Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля 1931, хутор Леоненки Велижского района Западной области — 30 ноября 2017, Краснодар[1]) — советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР[2], 102-кратный рекордсмен мира. Полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России[3].
13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ)[4]. Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса[10])[13]. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
Марина Васильева начала летать в 1948 году. В 1951 году она окончилаавиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором назаводе им. Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школыДОСААФ вСаранске (позже— Московский филиалКиевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала лётчиком-инструктором вЦентральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончилаЛенинградскую академию гражданской авиации.
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.
А в четверг, 30 ноября, ее не стало. На 87 году остановилось сердце. В Краснодарском крае, где это случилось, прощаются с женщиной-легендой. А похоронят Попович в Москве.
Марина Лаврентьевна Васильева родилась 20 июля 1931 года (по официальным данным) в Велижском районеЗападной области(сейчас—Смоленская область), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. По словам самой Попович, настоящая дата её рождения— 12 июля 1937 года.
Другим препятствием был пол: хотя в годы Великой Отечественной войны летало немало женщин, но после войны началась эра реактивной авиации и женщин перестали зачислять в авиационные училища.
Третьей проблемой был слишком юный возраст — 16 лет, для чего Васильева «приписала» себе лишних 6 лет. Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление; так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком[9][10][11].
Марина Лаврентьевна Попович карьера летчика испытателя. Подробные данные.
Другой такой ни в СССР, ни в России не было, да, наверное, еще долго и не будет: лётчик-испытатель первого класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Она была первой среди женщин-лётчиков, кто преодолел звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что её прозвали Мадам МиГ.
Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля1931, хутор ЛеоненкиВелижского районаЗападной области) — советская лётчица, писатель и уфолог, доктор технических наук, профессор. Военный лётчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер.
В 1969 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием»[3].
Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением «торсионных полей»[13].
Мы не берём денег не только за публикации Ваших новостей, сообщений и объявлений, но и рекламу Ваших публикаций на страницах наших таблоидов на всех языках мира. На сегодня наши услуги совершенно бесплатны для всех без исключения пользователей сайта.
В ряде газетных и интернет-публикаций указано, что Попович имеет звание Героя Социалистического Труда[22], а сама лётчица появляется на публике и фотографируется для печати с Золотой звездой на груди. На самом деле законными органами власти СССР это звание Попович никогда не присваивалось, а награду с таким названием она получила в 2001 году, к своему 70-летию, из рук Сажи Умалатовой[9][23][24].
Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижером в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали вНовосибирск, но позже она вспоминала:
В 1964 году М. Л. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из советских женщин-лётчиков-испытателей МиГ-21 преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ»[10]). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ[15]). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы»[12].
Летом 1965 года на самолёте «ЯК-25РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «ЯК-25РВ» по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км[4].
Последние годы жила с мужем в Мостовском районе Краснодарского края, где супруги в 2013 году купили участок земли и построили дом. Вела активный образ жизни, принимала участие в жизни района. Утром 30 ноября была госпитализирована в межрайонный кардиологический центр Краснодара[16]. Скончалась 30 ноября 2017 года в Краснодаре[17]. Похоронена с воинскими почестями 4 декабря 2017 года на Федеральном военном мемориальном кладбище[18].
Умерла обладательница 102 мировых рекордов Марина Попович. Все последние сведения на 13.12.2017 г.
Летом 1965 года на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американкиЖаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршрутуВолгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Марина Попович в настоящее время кем была где работала. Все новости.
— Метров триста. Почему триста? Потому что рядом с тем местом на склоне стояла станция, у которой была мачта высотой 150 метров. Высота от склона горы (3500 метров) до конца мачты — 150 метров, а до висящего объекта ровно в два раза больше.
В 1964 году М. Попович сталалётчиком-испытателем, командиром корабляАн-12 вГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолелазвуковой барьер на реактивном истребителеМиГ-21 (за что получила прозвище ‘мадам МиГ’). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолётеЛ-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ летчицы».
Заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с РБК назвал летчицу Марину Попович «жемчужиной России». «Это большая утрата для всех нас. Она замечательный и душевный человек, прекрасная женщина, рекордсменка мира, рекордсменка России, замечательный педагог. Сколько она передавала опыта молодым, в том числе мне, когда она в школе летчиков-испытателей вела летную психологию, рассказывала, как себя вести в каких-то страшных ситуациях. Она никогда не отказывала людям, которые ее просили о помощи: кому-то квартиры, машины, с работы увольняли. Она всегда вмешивалась и помогала людям. Я очень сожалею. Хочу поддержать всех ее родственников, друзей и знакомых. Это большая утрата для всех нас», — сказал Сытник.
Наш лагерь тогда находился на высоте 3500 метров над уровнем моря. Помню, тогда моя дочь закричала: «Смотрите, вы тут о чем-то говорите, о снежном человеке, а над вами что-то висит!». Этот объект находился немножко в стороне от нас, от него шел светящийся луч, который не доходил до земли. Я тогда отметила такую странность: вроде завис, как вертолет, но почему-то гула от двигателей никакого нет.
Всего же за свою лётную карьеру она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов (не каждый матерый мужик-летчик похватается такими достижениями).
«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель— вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она.
Марина Попович в настоящее время видео. Подробные данные на 13.12.2017 г.