Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.
В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепиcкопа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках.
Монастырь существует вот уже 900 лет, при этом братия его посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов; вел монастырь и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа.
В Новое время К. и. в поясном варианте также встречается в церковном искусстве, как видно на примере небольшой иконы, написанной в академической манере в 1-й пол.- сер. XIX в. (НКПИКЗ). На ней изображена Богоматерь с Младенцем, по типу, близкому к Киккской иконе в том варианте, который приобрел известность со 2-й пол. XVIII в.,- с 2 ангелами, коронующими Пресв. Богородицу, в руках Богомладенца развернутый свиток, напоминающий средневековый штандарт; надпись на нижнем поле иконы: «Чудотворныя икона Пресв. Бцы Кипрския называемая Милосердствующая», упоминаются также евангелист Лука как автор иконы и мон-рь, знаменитый «по всей Греции на острове Кипре».
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.
Молитва ко Пресвятой Богородице фото видео. Свежая информация.
Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.
В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.).
Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.
Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома (Там же. С. 11). Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе (Там же. С. 12-13). Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. № 126 (2071), нач. XVIII в.- Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (К., 1659. Л. 135, чудо 6) и «Небо новое» (Львов, 1665. Л. 75 об., чудо 36). В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится (Смирнов. 1897. С. 16). Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия (Megaw, Hawkins. 1977. P. 164).
Убежищем для христиан были и рассеянные по всему Кипру монастырские подворья, главными из которых были: Архангельское в Лакатамие, святого Прокопия в Эргоми, Ксиропотамское в Пандагие и Синти в Пафосе.
В храме мы видим приношения, которые свидетельствуют о чудесах Богородицы. Так, например, была принесена в дар частичка языка рыбы-меч – в память о спасении от верной гибели моряков одного корабля, который в 1718 году был пронзен этой огромной рыбой. Один негр захотел осквернить икону, и за это у него отсохла рука, изображение которой в напоминание об этом событии находится рядом с иконой. Чудеса Богородицы воспеваются и в стихах, сочиненных разными стихотворцами; эти стихи не раз публиковались в изданиях для народа. Силой святой иконы в периоды сильных засух лил дождь, бесплодные жены рожали, больные исцелялись. В прошлом островитяне постоянно просили киккских монахов принести икону в их деревни ради освящения, потому что верили, что одного лишь ее присутствия было достаточно, чтобы прекратился мор, эпидемия, чума или любое другое стихийное бедствие. Но особенно икона помогала во время засухи. В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.
Стромынская Успенская церковь была закрыта с 1961-го по 1988-й годы. И была возвращена верующим одной из первых во всем Подмосковье. В чем жители Стромыни также усматривают подлинное чудо, дарованное Пресвятой Богородицей по молитвам перед ее чудотворным образом. Светлана Куликова вспоминает:
— Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня
Чудотворная Кипрская икона Божией Матери. Новости сегодня 28.01.2018 г.
Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.
Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу.
Храм первоначально был однонефным, но позднее стал трехнефным. В своем нынешнем архитектурном виде он представляет собой купольную базилику. Центральный алтарь посвящен Божией Матери, правый придел – всем святым, а левый – архангелам Михаилу и Гавриилу.
Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О том, что название К. и. применяли к самым разным изводам, происхождение к-рых не имело обоснованной связи с Кипром, подтверждают и сохранившиеся иконы, напр. кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР). В центре ее в отдельном киоте представлено поясное изображение Богоматери, Которая смотрит на Младенца, преклоняющего колена и поднимающего ручки перед нисходящим на Него сверху Св. Духом в образе голубя; приподнятые руки Божией Матери также разведены в стороны (жест поклонения), на Ее главе корона, по сторонам — 2 ангела, поддерживающие раму киота («О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 47. С. 61).
Следует знать, что нет такого понятия, как специальный акафист Кипрской иконе Божией Матери. Если же вы хотите помолиться перед образом, то можно прочесть любой тропарь, кондак или молитвенное обращение от другой богородичной иконы. Это не будет ошибкой. Еще существует две особые молитвы для этой иконы, а также ее величание.
В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. № 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери — ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери. Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII — нач. XVIII в.), среди его прорисей — изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146).
На сегодняшний день в монастыре подвизаются двадцать монахов и два послушника. Настоятелем обители с 1984 года является епископ (ныне митрополит Киккский и Тиллирийский) Никифор, стоящий во главе трудов братии по сохранению традиций верного служения ценностям и идеалам эллинизма и православного наследия острова.
Кипрская икона Божией Матери Молитвы как читать. Всё, что известно.
Средоточием Киккской обители является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Эта святая икона известна еще и как Богородица Милостивая («Источник милости»). На ней изображена Богородица, Которая держит на правой руке Христа. Образ этот известен во всем православном мире. С него написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.
С тех пор поток верующих к Стромынскому чудотворному образу с каждым годом только увеличивается. Хотя даже среди православных христиан Москвы и окрестностей пока еще далеко не все знают об этой удивительной подмосковной святыне, к которой можно обратиться с самыми разными просьбами и мольбами.
