Эта икона была принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долгое время, но совершенно безуспешно старался обратить языческих обитателей Муромского княжества в христианство. Проповедь его не встретила сочувствия; даже более — в народе она возбудила ненависть и презрение. Нашлись такие ревнители язычества, которые составили заговор и поклялись или убить своего князя, или же выгнать его из Мурома. Когда Константин узнал об этом, то усердно помолился Богу, взял образ Богоматери, принесенный им из Киева, и вышел с ним к заговорщикам, твердо надеясь на заступничество и помощь Царицы Небесной. Язычники, увидев икону, были поражены ужасом, просили у князя прощения и здесь же дали согласие на крещение в христинскую веру.
Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был св. Василий. Народ, ошибочно подозревая его в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану, намеревался умертвить его. Когда о таком решении народа узнал Василий, то попросил у своих врагов отсрочки своей смерти до утра. Целую ночь усердно молился он в храме Бориса и Глеба; совершив затем литургию, он отправился в храм Благовещения и там пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда Константином из Киева, отслужил молебен. Возлагая все свои надежды на заступление Царицы Небесной, Василий взял чудотворную икону Ее и пошел с ней к реке Оке. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес Василия против течения. Через шесть часов епископ приплыл к месту, называемому Старая Рязань. Там народ и князь приняли святителя с почетом. Так как, однако, Старая Рязань была плохо защищена от нашествия татар, под игом которых Россия в то время находилась, то святой Василий решил для своего местопребывания искать другого, более безопасного места.
В 1291 году он переселился в Новую Рязань, взяв с собой и икону Богоматери. С тех пор все последующие епископы также жили в Рязани. Так, с упразднением Муромской кафедры возникла новая епископская кафедра — Рязанская.
Празднование Муромской-Рязанской иконе Божией Матери сначала совершалось на второй неделе Петрова поста, потом было перенесено на Фомину седмицу и, наконец, по просьбе жителей Рязани, Св. Синод установил праздновать ей 12 апреля. В настоящее время икона эта находится в рязанском кафедральном соборе.
Такова история установления празднества в честь Муромской-Рязанской иконы Божией Матери.
На этой древней почитаемой иконе Пресвятую Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния.
Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелист ом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября.
Первая Кипрская икона Божией Матери в самом известном для нее виде была явлена в 392 году. Это случилось в городе Ларнака в том месте, где был погребен Лазарь. На этом месте был выстроен монастырь Ставруни, а после и специально сооружена церковь, где и стала храниться икона. Поместили ее на воротах церкви, с чем и было связано первое чудо.
Святыней упраздненного ныне Стромынского монастыря был список с древней чудотворной иконы. Ныне он пребывает в Успенском храме села Стромынь (см. Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери).
С тех пор поток верующих к Стромынскому чудотворному образу с каждым годом только увеличивается. Хотя даже среди православных христиан Москвы и окрестностей пока еще далеко не все знают об этой удивительной подмосковной святыне, к которой можно обратиться с самыми разными просьбами и мольбами.
Стромынская Успенская церковь была закрыта с 1961-го по 1988-й годы. И была возвращена верующим одной из первых во всем Подмосковье. В чем жители Стромыни также усматривают подлинное чудо, дарованное Пресвятой Богородицей по молитвам перед ее чудотворным образом. Светлана Куликова вспоминает:
Так, в конхе апсиды известнейшего храма Святой Софии Константинопольской (построен в первой половине VI века при Юстиниане, алтарные мозаики – середина IX века) изображена восседающая на троне Богоматерь, которая держит перед Собою на коленях Младенца. Слева от Богоматери, на своде вимы, изображен архангел Гавриил. Этот иконографический тип, по имени своего чудотворного иконописного прообраза, называется «Кипрским». Божия Матерь на софийской мозаике представлена одетой согласно иерусалимской традиции — так, как обычно одевались сирийские женщины, то есть в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен, в то время как в трактовке Ее лика и фигуры сильны античные отголоски, несомненно свойственные и самому первообразу как произведению близкому по времени к эллинистической эпохе.
Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда.
Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.
