Дилемма Вашингтона заключается в том, чтобы умерить амбиции Китая, но не отталкивать его. Пока США удается выдерживать такой сбалансированный подход. Они не становятся ни на чью сторону и настаивают на мирном разрешении спора.
Пекин назвал филькиной грамотой третейское решение по спорам в Южно-Китайском море. МИД КНР отказался признать решение суда и заявил о том, что оно не повлияет на суверенитет и интересы Китая в этом регионе. Согласно позиции МИД, Пекин ни при каких обстоятельствах не примет разрешение территориальных споров и делимитацию морских границ третьими сторонами.
И тем не мене, факт, что АСЕАН и Китай недавно достигли согласия о начале официальных консультаций с целью принятия Кодекса поведения в ЮКМ (СОС) и первое заседание по нему уже состоялось в Китае, является положительным сигналом, который должен получить продолжение и развитие при поддержке мирового общественного мнения.
По сути Клинтон ни в чем не отступила от давно известной американской позиции, но ее выступление шокировало китайскую сторону, поскольку никогда прежде подобные слова не звучали из уст госсекретаря и не возводились в ранг «национального интереса».
Короче, можно сказать, что ни одно другое государство не пользуется во Вьетнаме таким влиянием, как Китай. Похоже, что ни одно важное решение не принимается в Ханое без учета того, как это будет понято в Пекине и каков может быть его ответ.
Первое – Вашингтон хочет, чтобы при разрешении споров возобладало международное право, в данном случае Конвенция ООН по морскому праву (которую сами США, кстати, подписывать отказываются). Поэтому США против применения силы любой из сторон и поддерживают такие страны, как Филиппины и Малайзия, чьи претензии более обоснованны с юридической точки зрения, чем у Китая и Вьетнама.
С момента возобновления взаимной торговли с Китаем СРВ оказалась под давлением мощного наплыва китайских товаров, дешевых, но далеко не качественных, наводнивших всю страну, как по каналам официальной торговли, так и освобожденной от пошлин приграничной торговли с соседними провинциями Китая.
Территориальный спор между Китаем и Вьетнамом, вспыхнувший в Южно-Китайском море, не только повысил градус напряженности в регионе и риск вооруженного конфликта между двумя соседями. Он поставил серьезную дилемму перед США как гарантом мира в Восточной Азии.
Видимый парадокс в отношениях двух соседей можно понять только с учетом конфуцианской философии внешней политики, прежде всего Китая, но во многом и Вьетнама тоже. Она неизменно строится на сочетании противоположностей, на гармонизации, с нашей точки зрения, никак не гармонизируемого. Как более слабое государство, Вьетнам многие годы прибегает к известной с древних времен на Востоке тактике: сильнейший ожидает уважения и почтительности к себе, а слабейший не жалеет для этого слов, но ждет, что и его автономность при этом тоже будет соблюдаться.
Заметный след оставил визит в Китай избранного на XI съезде генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в октябре 2011 г. Он позволил на определенное время ослабить опасно нараставшую напряженность между двумя соседями. В принятом совместной Заявлении говорилось о намерении сторон продолжать тесное сотрудничество КПК и КПВ. Намечено значительное расширение военного сотрудничества путем развития контактов между военными руководителями, установления прямой связи «горячей линии» между министерствами обороны, сотрудничество в подготовке кадров и обменов молодыми офицерами, проведения совместного патрулирования в пограничных районах и совместных морских патрулей в заливе Бак-бо, осуществление взаимных визитов военных кораблей. Много внимания было уделено совместным мерам против трансграничной преступности, а также «согласованию действий и взаимной поддержке в поддержании общественного порядка в своих странах», что в определенной мере отражало возникшие у обеих сторон опасения в связи с развернувшимися событиями «арабской весны» на Ближнем Востоке.
Что не поделили Китай с Вьетнамом подробные данные. Эксклюзивная информация.
