Рост туризма, в том числе за счет строительства моста, является основным драйвером планируемого роста ВВП региона и прекращения его дотационного статуса. Не должна вводить в заблуждение официальная скромная статистика по туристической отрасли Крыма. Около 78 % туристической отрасли находится полностью в тени и не платят налоги, поэтому учитываются по косвенным показателям. Однако размер теневой туристической отрасли Крыма сопоставим с его официальным ВВП и настолько велик, что Крым создает в сезон ещё 180 тысяч рабочих мест для приезжающих из других регионов России. Планируемый двукратный рост туристического объёма относительно уровня 2013 года с одновременным переключением на российских туристов, которые примерно в 3 раза больше тратят на туристические услуги без сомнения достигают планового роста ВВП региона в несколько раз.[61] Постепенная детенизация туристической отрасли Крыма позволит ему в будущем стать регионом-донором бюджета РФ.[62]
Для устройства свай моста используются стандартные стальные электросварные прямошовные трубы (ГОСТ 10704-91) диаметром 1420 мм и толщиной свариваемых секций 16 мм, 20 мм[211] и 40 мм[192]. Трубы произведены Загорским трубным заводом[212]
Когда откроют мост в Крым для автомобилей. Свежий материал на 28 декабря 2017 г.
Конвенция ООН по морскому праву рассматривает как доказуемый экологический ущерб только возможность сбросов веществ в воду. Мост не производит никаких выбросов, кроме стоков дождевой воды с него. Поэтому в конструкции моста предусмотрена станция 7-ступенчатой очистки сточной воды до сброса её в пролив. Дождевые стоки с дорожного полотна не безобидны, т.к. содержат токсичные вещества попавшие в них от движения автомобилей. В основном это остатки нефтепродуктов от сгорающего топлива, которые выбрасываются как аэрозоль с выхлопами и оседает на дорожное полотно.[297] Поэтому для защиты окружающей среды в целях поддержки туризма и рыболовства перед сбросом в пролив стоки с моста очищаются[298]. Ливневые очистительные сооружения Керченского моста являются также самым большим сооружением данного типа в России. Это связано с очень высокой степенью очистки из-за которой производительность ЛОСа довольно мала, т.к. требуется время, чтобы растворенные в дождевых стоках нефтепродукты всплыли пленкой в отстойниках, а твердые примеси осели. Также финишная ступень очистки через тонкие фильтры имеет низкую производительность около 8-40 литров в час. Поэтому Керченский мост использует 20 ливневых станций очистки, но суммарная их производительность все равно ограничена.[299] Поэтому потребовался аккумулятор дождевой воды из 48 стеклопластиковых резервуаров-остойников рассчитанных на хранение и отстой 2,4 миллиона литров дождевой воды.[300]
Строители моста также заявили, что якобы возвели 50% опор под железную дорогу, а также на 95% завершили сборку пролетов под автодорогу. Как сообщил начальник управления дороги «Тамань» Роман Новиков, планируется завершить сборку мостового полотна, если позволит погода.
С запада проектируемая автомобильная дорога-подход к мосту через Керченский пролив берёт начало от проектируемой автомагистрали А-150 «Таврида» Керчь — Севастополь и заканчивается в районе крепости Керчь на стыке с транспортным переходом. Протяжённость подхода 22 км. Дорога включает четыре полосы для движения транспорта с расчётной скоростью 140 км/ч. Трасса «Таврида» в двухполосном исполнении должна быть введена в строй в 2018 году, а к 2020 году введены в строй ещё две полосы.[112][113]
Для Крымского моста с сейсмической устойчивостью в 9 баллов ледовая нагрузка не является критической. Тем не менее «ледовый затор» при сильном ледоходе происходит у косы Чушки, при выходе на широкое пространство у косы Тузлы ледовое поле становится обычно разреженным[105]
Отсутствие моста через Керченский пролив создавало определенные трудности местному населению, поэтому в 1953 году открыли Керченскую паромную переправу. На ее нужды были направлены четыре железнодорожных парома, позже еще три автомобильных. Со временем паромы значительно износились, и к 1990 году перевозки через пролив прекратили, в связи с неудовлетворительным состоянием паромов.