Дочь одного крестьянина села Стромыни, именем Марфа, заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года больная впала в совершенное расстройство, и припадки ее настолько стали сильны, что угрожали даже ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее умереть во цвете лет (ей было 18 лет). Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную ею во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение в своей болезни. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении девицы Марфы по молитвам пред Кипрской иконой Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Укажем несколько чудес, совершившихся по молитвам пред Кипрской Стромынской иконой Богоматери.
Алексей Порфирьев, крестьянин деревни Новой Воскресенского прихода Богородского уезда, полтора года страдал параличом. Он не мог двигать ни руками, ни ногами. Больного, по его просьбе, принесли в Успенскую церковь села Стромыни и здесь отслужили молебен пред иконой Богородицы. После молебна больной сразу почувствовал себя лучше; он начал двигать руками и ногами, а затем встал уже совершенно здоровым. Отслужив благодарственный молебен Царице Небесной, помиловавшей его, он вернулся домой и стал заниматься обычными крестьянскими работами.
Крестьянка деревни Мележи той же губернии, Покровского уезда, девица Анна Петрова долгое время страдала расслаблением. Когда она отслужила молебен пред чудотворной Стромынской иконой Богоматери, то получила совершенное исцеление.
Крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, деревни Зубцовой, Алексей Петров страдал расслаблением рук и ног. Прибыв в село Стромынь, он попросил священника отслужить молебен пред чудотворным образом Царицы Небесной. После молебна болезнь его сразу ослабела; он получил возможность двигать своими членами. Спустя несколько времени он окончательно стал здоров.
О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона Богоматери служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей даже отдаленных мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету. Митрополит 17 марта 1841 года прислал на имя благочинного следующее предписание: «1) Представить подробное описание иконы: какой она меры, письма, — искусного ли, древнего ли; не известно ли чего о ее происхождении и давно ли она стоит над церковными дверями; 2) икону поставить в церкви, в приличном месте; 3) не возбранять совершать пред ней молебны, но строго подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений; 4) будут ли приходить богомольцы и служить молебны и не случится ли чего особенного при этом, к соображению начальства доносить о том еженедельно».
В своем докладе митрополиту Филарету местный благочинный, по дознании на месте, представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте».
Кроме сего, благочинный доносил митрополиту, что в село Стромынь на молебны собирается много народа не только в праздничные и воскресные, но и в будние дни. При этом благочинный представлял сведения о чудесах, совершившихся у чудотворной Кипрской иконы Божией Матери.
Зимой и осенью 1841 года стечение народа к Кипрской иконе стало уменьшаться. Посему Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая те случаи, когда совершится что-нибудь особенное.
Так прославилась Кипрская икона Богоматери. И ныне она подает исцеления тем, кто прибегает к ней с верой в помощь Царицы Небесной; посему и в настоящее время к ней стекаются благочестивые богомольцы и болящие, чтобы помолиться здесь Пречистой Владычице и Заступнице рода христианского.
Икона Богоматери украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе празднуют еще ежегодно 16 февраля — в день, когда девица Марфа получила исцеление и чрез это Стромынская икона Богородицы прославилась как чудотворная.
В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом.
Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая.
Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
Молитва ко Пресвятой Богородице фото видео. Все последние сведения.
О сей иконе известно, что она явилась 7 апреля 732 года. Из Рима она была перенесена впоследствии в Россию. В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы, вознося благодарственные хвалы Господу, даровавшему ему столь блистательную победу над врагом. Не должно смешивать этой иконы с Цареградской, коей празднуется 25 апреля и 17 сентября, и с Константинопольской, празднование которой совершается! 11 мая. Византийской иконе празднуется еще 1 мая..
Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV века, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще 9 июля и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему. На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев!
В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» (Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви, хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей.
Еще один список находится в Москве, в Голутвине, в церкви Св. Николая. И последний, довольно известный подобный образ можно найти тоже в Москве, в Успенском соборе. На нем изображена Богородица с Младенцем, снизу находится держава.
Существует большое количество почитаемых образов Богородицы, так как для многих верующих она является поддержкой в различных жизненных ситуациях. В этой статье будет рассмотрена Кипрская икона Божией Матери в различных ее вариантах, так как существует достаточно много образов, которые вышли с этого острова.
