них. При этом судебный пристав не обязан выяснять целевое назначение этих средств (будь то заработная плата, пенсия по старости или инвалидности, пенсия по потере кормильца для ребенка и т.д.).
Между тем существуют законные ограничения видов доходов, на которые может быть обращено взыскание. В частности, к доходам, которые не могут быть удержаны в счет погашения долгов и других обязательств, относят:
начисленные алименты в пользу несовершеннолетних детей;
пенсии по утрате кормильца;
возмещение вреда здоровью и др.
Чтобы выплаты, на которые не может быть обращено алиментное взыскание, оставались неприкосновенными и недоступными для списания судебными приставами, депутаты «Единой России» предложили предусмотреть специальные социальные банковские счета для физических лиц, получающих материальные социальные гарантии.
Открываться такие счета могут только физическими лицами, а зачислению на них будут подлежать доходы, запрещенные к взысканиям исполнительными органами.
Иные виды доходов гражданина (заработная плата, прибыль от предпринимательской деятельности, гонорары и т.д.) не смогут быть перечислены на подобный счет.
За несоблюдение требований неприкосновенности «социального счета» ответственные службы и ведомства будут нести административную ответственность в виде штрафных санкций в сумме до 50 тысяч рублей, а кредитной организации — до 1 миллиона рублей.
В июле 2017 года соответствующий законопроект № 221778-7 был внесен на рассмотрение в Госдуму и уже был принят в первом чтении 08.11.2017 г. Окончательное принятие закона планируется до начала 2018 года.