» />На так называемой технологической площадке «Керчь» нас встречает представитель заказчика — начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Роман Новиков. И один из первых вопросов, которые я ему задаю, как раз и касается надёжности моста. «Крымский мост способен выдержать не только ледоход, но и землетрясение силой до девяти баллов», — рассказывает он.
Однако именно требования к сейсмической устойчивости потребовали обеспечить закрепление капитального моста на сваях длиной 64—90 метров, доходящих до плотных коренных глин для исключения усадок свайного фундамента после землетрясения[145][238]. Чтобы уменьшить эффект усадки свайного фундамента, а также повысить устойчивость к боковым деформациям, все сваи монтируются под углом, но вибропогружатель для каждой следующей сваи поворачивается, что приводит к снопопообразному виду свайного поля под опорой[232]. Буронабивные сваи и железобетонное ядро трубчатых свай изготовлены из тяжёлого гидротехнического бетона с суперпластификаторами в его составе, поэтому они могут изгибаться во время сейсмического толчка даже без образования трещин[176]. Тяжёлые марки бетона в сваях позволяют выдерживать без разрушения сильные деформации на сжатие. Довольно интересным техническим решением являлось изменение физических характеристик грунта для большей его устойчивости при сейсмических толчках, когда глины могут вести себя как вязкая жидкость. Для этого было произведено устройство более 5400 штук «щебеночных свай».[163] При статической нагрузке щебеночные сваи играют малую роль, но при сейсмическом толчке, уменьшают деформации и сокращают время стабилизации деформаций, что исключает возможность разжижения и потери прочности грунтов при сейсмическом воздействии. Усадка фундамента благодаря щебеночным сваям снижается на практике в 2-6 раз.[239][240][241][242]
Владимир Путин отмечает, что следующий этап роста благосостояния Крыма произойдёт после нормализации отношений между Россией и Украиной[78]. После прекращения транспортной блокады Крыма, теряющей всякий смысл при наличии моста, открывается новый транзитный транспортный маршрут для перевозок из Евросоюза в сторону Средней Азии на 400 км короче существующего. С пуском этого маршрута Крым начнёт получать большую выручку от транзитных транспортных услуг. Следует отметить, что на снятии ограничений транзита для пассажирских перевозок настаивает Управление верховного комиссара ООН по правам человека и оно может произойти первым[79].
Сколько стоит мост в Крым? Керченский мост будет одним из самых дорогих мостов в мире по причине сложности возведения конструкции. Первоначальная стоимость составляла 50 млрд рублей, но затем она возросла из-за совмещения автомобильных и железнодорожных линий. Также на повышение стоимости повлияло ослабление российской валюты по отношению к американскому доллару.
Для пресечения террористических актов против моста через Керченский пролив (равно как энергомоста и газопровода) предусматривается использование сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов: ФСБ России, Национального антитеррористического комитета РФ, в частности оперативных штабов в Краснодарском крае, в Республике Крым и городе Севастополе, а также оперативного штаба в морском районе (бассейне) в городе Симферополе[118].
Когда откроют мост в Крым для автомобилей. Свежая информация.
Крымский мост — один из крупнейших мостов в России. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной и железной дороги. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла. Затем она пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Автомобильное движение будет осуществляться по четырем полосам, железнодорожное — по двум путям. Пропускная способность — до 40 тысяч машин и 47 пар поездов в сутки. При этом сам Керченский пролив останется судоходным: инженерами предусмотрены арочные пролетные строения длиной 227 и высотой 35 метров. Предполагается, что уже в декабре 2018 года по мосту откроется автомобильное движение, а в 2019-м — железнодорожное
Для мостов категории «9 баллов» используются антисейсмические устройства между опорами и пролетами, и такие же решения включены в конструкцию Крымского моста.[236] Главная техническая идея заключается в том, что пролёты не крепятся жестко на опоры, а лежат на специальных демпферах трения скольжения[237] За счет этого же технического решения возможно осуществлять монтаж пролетов заталкиванием их с берега путем скольжения по демпферам на опорах.[243] Пролёты моста монтируются на свободно вращающиеся шаровые опорные части с дополнительным сегментом для линейного продольного перемещения ШСОЧ-ЛП-1000 произведенные компаний Мехстроймост из холдинга Мостотрест. Для свободного скольжения шаровых опор немецкая компания MAURER AG предоставила строителям прокладки из полимерного материала MSM®[244][245] Используются также аналогичные подвижные опорные части с прокладками из фторопласта от «СК Стройкомплекс-5»[246][247]
Замер микроперемещений массивной сваи на доли миллиметров довольно сложная техническая задача и для её решения, проигнорировав санкции, компания Allnamics из Гааги поставила один из лучших в мире комплексов для таких исследований — PDR. Прибор состоит из двух датчиков деформаций трубы и акселерометров. Статическая несущая способность сваи определяется на основании анализа распространения по свае прямых и обратных волн напряжений и скоростей. Датчики PDR образуют компьютерную сеть с помощью Wi-Fi, что позволяет делать ученым мониторинг усадки опор моста удаленно и постоянно[230] За ноябрь 2017 года стоимость услуг Allnamics по высокоточному мониторингу усадки моста составила 42 миллиона рублей.[231]
Рост туризма, в том числе за счет строительства моста, является основным драйвером планируемого роста ВВП региона и прекращения его дотационного статуса. Не должна вводить в заблуждение официальная скромная статистика по туристической отрасли Крыма. Около 78 % туристической отрасли находится полностью в тени и не платят налоги, поэтому учитываются по косвенным показателям. Однако размер теневой туристической отрасли Крыма сопоставим с его официальным ВВП и настолько велик, что Крым создает в сезон ещё 180 тысяч рабочих мест для приезжающих из других регионов России. Планируемый двукратный рост туристического объёма относительно уровня 2013 года с одновременным переключением на российских туристов, которые примерно в 3 раза больше тратят на туристические услуги без сомнения достигают планового роста ВВП региона в несколько раз.[59] Постепенная детенизация туристической отрасли Крыма позволит ему в будущем стать регионом-донором бюджета РФ.[60]
Керченский мост 2018. Новости к данному часу.