В житии прп. Иосифа Песнописца, жившего в IX веке, рассказывается, что после кончины преподобного одному из его друзей было следующее знаменательное видение. Свод небесный раскрылся; друг Иосифа увидел нисходящие оттуда лики святых апостолов, затем пророков, мучеников и, наконец, юношей в светлых одеждах, т. е. ангелов. Посреди этих юношей шествовала Пресвятая Дева Мария. Она повелела святым, окружавшим Ее, идти навстречу душе праведника, воспевшего Ее чудеса и благодеяния роду человеческому. Исполняя Ее повеление, святые мужи с честью встретили душу, восходящую на небеса. Но вот видение исчезло. Друг преподобного стал размышлять об этом чудном видении и недоумевал, чья душа была встречена так торжественно. Во время этих размышлений он услышал голос, говоривший ему:
— Это душа Иосифа Песнописца, который был украшением церкви, ибо в своей жизни подражал мученикам и святым подвижникам. Он описал деяния их, и за это ныне они и воздают ему честь и похвалу.
Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа.
О том, что название К. и. применяли к самым разным изводам, происхождение к-рых не имело обоснованной связи с Кипром, подтверждают и сохранившиеся иконы, напр. кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР). В центре ее в отдельном киоте представлено поясное изображение Богоматери, Которая смотрит на Младенца, преклоняющего колена и поднимающего ручки перед нисходящим на Него сверху Св. Духом в образе голубя; приподнятые руки Божией Матери также разведены в стороны (жест поклонения), на Ее главе корона, по сторонам — 2 ангела, поддерживающие раму киота («О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 47. С. 61).
В Новое время К. и. в поясном варианте также встречается в церковном искусстве, как видно на примере небольшой иконы, написанной в академической манере в 1-й пол.- сер. XIX в. (НКПИКЗ). На ней изображена Богоматерь с Младенцем, по типу, близкому к Киккской иконе в том варианте, который приобрел известность со 2-й пол. XVIII в.,- с 2 ангелами, коронующими Пресв. Богородицу, в руках Богомладенца развернутый свиток, напоминающий средневековый штандарт; надпись на нижнем поле иконы: «Чудотворныя икона Пресв. Бцы Кипрския называемая Милосердствующая», упоминаются также евангелист Лука как автор иконы и мон-рь, знаменитый «по всей Греции на острове Кипре».
Эта икона, представляющая копию с подлинной чудотворной иконы Божией Матери Черниговской-Ильинской, находится в Воскресенском соборе всех учебных заведений, именуемом «Смольным». Начало особенного чествования ее здесь относится к половине прошлого (XIX) столетия.
О ней мы находим краткое указание в третьем томе «Историко-статистических сведений С.-Петербургской епархии» (стр. 294—295). Здесь сказано только, что «сия икона поднесена была Императору Петру I, по возвращении его из Азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его», т. е. Императрицей Елизаветой Петровной, получившей эту икону в наследство и благословение от своего державного отца. По упразднении женского монастыря в Смольном икона Черниговской Божией Матери, в числе других икон и священных предметов, по распоряжению епархиального начальства была передана в новоустроенный Воскресенский собор, где и находилась со времени освящения собора (20 июля 1835 года) в заброшенном виде среди других старых икон, даже не в ризнице, а в кладовой собора, до самого ее чудесного прославления 18 июня 1851 года.
Произошло это при таких обстоятельствах. Однажды пришел в Смольный собор унтер-офицер одного из находящихся в Петербурге гвардейских полков и стал расспрашивать соборных сторожей, где ему найти в соборе икону Божией Матери, которую он при этом подробно описывал и по виду, и по величине, но ему отвечали, что такой иконы в храме не имеется. Тщетно и сам поискав ее между немногими еще тогда иконами, помещавшимися в средней части храма, солдат ушел.
