Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV века, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще 9 июля и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему. На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев!
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.
Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии.
Слово «Герондисса» значит «старица», или «настоятельница». Происхождение сего наименования иконы следующее.
В одном из афонских монастырей, именно Пантократорском, умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься пречистых и животворящих Христовых Таин, он просил очередного священника поспешить совершением литургии. Священник, однако, не обратил внимания на просьбу игумена. Но вот он слышит глас от иконы Богоматери, находившейся в алтаре. Богородица повелевала ему немедленно исполнить желание и волю своего игумена. По этому-то случаю икона Богоматери, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название Герондиссы.
Богородица изображена во весь рост; на иконе изображен также елейный сосуд — в память того, что по молитве игумена пред ее чудотворной иконой было двукратное умножение елея в пустых монастырских сосудах.
В настоящее время икона эта находится не в алтаре соборного храма, где она хранилась прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей его купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.
Благочестивое предание, сохраняемое в обители Пантократора, рассказывает, что, во время нападения на эту обитель сарацин, икона Герондисса была брошена в колодезь, находившийся вблизи монастыря.
Один из сарацин в безумном презрении к святыне христианской хотел было расколоть эту икону на части, чтобы раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться этому святотатству. Безумец в тот же момент лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодезь, где она и находилась в продолжение 80-ти лет.
Здесь она и была потом обретена по указанию родственников того сарацина, который был наказан ослеплением за свою дерзость. Перед смертью он раскаялся в своем безумии и, надеясь через это раскаяние получить облегчение в судьбе своей, заповедал своим домочадцам, чтобы после смерти его они непременно отправились на святую Афонскую гору и открыли там икону Богородицы. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Афон и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Святыня была с честью вынута из колодезя и отнесена в соборный храм обители.
Молитва ко Пресвятой Богородице фото видео. Сводка на сегодня.
Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)
В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» (Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви, хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей.
Преподобная Мария родилась в Египте в конце V века. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она, покинув дом своих родителей, ушла в Александрию и там стала проводить безнравственную жизнь. Александрия в то время была одним из самых многолюдных и шумных городов мира. Жизнь в этом городе для людей, особенно для не окрепших в добре, представляла много соблазнов. Неудивительно, что и несовершеннолетняя Мария вступила на путь порока. Семнадцать лет жила она в плотских грехах, как непотребная женщина. Ее красота погубила многих юношей, а жажда чувственных удовольствий не одного мужа привела на путь разврата и погибели.
Достигнув тридцатилетнего возраста, Мария в поисках новых удовольствий и развлечений отправилась в Иерусалим вместе с толпой паломников, шедших в святой город на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Как во время этого путешествия, так и по прибытии в Иерусалим Мария продолжала вести прежний образ жизни. Казалось, эта женщина, погрязшая в пороках, уже окончательно погибла; казалось, что для нее уже невозможно никакое исправление. Но велико милосердие Божие, и милость Его безмерна! Он «хощет всем человеком спастися и в разум истины приити» (1 Тим. II. 4). По человеколюбию Своему Он благоволил спасти и заблудшую в грехах Марию.
Когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня, Мария, влекомая любопытством, отправилась в храм Воскресения Христова. Войдя в притвор, она намеревалась уже проникнуть внутрь церкви, но вдруг какая-то неведомая для нее сила удержала ее. Много раз она повторяла свою попытку, но всякий раз неудачно. Стыд и страх объяли душу Марии.
В это время благодать Божия коснулась ее души: ее осенила мысль, что ни что иное, как грехи ее препятствуют ей войти в храм Божий и приблизиться к Честному Древу Креста Господня. Просветленная свыше, она почувствовала в душе своей раскаяние и страстное желание переменить прежний свой образ жизни. Обратившись к образу Божией Матери, висевшему на стене храма, Мария в пламенной молитве излила свои чувства и свое покаянное настроение.
