Сегодня пытаются создать систему, которая позволила бы не только удачно определить ребенка в семью, но и следить за его развитием, помогать приемным родителям. Парадокс в том, что подобная система в виде патронатного воспитания уже существовала в 43 регионах.
Еще одна опасность: органы опеки, чтобы не портить статистику региона по количеству социальных сирот, не лишают родителей прав, а просто ограничивают в правах. Например, есть семья алкоголиков. По идее, опека должна с этой семьей работать и пытаться вернуть ее к нормальной жизни. Но на это нет ни времени, ни денег. Ребенка временно помещают в приют, потом отдают обратно, потом опять помещают в приют, потом опять обратно, пока родители окончательно не деградируют. «Мы не изымаем мотиватора (то есть ребенка.— «О») для возвращения к нормальной жизни»,— гордо заявляют органы опеки. Это очень опасно. В Пермском крае, например, в одной из семей родители просто убили своего двухлетнего ребенка, в другой мать избила дочь так, что та впала в кому.
На всю Калужскую область решили оставить всего два детдома из 15. Особенно трагична история детского дома N 3 в Калуге. Здесь 29 детей просто-напросто вырвали из привычной среды и перевели в областной детский дом, где содержатся 100 человек.
В России за последние несколько лет закрыли более 120 детских домов. Из них 64 детдома — только за 2013 год. Раньше учреждения забирали под детские сады, сейчас — под пункты временного размещения беженцев.
По мнению Ирины Медведевой, «эти дети не просто вырастают людьми, получившими классическое образование и высокую культуру, они становятся настоящей элитой, «закваской» для всего нашего общества. Ни один «новый русский» ни за какие миллионы ни в каком закрытом лицее Лондона своему ребенку такого дать не сможет».
Власть так озаботилась семейным вопросом не только потому, что у нее душа разболелась за детей. Содержание ребенка в детском доме — это очень и очень дорого. От 300 тысяч до 1 млн рублей в год! При этом из детского дома — не всегда, естественно, но часто — выходит не счастливый, готовый служить родине отличник, а психически сломанный и, как правило, плохо образованный человек, который хорошо знаком с наркотиками и склонен к суициду. Опекун же будет получать только 7-15 тысяч рублей на ребенка в месяц. Конечно, если очень постараться, можно всех детей раздать. Но! Их неизбежно начнут возвращать обратно в детские дома. Невозможно себе представить, какую боль испытывает ребенок, когда опять из семьи попадает в детский дом. Известно, что, если у ребенка 4 раза разрывается привязанность, она больше не возникает никогда!
Есть разные оценки количества беспризорников, так Главный военный прокурор С.Н. Фридинский говорит4 о более чем 2-х миллионах беспризорников, что выглядит сомнительно5. Более чем 2 млн. беспризорников – это где-то 10% детского населения, а учитывая, что около 70% беспризорников – это мальчики, то тогда каждый 7 мальчик должен быть беспризорным, чего мы не наблюдаем. Есть также оценочная цифра от ученых Горшков М.К. и Шереги Ф.Э. , написавших книгу «Молодёжь России: Социологический портрет». По их прикидкам цифра составляет 400 тыс. детей, из них 160 тыс. беспризорные, а 240 тыс. безнадзорные. Можно отталкиваться от количества наркоманов и алкоголиков, которых по официальным данным 2,2 млн. человек, если 20% из них имеют детей, то получается также цифра около 450 тыс. детей. Т.е. мы понимаем, что речь идет о нескольких десятках тысяч сирот, которые либо уже на дне беспризорности, либо балансируют на гране. Как можно в этих условиях закрывать детские дома? Совершенно очевидно, что этого делать, ни в коем случае, нельзя. А с учетом, отчетливо надвигающегося экономического кризиса, это делать нельзя категорически.
Реформа детских домов на 25.01.2018 г. Сводка на сегодня.
– Это не является спонтанной акцией каких-то общественников, волонтеров или фондов. Я изучила множество материалов, находящихся в открытом доступе, и пришла к выводу, что инструкции по деинституализации детских домов идут от … ООН. Одним из множества документов по этому поводу является резолюция ООН «Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми», где в статье 23 прямо говорится об общей стратегии деинституализации крупных учреждений интернатного типа с постепенной их ликвидацией.
Наша страна не первая, которая задалась благой целью найти всем детям семью. Италия пытается это сделать с 2001 года, но никак почему-то не выходит. Румыния и Венгрия, раздав большое количество детей по семьям, столкнулись с огромной волной возвратов.
Казалось бы государственная опека должна с такой семьей работать и пытаться вернуть ее к нормальной жизни. Но на это нет ни времени, ни денег. Ребенка временно помещают в приют, потом отдают обратно, потом опять помещают в приют, потом опять возвращают в семью, пока родители окончательно не деградируют или не потеряют здоровье.
А летом, когда страсти улеглись, в Реутовский детдом нагрянули незнакомые люди. Директору показали какую-то бумагу с печатью, а воспитателей попросили, не мешкая, препроводить детей в автобус. Их вещи погрузили в другую машину и отвезли на склад.
Закрытие детских домов в Росии. Свежий материал.
Количество детей в домах семейного типа сокращается искусственно. Туда перестают направлять «отказников», их везут в крупные дома. А семейные приюты детей не добирают и закрываются. Чиновники посчитали, что содержание ребенка в небольшом детском доме – очень дорогое удовольствие. Затраты от 300 тысяч до 1 млн рублей в год.
Однако губернаторам нужно доказывать свою эффективность. Как сократить число детей-сирот? Семейное устройство — это тонкий, ювелирный процесс. И, главное, долгий. Проще и быстрее сократить число детских домов. Указать цифру в отчете и выглядеть молодцом. Так под ликвидацию попали маленькие семейные детские дома, где воспитанники часто называли директора «мама» и чувствовали себя как дома. Детей просто вырывают из этих детских домов и отправляют в большие.
Напротив, введение рассматриваемой инициативы проживания взрослых сирот в детских домах до 23 лет нормативно легализует отсрочку исполнения государственной обязанности по своевременному жилищному обеспечению детей-сирот, лиц из их числа, а внеочередное (немедленное предоставление) жилых помещений выходцам из детских домов превратит в аморфную категорию.
Сторонники такой идеи говорят, что само российское общество сегодня заинтересовано брать брошенных детей на воспитание, что мол в последнее время число отказов от усыновленных мальчишек и девчонок снижается. Насколько объективны такие утверждения, сказать трудно. Обычно с детдомовцами расстаются не сразу, а через несколько лет. И проблема тут в самом подходе к устройству детей в семьи: да, государство открывает школы приемных родителей и само же их финансирует. Но ведь самое сложное — не просто взять ребенка, а суметь его воспитать. Для этого должны работать центры сопровождения приемных семей. В Москве, считающейся благополучным регионом, их всего 15. В других регионах они еще только создаются, а детдомовцев раздают уже давно.
Денег на переобучение обычных социальных психологов работе с детьми-сиротами обычно не выделяется. В некоторых регионах стремятся передать функции сопровождения семей различным общественным организациям, как правило, мало компетентным в этом вопросе.
Проблема детских домов в России. Новости сегодня 25.01.2018 г.