Но, спустя несколько времени, 18 июня 1851 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, он снова прибыл в собор и, обратившись к свечнику Ивану Петрову, убедительно просил его поискать указанную им икону Божией Матери в храме, так как, говорил он, ему снился и продолжает являться в сонном видении Ее особенный образ, пред которым он должен помолиться именно здесь, в Смольном соборе, в благодарность за оказанную ему явную помощь в бедствии. Стали усерднее искать, и вот в правой кладовой собора, за перегородкой, найден был совершенно заброшенный и почерневший от пыли образ Черниговской Божией Матери. Лишь только солдат увидел эту икону, как со слезами радости признал в ней именно ту, которая была указана ему в сонном видении, и пал пред ней с сокрушенной, горячей молитвой и потом рассказал свечнику и бывшему в то время настоятелем собора протоиерею Н. Ф. Раевскому следующее. Ему поручено было вести рекрут к месту их призыва, и одному из них, по какой-то оплошности конвойного, удалось убежать. При тогдашней строгости военной дисциплины бедному солдату-конвойному грозило страшное взыскание. Заключенный под арест, в ожидании строгого над ним суда и расправы, он искал себе помощи и защиты только у Господа Бога и усердно молился Царице Небесной, прося Ее заступления и помощи. Слезная и усердная молитва несчастного была услышана Богом. Когда однажды, после усердной молитвы, он уснул, то во сне ему представилось видение, в котором настойчиво советовалось ему продолжать молиться и надеяться на помощь Божию и, между прочим, немедленно дать обет, если окончится его дело благополучно для него, пойти в Смольный собор и отслужить там благодарственный молебен пред иконой Божией Матери, образ которой был показан ему во сне с такой ясностью, что он уже не мог забыть его и не узнать, если бы ему пришлось увидеть подобный в действительности. При этом он слышал голос Самой Божией Матери: «Пойди в Смольный монастырь, Я в темноте, — освети Меня!» Успокоенный таким видением и дав обет непременно отслужить молебен в Смольном соборе пред указанной ему в сонном видении иконой, солдат, к своей невыразимой радости, скоро был освобожден из-под ареста и совершенно оправдан, так как бежавший рекрут сам возвратился к нему для следования по назначению.
Когда икона Черниговской Божией Матери была найдена, то, по просьбе солдата, ее надлежащим образом вычистили, повесили у колонны с правой стороны собора и отслужили пред ней благодарственный молебен. Убежденный в явно чудодейственной помощи Царицы Небесной, солдат этот через несколько времени купил лампаду и, с дозволения начальства собора, повесил перед иконой Черниговской Божией Матери и до самой своей смерти жертвовал деревянное масло или деньги для того, чтобы теплилась у этой иконы неугасимая лампада, — исполняя этим повеление Владычицы — «осветить» Ее.
Появление в соборе новой иконы в самом скромном виде, без всяких украшений и даже без рамы, в связи с быстро распространившимся слухом о причине ее особого чествования в храме, — вызвало значительный приток сюда богомольцев, желавших молиться перед этой иконой. С.-Петербургский митрополит Никанор разрешил поставить икону Черниговской Божией Матери в соборе на видном месте и чествовать ее возжжением пред ней лампад и свечей и совершением, по просьбе и усердию верующих, молебствий. Некоторые из постоянных посетителей храма тогда же изъявили желание устроить для этой иконы на свой счет деревянную, золоченую раму, а потом скоро нашлись усердствующие, которые украсили ее богатой серебряной, вызолоченной ризой с бриллиантами, аметистами, жемчугом и другими камнями.
Благодатная сила Царицы Небесной часто проявлялась в помощи тем, которые с верой притекали к Ее чудному образу, и это все более и более увеличивало приток богомольцев в Смольном соборе.
Вообще многие получали и получают благодатное утешение и дивную помощь в скорбях и бедствиях после усердных молитв пред образом Черниговской Божией Матери.
В приходе Смольного собора в собственном доме (по Смольному проспекту) проживала вдова купца Анна Григорьевна Прокофьева, содержащая в приходе Ямской церкви извозный двор. В одну из суббот в девятом часу утра, пред обедней, она вдруг почувствовала какое-то необыкновенно тревожное состояние духа, и у нее явилось непреодолимое желание сейчас же войти в Смольный собор помолиться перед иконой Черниговской Божией Матери. По окончании литургии она попросила отслужить молебен пред этим образом и молилась с особенным усердием и горячностью. По возвращении ее домой, в первом часу пополудни, пришел посланный из ее извозного двора с известием, что во время обедни содержимый ею извозчичий двор в Ямской загорелся, но, к счастью, появившийся огонь успели потушить домашними средствами, что она приписала явной помощи Царицы Небесной, которой горячо молилась.
Бывшая сестра милосердия, Анна Иакимовна Коробова, письменно свидетельствует, что после молитвы ее пред Черниговской иконой Божией Матери она исцелилась от упорной глазной болезни и тем избежала рекомендованной ей доктором глазных болезней Вейертом глазной операции.
Жена крестьянина Тверской губернии, Зубцовского уезда, Ольга Арсеньева шесть лет болела и безуспешно лечилась у врачей, но, помолившись 21 ноября 1901 г. пред образом Черниговской Божией Матери в Смольном соборе, совершенно исцелилась от болезни.
Икона Черниговской Божией Матери помещается в настоящее время в большом, великолепном, позолоченном киоте, устроенном в 1891 году усердием прихожан Смольного собора в память о чудесном спасении Царя Александра III и его семьи 17-го октября 1888 года, — помещается у колонны с правой стороны среднего алтаря.
Празднование этому образу совершается, как и в Ильинском Черниговском монастыре, 16 апреля.
Кроме этой копии, известны еще в следующих местах списки с чудотворной Черниговской-Ильинской иконы Богоматери: чудотворный образ Богоматери, находящийся в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троицкой Лавры (сведения о сей иконе см. под 1 сентября); икона Богоматери в Москве, в церкви св. апостолов (икона эта написана одновременно с подлинной Ильинской иконой, при патриархе Никоне, в 1658 году); образ Богородицы в г. Соснице Черниговской губернии, в Воскресенской церкви; икона Пречистой Богоматери в Гамалевском монастыре Черниговской губернии, Глуховского уезда; образ Богородицы, именуемый Елецко-Черниговским (сведения о нем помещены под 5 февраля).
Чудотворная Кипрская икона Божией Матери. Свежий материал на 02.03.2018 г.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.
На Северо-Востоке Московской области есть старинное село Стромынь. Место, давшее название Стромынской дороге – знаменитой Стромынке, с древних времен соединявшей Москву и города Владимирской Руси. Еще в XIV столетии самим преподобным Сергием Радонежским был основан Успенский монастырь, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Сегодня преемницей этой обители является стромынская Успенская церковь, где сегодня почивают святые мощи ученика преподобного Сергия – святого Саввы Стромынского, а также одна из величайших святынь Подмосковья – Стромынский список Кипрской иконы Пресвятой Богородицы.
Кипрская икона Божией Матери Молитвы как читать. Подробные данные на 02.03.2018 г.
Подобные исцеления случались еще не единожды. Именно при двигательных проблемах наиболее сильно проявлялась сила иконы. По хроникам такое случалось еще по крайней мере два раза, когда верующие полностью излечились от расслабления рук и ног.
В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. № 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери — ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери. Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII — нач. XVIII в.), среди его прорисей — изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146).
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
По местному преданию, икона сия написана евангелистом Лукой и из Палестины перенесена в Царь-град. Впоследствии она была прислана императорами Греческими королям Галицким и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества икона эта стала достоянием Московского князя. В Москве она, однако, пребывала недолго. Великий князь Московский Иоанн III Васильевич благословил ей свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра (в 1495 году). Таким образом, икона Одигитрии, т. е. Путеводительницы, была перенесена в столицу Литвы Вильну, где она пребывает и до настоящего времени.
По другому преданию, более верному, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III Васильевича. Во всех остальных подробностях оба предания сходятся.
Когда Елена умерла, то святая икона Богоматери была поставлена в Пречистенском соборе, над гробницей ее. Иоанн Васильевич Грозный, когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, пытался вернуть сию чудотворную икону в Москву и предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан; Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени образ Богоматери стоит там в числе местных икон, привлекая благоговейное чествование всех православных. Он заменил собой для обители утраченную ей икону Остробрамскую.
Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние выделаны из кипариса, а остальные из березы. В 1864 году она была подновлена.
В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. Изображение ее несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец.
Чудный и утешительный вид имеет эта икона. Представлена высокая, громадная каменная чаша, стоящая в широком водоеме, полном воды. Над чашей парит Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем в руках, венчанная короной.