— О, Владычице, — молилась она, — родшая плотию Сына Божия! Недостойна я, нечистая и скверная блудница, даже смотреть на святую икону Твою. Но Сын Твой и мой Бог для того и пришел в мир, чтобы привести грешников к покаянию. На Него уповаю я; я одинока и не жду от людей помощи. Помоги рабе Твоей; повели, да не возбранен будет вход мне в церковь, дабы не лишилась я лицезрения Честного Древа, на котором распят был рожденный Тобою Спаситель рода человеческого. Познав бездну греха, в котором я погрязла, я даю обет никогда уже больше не осквернять тела своего пороками. Будь мне в том Поручительницей пред Сыном Твоим. Когда я узрю Древо Креста, то отрекусь от прежней жизни своей для спасения души своей и пойду по тому пути, который Ты укажешь мне.
После столь горячей молитвы к Богородице Мария направилась в храм и беспрепятственно вошла туда. Приблизившись ко Кресту Господню, она поклонилась ему. Когда она по выходе из церкви в горячей молитве возблагодарила Приснодеву за оказанную ей милость и снисхождение, то услышала в ответ слова, как бы издалека доносившиеся до нее:
— Если ты перейдешь Иордан, то найдешь добрый покой.
— Владычице, не оставь меня, — воскликнула Мария, проливая слезы радости и благодаря Бога, столь чудно наставившего ее.
В душе ее уже вполне созрело твердое решение уйти от мира с его соблазнами и грехом и слезами раскаяния омыть прежние грехи свои. Верная повелению
Богоматери, Мария перешла через Иордан и углубилась в пустыню Аравийскую. В безвестности, знаемая только Богом и ангелами, прожила она здесь 48 лет, плача о грехах своих день и ночь, перенося голод, стужу, зной, жажду и болезни.
Труден путь подвижничества, особенно же для людей, только еще вступающих на него. Соблазны и пороки прежней жизни не дают подвижнику покоя. Соблазнительные воспоминания, страсти и похоти волнуют кровь, отвлекают мысль от подвигов благочестия. Таким же соблазнам и искушениям подвергалась в течение семнадцати лет и Мария. Когда искушения были особенно сильны, она падала ниц и по целым дням и часам лежала неподвижно, обливаясь слезами. В молитве к Поручнице своего обета она находила утешение и подкрепление на дальнейшие подвиги. Возрастая в духовной жизни, преподобная Мария достигла, наконец, такого внутреннего безмятежия и покоя душевного, что не боялась уже никаких искушений. Памятуя, что Пресвятая Богородица воззвала ее к святой жизни, подвижница непрестанно возносила Ей свои хвалы и благодарения. По молитвам Богоматери, Мария удостоилась от Бога дара творения чудес. Господь сподобил ее также приять блаженную и непостыдную кончину. Церковью Мария причислена к лику святых и воспевается, как истинный пример покаяния.
Та икона Богоматери, от которой Мария слышала глас, повелевавший ей идти за Иордан, до XII века находилась в Иерусалиме. О том почитании, какое воздавали ей иерусалимские христиане, свидетельствует тот факт, что на VII вселенском соборе был прочитан вышеприведенныи рассказ о чуде от нее, причем пресвитер Иоанн, представитель восточных епископов, сказал:
— Икону сию мы видели во святом граде Иерусалиме и лобызали ее.
В XII веке икона была перенесена в Константинополь, в церковь св. Софии, где пребывала до XVI-гo века.
Молитва Кипрской иконе Божией Матери — это помощь человеку во время недугов, особенно если он болен параличом или другими болезнями, связанными с опорно-двигательным аппаратом. Особо покровительствует и защищает молитва образу во время эпидемий, если они уже имеются. Также просят и об избавлении от них.
Время явления сей иконы относится к VIII веку. Помощью Богоматери Пелагий, царь Испанский, в 718 году одержал блистательную победу над сарацинами. В том же году на востоке сарацины были поражены императором Львом Исаврянином. В ознаменование этих событий и установлено было празднование Испанской иконе Божией Матери. Богоматерь на иконе изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем на руках. О другой Испанской иконе, называемой Абульской, сведения помещены под 11 июня.
Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.
Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября.
Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.
Чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским, находится в Троицком Ильинском монастыре на Болдиной горе, недалеко от Чернигова. Икону эту написал в 1658 году монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, в миру носивший имя Григория.