«30 мая 1988 года у нас была первая служба. И икону переносили в храм тихо, чтобы никто не узнал. Это было ночью. И когда была первая служба 30 мая на Троицу, это было такое ликование у людей, было столько ребятишек, столько народа. Это было возрождение, это была радость для всех нас, потому что Господь дал нам Церковь Свою как тихое пристанище измученному миру, и мы его получили: вот оно…»
Чудотворные иконы Богородицы Кипрская икона. Всё, что известно.
Значительную помощь монастырь оказал и тем жителям, которых преследовали турецкие войска и которые в 1974 году искали убежища в Киккских горах. Обитель открыла двери и приняла тысячи беженцев, дав им кров, утешение и силы. Одновременно монастырь перечислял крупные суммы в соответствующие государственные фонды, откуда средства направлялись на помощь беженцам. На монастырских территориях разместились изгнанные учебные заведения и духовные центры, такие как Сельскохозяйственная гимназия Морфоса, которая в течение многих лет располагалась в стенах духовной семинарии. Монастырь направлял финансовую помощь на цели обороны, на улучшение быта солдат, на строительство казарм для национальной гвардии.
В Успенском соборе Московского Кремля список К. и. был установлен в киоте у сев.-вост. столпа, по левую руку от моленного места цариц, с сев. стороны, лицом к Патриаршему двору, как точно указал в сб. «Солнце Пресветлое» Моховиков (МГУ НБ. № 293. Л. 33). Судя по сохранившейся акварели С. М. Шухвостова «Интерьер Успенского собора» (1851, частное собр.), икона имела богатейший оклад, закрывавший все поле средника, ризы Богоматери и Младенца, с дополнительным платом и короной на главе Божией Матери. Список воспроизводил поясное изображение Богоматери: Она склонилась к Младенцу, Которого держит на левой руке; Его правая ножка опирается на правую руку Божией Матери, а левая согнута в колене так, что лежит горизонтально. К редким деталям относятся полуобнаженный торс Младенца, препоясанные и покрытые золотом багряные ризы, прикрывающие Его ножки, а также плат поверх мафория. Очевидно, именно эта икона в описях 1-й пол. XX в. называется «Кипрская Умиление» (Толстая. 2013. С. 249. Примеч. 1-3). В наст. время на этой некогда почитаемой большого размера иконе нет оклада и видно, что ее живописный слой находится под записью, скорее всего упомянутой Моховиковым в нач. XVIII в. как сделанной «ныне же». О почитании в Новое время этой иконы свидетельствуют сохранившиеся иконы разных размеров, иногда с наименованием «Кипрская»: напр., икона малого размера «Богоматерь Кипрская, со святыми Онуфрием Великим и Петром Афонским на полях» (1-я пол. XIX в., из собр. Н. П. Лихачёва, ГРМ — «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 123. С. 198-199). В ковчеге ее средника на золотом фоне написана в традиц. иконописной манере полуфигура Богоматери. Слева от Нее сидит Христос, но так, что левая рука Матери Божией поддерживает Его лишь со спины, а к правой согнутой руке протянута Его полуобнаженная правая ножка. На главе Богоматери поверх обычного вишневого мафория написан красный плат с драгоценной каймой. Обнаженное тело Младенца Христа препоясано синей лентой наподобие диаконского ораря, а чресла и левая ножка прикрыты алой тканью с золотым ассистом. В изображении одеяний, позы Младенца, а также в передаче надписи, икона чрезвычайно близка к оригиналу — иконе из Успенского собора Московского Кремля, но отличается неточным повторением пропорций, неудачным рисунком правой руки Божией Матери, которая на образце служила опорой для Младенца; не удалось иконописцу повторить наклон головы Богородицы и передать душевное единение Божией Матери и Богомладенца. Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела.
С Киккской иконы написано множество списков, которые сегодня находятся во многих местах. К примеру, есть он в Салониках, в храме иконы Богоматери «Десной». Также есть он и в России. Один находится в женском Никольском монастыре, еще один в Зачатьевском монастыре в Москве. Дни памяти приходятся на двенадцатое ноября и двадцать шестое декабря.
Большинство из подворий действовали на Кипре, хотя некоторые, к тому же значительные из них, находились в Константинополе, в Смирне и в Грузии. К сожалению, с 1974 года подворья Ксиропотам, Авлона и Бараджис, оказавшиеся на оккупированной территории, пришли в запустение. По имеющейся информации, их состояние таково, что они довольно скоро могут превратиться в руины. Подворья – неотъемлемая составляющая общей мозаики архитектурного ансамбля Киккского монастыря, но существующие по этой теме исследования немногочисленны, к тому же большая их часть уже устарела, а другие затрагивают частные вопросы археологии, архитектуры или истории искусства.
Кипрская икона Богородицы новости видео. Подробные данные.
Кипрская икона Богородицы 2018-01-28