К водоему, полному животворной воды, стеклись жаждущие; несчастные, утомленные жизнью пьют воду и становятся сильными и бодрыми. Какой прекрасный символ…
Шел пятый век… В ту пору в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», была роща, покрытая кипарисами и платанами, издавна посвященная Пресвятой Богородице. Посреди рощи был источник, также с давних пор прославленный чудесами. Постепенно место это заросло кустарником, а воду затянула тина; только по мокрой почве можно было предположить о существовании источника.
Шел раз этим местом воин Лев Маркелл и встретил слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги и не находившего выхода. Лев помог ему выйти на тропинку, отвел его, изнеможенного от усталости, в тень для отдыха, а сам отправился искать воды для освежения слепого. Тут услыхал он вдруг голос: «Лев!
Не ищи воды далеко, — она близко здесь». Стал Лев осматриваться, удивленный таинственным голосом, но воды найти не мог. Печально и задумчиво стоял он, как к нему раздался второй раз тот же голос: «Царь Лев! Войди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом узнаешь ты, кто Я, давно освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, кто будет сюда приходить и с верой призывать Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Когда Лев, поспешно дойдя до указанного места, взял тины от родника, отнес ее к слепому и приложил к его глазам, а затем напоил его и водой, то немедленно слепой прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя благодать Богоматери.
Случилось это в царствование императора Маркиана, правившего от 391 до 457 г.
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457—473). Он вспомнил о явлении Богоматери и приказал очистить источник от затянувшей его тины; земляными работами струя источника была отделена от других соседних родников и заключена в каменный круг, над которым построен был храм во имя Богоматери.
Император Лев назвал этот источник «Живоносным источником», так как тут проявилась чудодействующая благодать Богоматери.
Через сто лет после Маркиана царствовал император Юстиниан Великий (527—565 гг.), человек глубоко приверженный к вере православной. Он долго мучился водяной болезнью, не получил от врачей помощи и уже считал себя обреченным на смерть. Однажды в полночь он услыхал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Не знал царь, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Богоматерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы: нашел источник, испил из него воды и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии создался многолюдный монастырь.
В XV столетии Царьград попал в руки магометан. Знаменитый храм «Живоносного источника» был разрушен, и материалы его пошли на постройку мечети султана Баязета. Место, где был храм, было засыпано землей и щебнем, так что исчезли из глаз самые основания храма. Прекрасные окрестности этого места превращены в мусульманское кладбище. К развалинам храма приставлен дозорный турок, который не позволял христианам не только собираться тут, но даже и подходить к этому месту.
Мало-помалу строгость этого запрета смягчилась, и христианам было разрешено поставить там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разгромлена, а сам источник совсем засыпан. Христиане снова очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду, а Богоматерь и на этих обломках прежнего великолепного святилища подавала так же исцеления Своей благодатью. Впоследствии был найден в одном окне среди обломков полусгнивший от времени и сырости лист, на котором были записаны 10 чудес от Живоносного источника, совершившихся в пятилетие 1824—1829 гг.
При султане Махмуде православные получили некоторую свободу отправления богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 г. с великим торжеством вселенский патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при громадном наплыве богомольцев освятил храм, который стоит и доныне. При нем устроена больница и богадельня. Даже магометане с великим уважением говорят о Живоносном источнике и о Богоматери, Которая изливает через него Свою благодатную силу. «Великая в женах Святая Мария» — вот как отзываются они о Пречистой Деве. Воду из Живоносного источника называют «водой Святой Марии».
Вот некоторые из чудес, совершившихся у этого источника.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник, но по разным причинам долго не мог исполнить своего намерения. Наконец ему удалось отправиться в путь, но по дороге, направляясь по морю в Константинополь, он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли его труп к Живоносному источнику, там возлили на него три котла живоносной воды и уже потом похоронили. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни. Он был погребен в притворе перед входом в храм. На его гробнице начертаны стихи, говорящие о дивном знамении, над ним совершившемся.
В куполе церкви Живоносного источника были изображены две мозаичные иконы — одна Богоматери, другая Архистратига Михаила.
Часть храма обрушилась от землетрясения. Иконы взяла к себе в дом одна набожная женщина, супруга начальника Артабаза, по имени Елена. Она поставила их в особой комнате своего дома, зажигала пред ними лампады и воскуряла фимиам. Однажды ночью увидела она во сне Богоматерь, Которая приказывала ей отнести иконы в храм Живоносного источника. Елена не исполнила повеления. В следующую ночь она снова увидела Богоматерь, Которая гневно сказала, что за неисполнение приказания она может пострадать; но и тут Елена ослушалась. Богоматерь вновь вразумила ее: она увидела пламень, поднявшийся от того места, где были иконы, и охвативший комнату. Испуганная Елена стала взывать к Богоматери о помощи и дала обет немедленно водворить иконы в храм. Тогда огонь стал тухнуть и вскоре совсем угас. С великим усердием и честью Елена отнесла иконы к Живоносному источнику, воздвигла при храме придел, где устроила иконы, и в память этого события ежегодно совершала празднование.
При созидании храма укладывали Живоносный источник мраморными плитами. Одна из этих плит при падении придавила ногу рабочему, который лишился чувств и лежал чуть жив. Сбежались люди и стали обливать его водой; долго они не могли поднять плиту и были уверены, что нога раздроблена на мелкие части. Когда же плиту удалось поднять, то оказалось, что нога совершенно цела.
Каменотес, укреплявший над церковным притвором камень с крестом, со значительной высоты упал на каменную лестницу и встал невредимым.
Но не перечесть всех чудес, истекших от Живоносного источника и облагодетельствовавших царей, патриархов, знатных и простолюдинов. Благодатная сила и доныне действует через воду источника. Ее испытывают на себе не только православные, но и католики, армяне и даже турки.
Событие явления Льву Маркеллу Богоматери последовало 4-го апреля 450-го года. Кроме этого дня, в пятницу Пасхи церковь воспоминает обновление константинопольского храма Живоносного источника и великие чудеса, бывшие в этом храме.
В России есть много чтимых икон Живоносного источника. В знаменитой Саровской пустыни в честь этой иконы воздвигнут прекрасный храм. Принесена она была в Саровскую пустынь основателем ее, иеросхимонахом Иоанном, в начале XVIII столетия.
Великий старец Серафим Саровский посылал больных богомольцев молиться перед этой иконой, и они часто получали исцеления.
В городе Туле есть две чтимых иконы этого имени. Одна, находящаяся в старой Никитской церкви, прославилась с 1771 г. Сперва она стояла в домах частных лиц, где от нее и истекали чудеса. В Тульской консистории есть «дело» об этой чудотворной иконе, находившейся в то время в доме тульских купцов Лугининых. В этот дом собирались к иконе посторонние люди и приносили свечи и масло. В 1805 году купец Бабаев прозрел у этой иконы, а Агриппина Ивановна Лугинина получила исцеление от водянки. В виде благодарности она перед смертью отказала икону в приходскую церковь, где она и стоит доселе в серебряной ризе с привесками — приношениями исцеленных.
Другая икона стоит в Николаевской церкви за Валом. Принесена она исцеленной Матреной Алексеевой Капаневой. Эта больная в видении получила приказание найти образ под церковной кровлей. Она отыскала его, подновила и сама получила исцеление.
Вот еще места, освященные пребыванием чтимых икон Живоносного источника:
В городе Астрахани.
В Казанской губернии, в пригороде Чистопольского уезда Билярске; икона эта имеет еще другое название: «Источная».
В Москве, в Новодевичьем монастыре.
В 12 верстах от Пензы, в селе Валяевке.
В городе Липецке Тамбовской губернии.
В Уржуме Вятской губернии.
На крайнем севере, на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму, в часовне. Эта икона называется «Балыклей» и привезена из Царьграда, где она писана по заказу Соловецкого архимандрита.
Чудотворные иконы Богородицы Кипрская икона. Вся сводка информации.
Светлана Куликова, член Приходского собрания Успенского храма, свидетель спасения чудотворной иконы, рассказала Царьграду :
Вот как описывает местный благочинный в своем докладе Московскому митрополиту Филарету чудотворную Кипрскую (Стромынскую) икону Божией Матери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные – с одной стороны священномученик Антипа, с другой – мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно отчего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте». Чудотворный образ был украшен богатой (серебро с позолотой) ризой.
Кипрская икона Богородицы новости видео. Подробные данные.