В скором времени после разрушения моста началась проработка вариантов строительства новой переправы. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей. Высота подмостового габарита на судоходном пролёте предполагалась 40 м, максимальная глубина погружения свай — 55 м. Схема моста: 3×55 м 8×110 м 8×220 м 8×110 м 25×55 м эстакада. На подготовительных работах по сооружению моста в 1947—1948 годах было потрачено 24 млн рублей. В 1949 году на стройке работало 1200 человек, дополнительно на строительство выделялось 50 млн рублей[18]. В 1950 году строительство моста было прекращено и началось сооружение паромной переправы[16].
20 июня 2017 года заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк заявил, что Россия не согласовала с Украиной никакие действия по поводу строительства моста. Таким образом, Москва, по его мнению, нарушила требования Конвенции ООН по морскому праву, а также двухстороннего договора об использовании Азовского моря и Керченского пролива и ряд других соглашений. Кроме того, добавил чиновник, с украинской стороной не согласованы намерения России закрыть акваторию Керченского пролива на 23 дня в августе—-сентябре 2017 года в связи с установкой мостовой арки. «Это может нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины в целом», — считает Лавренюк. По его словам, дальнейшее строительство объекта и его ввод в эксплуатацию «приведет к значительному снижению количества судов в портах Мариуполя и Бердянска, а потому недопустимо»[281][282]. МИД Украины 11 августа 2017 года выразил официальный протест в связи временным с ограничением Россией судоходства в Керченском проливе, в котором, в частности, говорится: «Строительство моста через Керченский пролив является незаконным в соответствии с международным правом, поскольку Украина, как прибрежное государство в отношении Крымского полуострова, не предоставляла своего согласия»[283][284].
Отсутствие ледорезов на новом Крымском мосту связанно с тем, что проектная устойчивость к землетрясению в 9 баллов задаёт требования к сопротивлению опор на порядок больше, чем давление ледяного поля в худших метеоусловиях[261][148]. На порядок большее сопротивление к боковой деформации, чем у старого моста, достигается бо́льшим диаметром свай, заполнением железобетоном всех свай моста, бо́льшим числом свай (7000 штук), монтажом свай под углом, погружением до полутвёрдых глин и, конечно, отсутствием деревянных конструкций. Гипотеза, что специальные ледорезы не нужны, прошла экспериментальную проверку в Крыловском государственном научном центре в бассейне со льдом с моделированием условий максимальной ледовой нагрузки на сваи и ростверки, которая может случиться в худших метеоусловиях, которые бывают раз в 100 лет. Дополнительно специальный вентилятор имитировал порывы ураганного ветра до скорости 200 км/час. Конструкция успешно прошла эти испытания[262]
Снижение цен и рост доходов в Крыму даст региону экономический толчок для развития и постепенного выравнивания доходов населения со средним в Российской Федерации к 2020 году в рамках федеральной целевой программы республики Крым и города Севастополя.[78] Независимый (от канадской компании Gfk) мониторинг выполнения программы показывает, что программа движется в сторону намеченных экономических показателей и более половины крымчан уже фиксируют увеличение доходов, в том числе 21 % значительное увеличение.[79]
При разработке технико-экономического обоснования ГК «Автодор» также учёл целесообразность прекращения паромного пассажирского потока в связи с бурным развитием грузового оборота в порту Кавказ[85]. За 2015 год порт увеличил грузооборот на 41 % до 31 млн тонн и стал пятым грузовым морским портом России[86]. Только 7 млн тонн из этого грузооборота связаны с перевалкой в порт Керчи для снабжения Крыма.[62] Основная часть роста связана с ростом ВВП России и как следствие увеличением международной торговли России. Существующая Керченская паромная переправа с пассажирооборотом более 1 миллиона пассажиров[87] перегружает транспортные подходы к порту Кавказ и тормозит его развитие как грузового порта, поэтому её сохранение нежелательно.
Керченский мост 28.12.2017 г. Детальная информация.
