Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.
Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.
Молитва ко Пресвятой Богородице фото видео. Последние события.
О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. (Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, [1994]р. С. 279).
Но не только так противостояла Киккская обитель отуречиванию. В ее стенах развивались искусства, иконопись, резьба по дереву, сохранялись и преумножались традиции греческого образования. Свидетельства этому – кодексы, музыкальные рукописи, святыни и многочисленные документы, хранящиеся и в самом Киккском монастыре, и в других местах Кипра, а также в частных коллекциях, музеях, библиотеках и архивах других стран. Трудно переоценить и значение действовавшей в монастыре с XVIII века греческой школы, пусть и в чем-то несовершенной с сегодняшней точки зрения. В ней преподавал учитель нации Ефрем Афинянин, а учениками были не только послушники обители. Окончив школу, молодые люди возвращались к себе на родину и там – или в священном сане, или в качестве учителей – распространяли полученные ими знания. Школа Киккского монастыря позднее развилась в трехклассную греческую гимназию. Многие из ее учащихся продолжили обучение на богословских факультетах в Афинах, Халки, Школе Честного Креста в Бруклине, в Иерусалиме. Их последующая духовная деятельность – еще один вклад обители.
Чудотворная Кипрская икона Божией Матери. Новости к данному часу.
Подобные исцеления случались еще не единожды. Именно при двигательных проблемах наиболее сильно проявлялась сила иконы. По хроникам такое случалось еще по крайней мере два раза, когда верующие полностью излечились от расслабления рук и ног.
В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.).
Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.
В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом.