Основная сложность при попытке подведения итогов китайско-вьетнамской войны заключается в том, что политические цели китайского руководства в ней до сих пор неясны. Ситуация с военными целями проще — по свидетельству пленных китайских солдат, их было три[12]:
Как наглядно видно, спорный архипелаг — это главный морской путь для Китая для выхода в Европу, Африку и Ближний Восток. По нему проходит около 60% китайской торговли в целом и почти 80% импорта углеводородов.
Что не поделили Китай с Вьетнамом подробные данные. Эксклюзив.
Однако другие и, как представляется, более компетентные эксперты, а в их числе один из самых авторитетных китаистов ИДВ РАН, доктор исторических наук Я.М. Бергер, считает, что наличие собственных проблем и неоднозначная реакция в мире на успехи КНР позволяют предполагать, что в достиже-
На первый взгляд, Китай и Вьетнам не поделили права на освоение природных ресурсов на участках морского дна, на которые претендуют обе страны.
Очевидно, что Китай и дальше будет стремиться к тому, что наблюдатели называют «китаецентричным» разрешением всех территориальных споров. Это предполагает, по мнению некоторых из них, дальнейшее ужесточение позиций, отказ от стратегии малых уступок (политики кнута и пряника) или отсрочки решения наиболее существенных разногласий. Региональные конкуренты должны будут либо согласиться с требованиями Китая, либо оказаться перед лицом вооруженной дипломатии или прямого применения военной силы.
Дилемма Вашингтона заключается в том, чтобы умерить амбиции Китая, но не отталкивать его. Пока США удается выдерживать такой сбалансированный подход. Они не становятся ни на чью сторону и настаивают на мирном разрешении спора.
Спор за острова — важная часть будущей схватки Китая с Америкой, считает Алексей Маслов. «После прихода к власти нынешнего китайского руководства во главе с Си Цзиньпином все конфликты активизировались: он хочет показать, что Китай — крупный политический игрок, а не просто инвестор, как минимум, в Азии. И если он считает какую-то территорию своей, то он пойдёт до конца», — считает Маслов. В то же время США хотят показать, что у них есть рычаги воздействия на Китай: расширяют сотрудничество с Вьетнамом, вновь размещают ракеты на Филиппинах, ведут активные переговоры с Индией. «В этих условиях Вьетнам «хочет подороже себя продать», считает Маслов. Если стране удастся провести переговоры и официально отстоять какие-то права на острова, то это будет большой дипломатической победой, если нет — большим ударом по репутации Вьетнама, а Пекин уже встал на позицию «ни шагу назад».
Проблема, как обычно, в «шерше ля нефть»: на территории архипелага, как утверждает министерство энергетики США, имеется около 5,4 млрд баррелей нефти и более 55 трлн кубометров природного газа. Дополнительно к этому, регион имеет рыбопромысловое значение. Но проблема не только в этом. Посмотрим на размер китайских претензий на скриншоте карты из китайского поисковика «Байду»:
В 19 веке Вьетнам стал французской колонией, и Китай стал помогать соседу оружием для борьбы с колонистами. В начале двадцатого века во Вьетнаме появились первые коммунистические партии, в 1930 году была создана Коммунистическая партия Вьетнама под руководством Хо Ши Мина, и социалистическая идеология надолго стала объединяющим фактором для Китая и Вьетнама.
И тем не мене, факт, что АСЕАН и Китай недавно достигли согласия о начале официальных консультаций с целью принятия Кодекса поведения в ЮКМ (СОС) и первое заседание по нему уже состоялось в Китае, является положительным сигналом, который должен получить продолжение и развитие при поддержке мирового общественного мнения.
О чем спорят Китай и Вьетнам. Последние события.
А главное в политике Вьетнама — это соблюдение действующего международного права и его использование в дипломатии как основного средства поддержания стабильности в ЮКМ и продвижения своих интересов и прав, предусмотренных Конвенцией по морскому праву 1982 г.