Обе правящие коммунистические партии поддерживают регулярные контакты на всех уровнях, выделяя споры по суверенитету в ЮКМ в отдельную «корзину» и стараясь не допускать их воздействия на весь комплекс двусторонних отношений. В марте 1999 г. лидеры обеих партий на встрече в Пекине приняли так называемую «Директиву из 16 золотых иероглифов», которые призывали к построению «долгосрочных, прочных и ориентированных в будущее добрососедских отношений всестороннего сотрудничества» и обязались строить свои отношения в духе «4-х хорошо», что означает «хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие товарищи и хорошие партнеры». В июне 2008 г. на следующей встрече в верхах эти отношения были подняты до уровня «стратегического партнерства и сотрудничества».
Парасельские острова (кит. — Сиша, вьетнам. — Хоангса) и Чжунша находятся в 200 километрах к юго-востоку от китайского острова Хайнань и в 300 километрах к востоку от побережья Вьетнама. Архипелаг состоит из 15 островов, а также рифов и отмелей.
О чем спорят Китай и Вьетнам. Подробные данные.
Обеим сторонам есть, что терять, если допустить возврат к «враждебной асимметрии» из-за территориальных споров в ЮКМ. Для Вьетнама как слабейшей стороны «тирания географии» и просто здравый смысл диктуют руководству страны необходимость большой выдержки и умелого использования всех рычагов и форм сотрудничества в отстаивании своих интересов через партийные, государственные, военные структуры, многосторонние институты и через мобилизацию и привлечение на свою сторону мирового общественного мнения по т.н. «второй дорожке».
В целом, эта экономическая уязвимость и зависимость от Китая представляет другую крайне опасную угрозу, ещё более заметную, чем военная. Стоит только Китаю решить начать «экономическую войну», Вьетнам может испытать катастрофу. Но нет и худа без добра: это порождает и экономическую взаимозависимость, которая становится сдерживающим фактором на пути потенциально возможного конфликта.
Затяжной конфликт вокруг островов — хорошая иллюстрация сложных отношений Вьетнама и Китая. «В 13-17 веках эти острова исторически использовались во время путешествий китайских мореплавателей для пополнения запасов питьевой воды. Они автоматически включались в границы владений Китайской империи без согласования с другими государствами — это основная причина споров вокруг всех островов южных морей», — говорит Алексей Маслов, заведующий Отделением востоковедения Высшей школы экономики.
Обе стороны объявили о своей победе в войне. Вьетнам заявил (его точка зрения была поддержана советскими источниками), что успешно отразил китайскую агрессию, нанеся противнику тяжёлые потери. Ряд западных исследователей также высказывал мнение, что война для Китая оказалась провальной. В то же время существуют и другие оценки.
В то же время, позиция Вьетнама в отношении суверенитета не изменилась. Одновременно с визитом генерального секретаря КПВ в Китай проходил государственный визит президента СРВ Чыонг Тан Шанга в Индию, где он, в частности,
Однако другие и, как представляется, более компетентные эксперты, а в их числе один из самых авторитетных китаистов ИДВ РАН, доктор исторических наук Я.М. Бергер, считает, что наличие собственных проблем и неоднозначная реакция в мире на успехи КНР позволяют предполагать, что в достиже-
День труда, который отмечается и в КНР, и во Вьетнаме, был омрачен инцидентом, произошедшем в Южно-Китайском море. Конфликт, вспыхнувший из-за действий китайских нефтяников, в зоне, которую Ханой считает своей, обошелся без жертв. Однако его следствием стали китайские погромы во Вьетнаме. Для Москвы случившееся оказалось неприятным сюрпризом, поскольку обе страны считают ее союзником и рассчитывают на поддержку.
С момента нормализации отношений в 1991 г. объем двусторонней торговли вырос более чем в 1000 раз. К 2012 г. он достиг 41, 18 млрд. долларов США. При этом Вьетнам экспортировал в Китай товаров на 12,4 млрд. долларов США, но импортировал оттуда на 28,8 млрд. долларов. Так что дефицит Вьетнама превысил 16 млрд. долларов, что составляет более 10% всего ВВП страны8.
Китай и Вьетнам спор видео обзор конфликта. Последние подробности.