В соответствии с федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ 790 от 01.08.2014, контракт на строительство автомобильного подхода к мосту со стороны Крыма с выходом на трассу «Таврида» был подписан в декабре 2016 года между АО «ВАД» и службой автомобильных дорог Республики Крым.[37][38]
Облегчение доставки грузов из материковой России в Крым через мост сократит транспортную составляющую в ценах товаров в Крыму.[72][73] По состоянию на 2017 год уровень цен в Крыму существенно выше соседнего Краснодарского края из-за транспортных издержек.[74] Чтобы оценить степень влияния отсутствия моста на стоимость перевозок можно отметить, что перевозка по маршруту Москва-Симферополь, сравнимом с маршрутом Москва-Новороссийск, в 2-3 раза дороже последнего за счет перевалки на паромной переправе.[75][76]
Хотя ряд активистов заявляли о намерениях провести террористический акт на мосту, но, как отмечают эксперты, серьёзно повредить конструкции моста, рассчитанные на землетрясение в 9 баллов, почти нереально[122], но возможен ущерб имуществу и оборудованию мостового перехода. Специалисты антитеррористических подразделений не опасаются диверсантов-любителей, но, по разведывательным данным, потенциальную угрозу мосту могут представлять иностранные наёмники.[123]
Состояние монтажа пролетов на 11 ноября 2017[19] Всего пролёты моста длиной 16,8 километров. Железнодорожный мост имеет пролёты только из однотипных металлоконструкций. Для автодорожного полотна на «сухопутных» эстакадах используются металлоконструкции с отливкой поверх них железобетонной стяжки для укрепления и устранения неровностей от стыков и затем уже монтаж дорожного полотна. Для морских пролетов автодорожный мост использует специальные металлоконструкции как ортотропные плиты, достаточно прочные и ровные для укладки сразу поверх них автодорожного полотна.
Радио «Свобода» провело экспертную панель по юридическими вопросам, связанным с Крымским мостом, где эксперты в целом согласились со следующими выводами: морские границы РФ и Украины окончательно не разграничены, причем применение стандартного правила «200-мильной зоны» приведет к тому, что Россия будет контролировать Азовское море; иск Украины насчёт ущерба почти бесперспективен, так как морское право не подразумевает денежные компенсации, а только освобождение задержанных судов; существенная проблема для таких международных разбирательств, что одна из сторон может просто игнорировать суд, как делает Китай относительно территориального спора у островов Спратли.[139]
Рост туризма, в том числе за счет строительства моста, является основным драйвером планируемого роста ВВП региона и прекращения его дотационного статуса. Не должна вводить в заблуждение официальная скромная статистика по туристической отрасли Крыма. Около 78 % туристической отрасли находится полностью в тени и не платят налоги, поэтому учитываются по косвенным показателям. Однако размер теневой туристической отрасли Крыма сопоставим с его официальным ВВП и настолько велик, что Крым создает в сезон ещё 180 тысяч рабочих мест для приезжающих из других регионов России. Планируемый двукратный рост туристического объёма относительно уровня 2013 года с одновременным переключением на российских туристов, которые примерно в 3 раза больше тратят на туристические услуги без сомнения достигают планового роста ВВП региона в несколько раз.[61] Постепенная детенизация туристической отрасли Крыма позволит ему в будущем стать регионом-донором бюджета РФ.[62]
Это, конечно, не лишает нас возможности подать «экологический» иск, но, как показывает практика, экологический ущерб должен быть на самом деле колоссальным, чтобы международные инстанции приняли серьезные ограничительные меры, тем более что наши министерства (МИД и Минюст), как всегда, проявили в этом вопросе традиционную «эстонскую» расторопность, так что к моменту окончания анонсированных «экологических» слушаний россияне смогут построить еще один мостовой переход. Ну или подводный тоннель…
Производство металлоконструкций выполняется сразу на нескольких заводах в России и Белоруссии. Распределение заказов по множеству предприятий позволяет ускорить работу. Балки моста производятся на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций имени В. А. Скляренко[267]. «Воронежстальмост» изготавливает пролётные строения[268]. Ещё часть металлоконструкций изготавливается на заводе «Металл-Дон» группы «Евродон»[269].
Как видно из технических выкладок выше, качество изготовления гидротехнического бетона и строгое выдерживание его рецептуры является критическим условием защиты от коррозии арматуры. Поэтому строители привлекли к сооружению моста крупнейшую немецкую бетонную компанию Stetter, которая проигнорировав режим санкций США, собрала около Тамани асфальтобетонный модульный завод.[196][197][198][199] Оператором завода является холдинг Атлант Бетон.[200] Как уже отмечалось при производстве бетона используется украинский гранит.[181] Портландцемент высококачественной марки ПЦ 500 Д0-Н для производства бетона для моста, по словам коммерческого директора Атлант Бетон Эльнура Биньягуева, проигнорировав режим санкций поставил немецкий концерн Heidelberg Cement.[200] Вероятно немецкая компания не опасается режима санкций, так как евроцемент фактически не ввозился в Россию, а производится на её заводе в поселке Новогуровске.[201]