Железнодорожная арка образует участок длиной более 200 метров, и она достаточно высокая, чтобы под ней могли проходить суда. Аналогичная арка для секции дорожного движения будет установлена в следующем месяце. Мост был назван самой сложной строительной операцией в истории России. Это будет самый длинный мост в стране, и, по прогнозам, он будет стоить около 3 миллиардов фунтов стерлингов.
Пролёты моста выполнены из металлоконструкций, которые производятся на заводах, а на строительной площадке выполняется только окончательная сборка конструктива на специальной монтажной площадке со стороны Керчи[260]. Особенностью строительства из металлоконструкций является то, что видимый прогресс строительства всегда намного меньше реального, так как в реальности сооружение по сути создаётся на заводе и даже частично монтируется до крупных блоков с учётом возможности доставки их транспортом. Завершающая фаза крупноблочного монтажа металлоконструкций обычно занимает небольшое время относительно изготовления самих компонентов и, как правило, начинается после готовности части фундамента.
Конструкторы моста заявляют, что первое использование такой технологии в России для защиты морского фундамента из стальных свай применялось для берегового комплекса подготовки Чайво проекта Сахалин-1. Оригинальным разработчиком технологии свайного фундамента из металлических труб с антикоррозийной защитой для морской воды является корпорация ExxonMobil, применяющая такие решения для шельфовых сооружений. Проект Керческого моста использует это же техническое решение (ExxonMobil передал конструкторам проектную документацию RUSA-ABE-GL-CS-04000.2004).[172] Отметим, что железобетонное ядро свай опирается на опыт ещё советских строек,[183] но зарубежный опыт привнес новое как повышенная живучесть металлической оболочки свай.
Мост спроектирован с учётом устойчивости от землетрясений силой до 9,1 баллов. Такие землетрясения в данной местности происходят примерно 1 раз в 1000 лет[145][235]. Землетрясение с силой 9,1 баллов эквивалентно по энергии ядерному взрыву в несколько мегатонн и относится к «опустошительным», так как падают промышленные трубы, каменные дома складываются или сильно повреждаются. После такого землетрясения должен уцелеть Крымский мост, а также некоторые деревянные постройки, при этом окружающие населенные пункты будут опустошены как в Спитакском землетрясении сопоставимой силы. Хотя часть экспертов как бывший директор ЛенГЭС Юрий Севенард утверждают о большой технической сложности создания такой сейсмостройкой конструкции,[236] однако даже в СССР довольно часто возводились сейсмостойкие мосты с устойчивостью более 9 баллов и был разработан ряд технологий, которые применяют и конструкторы Крымского моста.[237] Работы по оценке сейсмической опасности и сейсмическому микрорайонированию выполнены Институтом физики Земли им. О. Ю. Шмидта Российской академии наук. Испытания по оценке сейсмической устойчивости и виброползучести грунтов были выполнены в Испытательной лаборатории Динамики грунтов МГУ имени М. В. Ломоносова.[163]
Прочность бетона M450 ВЗ5 так велика, что коррозия через образование трещин становится несущественной[181][182]. Чтобы избежать образования трещин от перепадов температуры конструкторы моста используют химические добавки в бетон из хлористых солей для обеспечения очень высокой морозостойкости класса F300, кроме этого гранитный щебень в составе бетона очень морозостоек.
Сегодня аналогов Крымскому мосту нет не только в России, но и в мире. И дело здесь не только в рекордной длине — 19 километров, но и в ряде других факторов — соединение двух морей, геологические разломы, слабые грунты, уходящие на глубину до 70 метров. Ну и, наконец, сжатые сроки строительства, которые обусловлены острой социально-экономической необходимостью.
Позднее от советских планов отказались из-за огромных затрат, связанных со сложными геологическими проблемами в этом районе и погодными условиями.
Облегчение доставки грузов из материковой России в Крым через мост сократит транспортную составляющую в ценах товаров в Крыму.[70][71] По состоянию на 2017 год уровень цен в Крыму существенно выше соседнего Краснодарского края из-за транспортных издержек.[72] Чтобы оценить степень влияния отсутствия моста на стоимость перевозок можно отметить, что перевозка по маршруту Москва-Симферополь, сравнимом с маршрутом Москва-Новороссийск, в 2-3 раза дороже последнего за счет перевалки на паромной переправе.[73][74]
Керченский мост название. Детальная информация.