В 1662 году произошло знаменательное событие. Все жители Чернигова были свидетелями того, что в продолжение 8 дней, с 16 по 24-ое апреля, от Ильинской иконы Богоматери текли слезы. Это чудесное событие происходило в правление архиепископа Черниговского Лазаря Барановича и игумена Ильинского монастыря Зосимы. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, «на это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом». Другой историк того времени, Величко, объясняет и самую причину истечения слез от образа Богоматери. По его словам, указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов, верных рабов Сына Своего, из которых одни уже отошли из жизни сей через невзгоды, раздоры и междоусобия, другие были отведены в плен, третьи имели быть отведенными, а четвертые тяжко страдали из-за властолюбия и распрей вождей своих.
Ильинская-Черниговская икона Богоматери прославилась многими дивными чудесами. Древние чудеса сей иконы описаны двумя великими святителями русской церкви — блаженным Иоанном Максимовичем и св. Димитрием, епископом Ростовским. Заканчивая свою книгу «Руно орошенное», в которой он рассказывает о чудесах от иконы Богоматери Ильинской, св. Димитрий говорит: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я исчести может?» И, действительно, великое множество чудес совершилось от сей иконы; от нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и др. Из множества чудес мы расскажем только о самых примечательных и поразительных.
В 1662 году татары сделали нападение на Чернигов. В то время, как они разоряли окрестные селения, иноки Ильинского монастыря даже и не подозревали близости врагов. Вдруг ночью к ним приходит известие, что татары собираются сделать нападение на их монастырь. Иноки немедленно собрались в церкви и, помолившись в ней, укрылись в пещере св. Антония.
Пещера эта была ископана прп. Антонием Печерским, когда он ушел из Киева и поселился на Болдиной горе. В полночь татары ворвались в монастырь и разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были или опрокинуты, или уничтожены; невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу. Всеблагая Заступница не допустила также войти им в пещеру, в которой скрывались иноки. Татары несколько раз пытались проникнуть в пещеру, подбегая к ней с зажженной лучиной и обнаженными мечами, но каждый раз отталкиваемые какой-то невидимой силой уходили без успеха.
Монахиня Парасковиевского Девичьего монастыря, именем Александра, долгое время подвергалась искушениям и нападениям со стороны темных слуг диавола. Часто они являлись ей в страшных образах, бросались на нее, как бы намереваясь унести ее, мешали ей молиться и вообще употребляли все средства, чтобы препятствовать ей в ее подвигах. Они наводили на нее иногда такой ужас, что она громко кричала и приводила в страх бывших при ней. От сильной борьбы Александра ослабела и скоро должна была умереть. Тогда монахини решили прибегнуть к помощи и заступничеству Царицы Небесной. Они привели Александру в Ильинский монастырь. Там над ней пред чудотворной иконой были прочитаны молитвы об изгнании беса. После этого бесы оставили страдавшую и уже не смели искушать ее.
Жена одного поляка, по фамилии Пенский, Анна, несколько лет сильно страдала ногами, так что не могла ходить. Пенский, слыша о многих исцелениях, совершающихся у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, решил отвезти свою жену в Ильинский монастырь. Свое намерение он и привел в исполнение. Анна усердно молилась пред иконой Богоматери и получила исцеление. Это чудо совершилось в 1671 году.
Одна женщина, именем Вера, была поражена параличом. Чем дальше шло время, тем болезнь более усиливалась. Язык у нее совершенно онемел, а рука иссохла. Надеясь на помощь Царицы Небесной, она пришла в Ильинский монастырь. Усердно молилась она перед чудотворным образом Богородицы и по вере своей получила исцеление. В церкви перед литургией читали акафист; во время этого чтения исцелилась рука Веры. Потом началась литургия. Когда запели «Достойно есть», немой дотоле язык ее разрешился для благодарений Целительницы Небесной. Это чудесное исцеление совершилось в субботу перед днем Св. Троицы, в 1667 году.
16-го августа 1676 года пришла в Ильинский монастырь из Сосниц некая Агафия и принесла с собой в дар на образ Богоматери коралловое монисто и две серебряных таблички. При этом она рассказала о себе следующее: «Я болела 12 недель; на шее моей образовалась рана, не поддававшаяся излечению. Болезнь моя была настолько тяжела, что я уже не надеялась на выздоровление, а равно и бывшие со мной ждали смертного часа моего. Некоторые из соседей, навещавших меня, бывавшие здесь на поклонении, сказали мне: обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, что в Чернигове у Илии святого, и веруй, что будешь здорова. Я, слыша сие, усердно в сердце моем призывала на помощь Пречистую Деву и дала обет пешком сходить на поклонение к чудотворному образу Богоматери. И Божия Матерь не умедлила, но скоро помиловала меня».
Дочь Леонтия Полуботка, Мария, заболела оспой и потом ослепла. Родители, надеясь на помощь Божией Матери, привезли ее в Ильинский монастырь. После молебствия с акафистом пред Ильинской иконой Богоматери Мария прозрела.
21 апреля 1679 года, в понедельник на Светлой седмице, в селе Хриповичах один мальчик, именем Тимофей, во время игры со сверстниками неожиданно упал и лишился признаков жизни. Велико было горе родителей, так как все их усилия оживить сына не приводили к желательному концу. К счастью для них, в селе в то время находился иеромонах Ильинского монастыря Варфоломей. Видя неутешное горе родителей Тимофея, Варфоломей посоветовал им не падать духом, не приходить в отчаяние, а усердно помолиться Господу и Его Пречистой Матери, дабы Она Своим всесильным предстательством перед престолом Всевышнего вернула жизнь их сыну. При этом он присовокупил, что им необходимо дать обет поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Черниговском-Ильинском монастыре. Родители Тимофея с радостью исполнили этот благой совет Варфоломея. Усердная и горячая молитва их к Богу и Царице Небесной была услышана: мальчик ожил, к великой радости своих родителей. Исполняя свой обет, они поспешили в Ильинский монастырь, где и вознесли свои благодарственные молитвы Христу Богу и Его Пречистой Матери.
Обозный пан Василий Борковский в 1687 году прибыл в Чернигов из Батурина по служебным делам. Совершенно неожиданно для себя он тяжко заболел. Болезнь все усиливалась; он весь опух и не мог даже двигаться. Ужас объял душу пана: он уже видел призрак смерти, надвигающийся на него, и не надеялся выздороветь. В этот именно момент, когда отчаяние овладело душой его, приходит к нему иеродиакон
Ильинского монастыря Феофан Савич. Увидев тяжкие мучения пана, он выразил ему свое соболезнование и сказал:
— Обратись, пан, с молитвой к Богоматери; известно мне, что Она ныне исцелила трех: отцу и сыну, страдавшим глазами, возвратила ясное зрение, а также одной девушке, с восьми лет ослепшей, открыла глаза.
— Я признаю Ее за Покровительницу, — отвечал на это пан, — и сам видел слезы Ее, текшие восемь дней.
Иеродиакон повторил ему совет свой и удалился. Это наставление молодого инока несколько обидело пана; ему казалось, что он никогда не терял веры в Богоматерь и постоянно молился Ей. И, действительно, он был благочестивым христианином; так, напр., он устроил для чудотворной иконы золотой венец с драгоценными камнями. Враждебное чувство к иеромонаху, однако, скоро сменилось у него сознанием своего недостоинства и слабости своей веры. Горячо и с умилением молился раскаявшийся пан Пресвятой Богородице, дабы Она вразумила и наставила его, дабы исходатайствовала для него у престола Всевышнего исцеление от тяжкой болезни, мучившей его. Усердная молитва его не осталась без результатов: она принесла облегчение его душе, а затем и исцеление от болезни.
Много и других чудес совершилось от чудотворной Ильинской иконы Богоматери, но и приведенные достаточно ясно доказывают, что Пречистая Богородица и доселе подает исцеления и Свою благодатную помощь всем с верой и надеждой притекающим к Ее честному образу.
Великое множество чудес, совершившихся и происходящих ныне у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, является причиной того, что сия икона почитается не только жителями Чернигова и окрестных мест, но также привлекает к себе богомольцев часто из самых отдаленных мест России. Богомольцы, идущие в Киев на поклонение святым местам, обыкновенно заходят в Ильинский монастырь, чтобы помолиться пред чудотворным образом Богородицы. Ильинский монастырь с той же целью нередко посещали лица Императорской фамилии, являя тем пример веры и благочестия.
Празднование чудотворному образу Богоматери особенно торжественно совершается в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый праздник), 16 апреля (день чудотворного прославления этой иконы) и в день пророка Илии. К этому времени богомольцы не только со всего города, но и со многих отдаленных селений радостно собираются под кров Пресвятой Богоматери, невидимо, но ощутимо изливающей благодатную силу от святой Своей иконы.
Ильинская чудотворная икона столь усердно почитается жителями всех окрестных селений» что никакое важное предприятие, никакое знаменательное событие ни в семейной, ни в общественной жизни не бывает без испрошения благословения и без молитвы у св. иконы Богоматери. Здесь же соблюдается обычай приносить чудотворную икону на место, где хотят заложить дом, а также освящать ее присутствием новоустроенные здания. К ее покрову прибегают почти все предпринимающие какое-либо очень важное дело или решающиеся на важный шаг в жизни. К ней прибегают новобрачные и отправляющиеся в дальний путь, ее же защите поручают родители своих новорожденных младенцев. Многие благочестивые христиане берут ее в свои дома и служат пред ней молебны с акафистом и водоосвящением. Это большей частью делают опасно больные люди, которые сами не могут ходить в храм, чтобы там прибегать к неиссякаемому источнику исцелений. Вера и надежда на скорое заступление и покров Пресвятой Богородицы особенно ярко выражается во дни общественных бедствий, в тяжкие времена эпидемических болезней. В такие дни можно было с умилением видеть, как грозно караемые Божиим правосудием, но кающиеся и смиренно-покорные чада церкви спешили прикоснуться к чудотворной иконе Ее, как теснились они под милостивый покров Царицы Небесной и Заступницы рода христианского, как старались они один пред другим оградить свои дома осенением Ее иконы, обносили ее по улицам города, совершая всенародные молебствия, да сохранит Она всех Своим предстательством пред Богом от губительной и смертоносной язвы. И в настоящее время в Ильинском монастыре каждую субботу совершается молебное пение Пресвятой Богородице пред чудотворным Ее образом, на которое усердные богомольцы собираются, не обращая внимания ни на какую погоду и ни на какие свои житейские заботы.
Ныне чудотворная Ильинская икона Богоматери находится в Свято-Троицкой церкви Ильинского монастыря, на правой стороне. Внизу иконы помещены три финифтяные дощечки с надписями о явлении и первых чудесах иконы. Киот ее внутри покрыт малиновым бархатом и обит среброкованными дощечками, на которых изображены Господские и Богородичные праздники.
Чудотворная Кипрская икона Божией Матери. Сводка на сегодня.
Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.
Композиция этой ранней богородичной иконы с иконографической точки зрения предвосхищает позднейшие алтарные мозаики и росписи христианских храмов, в которых образ Божией Матери осмысливается в связи с догматом о Боговоплощении. Главный смысл подобных изображений Богородицы в конхе алтарной апсиды заключается в том, что Дева Мария как никто другой на земле уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения.
Кипрская икона Божией Матери Молитвы как читать. Эксклюзивная информация.
В сборниках, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, изданных в кон. XIX — нач. XX в., те же сведения распределены под др. датами. С. И. Снессорева поместила краткие сведения о Кипрской Стромынской иконе Божией Матери под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с некоторыми изменениями иконографию К. и. на гравюре Тепчегорского (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 140). Рассказ об иконе, простреленной арабом, и о ее списке в Успенском соборе приведен не под 17 окт., а под 9 июля, и ему соответствует не тронное изображение Богоматери, а поясное с Младенцем на левой руке (Там же. С. 234). Снессорева также отмечает празднование К. и. в день Св. Духа (Там же. С. 403). Е. Поселянин иначе распределил информацию об иконах, называемых Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр. (без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы) (Поселянин Е. Богоматерь. С. 165); под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом (Там же. С. 251-256),- празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля (Там же. С. 331, 454). Единственное изображение К. и.- Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр. (Там же. С. 252).
В житии прп. Иосифа Песнописца, жившего в IX веке, рассказывается, что после кончины преподобного одному из его друзей было следующее знаменательное видение. Свод небесный раскрылся; друг Иосифа увидел нисходящие оттуда лики святых апостолов, затем пророков, мучеников и, наконец, юношей в светлых одеждах, т. е. ангелов. Посреди этих юношей шествовала Пресвятая Дева Мария. Она повелела святым, окружавшим Ее, идти навстречу душе праведника, воспевшего Ее чудеса и благодеяния роду человеческому. Исполняя Ее повеление, святые мужи с честью встретили душу, восходящую на небеса. Но вот видение исчезло. Друг преподобного стал размышлять об этом чудном видении и недоумевал, чья душа была встречена так торжественно. Во время этих размышлений он услышал голос, говоривший ему:
— Это душа Иосифа Песнописца, который был украшением церкви, ибо в своей жизни подражал мученикам и святым подвижникам. Он описал деяния их, и за это ныне они и воздают ему честь и похвалу.
Описание Кипрской иконы Божией Матери:
Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Богомладенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария.
На Северо-Востоке Московской области есть старинное село Стромынь. Место, давшее название Стромынской дороге – знаменитой Стромынке, с древних времен соединявшей Москву и города Владимирской Руси. Еще в XIV столетии самим преподобным Сергием Радонежским был основан Успенский монастырь, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Сегодня преемницей этой обители является стромынская Успенская церковь, где сегодня почивают святые мощи ученика преподобного Сергия – святого Саввы Стромынского, а также одна из величайших святынь Подмосковья – Стромынский список Кипрской иконы Пресвятой Богородицы.
В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.
Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.
Еще одним событием стало полное выздоровление крестьянина Алексея Порфирьева, который долго болел параличом, полностью потеряв подвижность. После молебна возле иконы он обрел былую подвижность и смог продолжить жить полноценно.
До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.
Чудотворные иконы Богородицы Кипрская икона. Подробные данные.
«Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре. Долгое время этот образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей Пресвятой Богородицы. Однажды один аравитянин, проезжая мимо этого храма, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Божией Матери. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым…»
Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.
О его появлении на Руси доподлинно мало что известно. По одной из легенд, именно этим списком иконы был благословлен Сергием Радонежским игумен Стромынского монастыря Савва. В 1841 году образ стал чудотворным, когда перед ним произошло исцеление восемнадцатилетней девушки от болезни, что угрожала ей смертью. Именно об этой иконе говорил во сне голос. По его велению она должна была взять образ в дом и перед ним отслужить молебен. После выполнения всего девушка полностью исцелилась. Это событие привело к тому, что к иконе стали толпами приходить верующие, просить защиты и избавления от хворей телесных.
Пальмовые ветви, которые держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургическом понимании всего изображения. Таким незамысловатым способом, как маханием сорванными с пальм ветвями, в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Святых Даров. Таким образом, в древней богородичной иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались в евхаристическом смысле — как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее священного вместилища – Богородицы. Согласно св. Иоанну Дамаскину, в одном и том же действии Воплощения Господь воспринимает человеческую природу и обоживает ее. То есть вместе с Богородицей, символизирующей Собою Церковь земную, преображаются и все люди, принимающие в себя Тело и Кровь Христовы. Таков, по-видимому, глубинный смысл древнего чудотворного образа.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Кроме двух описанных чудотворных икон Кипрской Божией Матери в дореволюционной России были известны также списки, хранившиеся в московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе. Последний находился у левого столпа собора. На нем, кроме традиционных для этого иконографического типа изображений Богоматери с Предвечным Младенцем и поклоняющихся Ангелов, была написана держава – символ царственной власти.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.
Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.
Кипрская икона Богородицы новости видео. Последние подробности.