Какой сегодня праздник по церковному календарю, 21.10.2018 (2)
Какой сегодня праздник по церковному календарю 2018. Что нельзя делать?
21 октября отмечается 3 православных церковных праздника.
СОДЕРЖАНИЕ
Какой церковный праздник сегодня 21 октября 2018: Преподобной Пелагии Антиохийской
Кого чтит церковь сегодня 21.10.2018: Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена
Какой церковный праздник сегодня 21 октября 2018: Преподобного Трифона Вятского, архимандрита
Праздник по православному календарю 21.10.2018: XVII Вселенский собор
КАКОЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК СЕГОДНЯ 21 ОКТЯБРЯ 2018: ПРЕПОДОБНОЙ ПЕЛАГИИ АНТИОХИЙСКОЙ
Является днем памяти святой Пелагии родом из Антиохии сирийской. До Крещения была легкомысленной и распущенной женщиной. Подвизалась под мужским именем в Иерусалиме на Елеонской горе.
Родилась святая Пелагия в сирийском городе Антиохия. До своего обращения к вере Христовой она была распущенной и легкомысленной девицей. Будучи очень привлекательной внешне, она украшала себя роскошными одеждами, драгоценными камнями и золотом.
Однажды в Антиохии собрались на собор епископы из соседних епархий. Среди них был Нонн, епископ Илиопольский. Он был известен своей праведной жизнью и мудростью. Когда епископы вышли из храма, где заседали, они увидели перед собой шумную толпу юношей. Особенно среди них своей красотой выделялась одна нескромно одетая девица — Пелагия. Девица громко смеялась и шутила, а юноши вились вокруг нее.
Епископы, смущенные таким зрелищем, потупили свои взоры, лишь святой Нонн, наоборот, стал внимательно рассматривать Пелагию. После того как шумная толпа прошла, Нонн стал спрашивать епископов о том, не понравилась ли им красота этой женщины и наряд ее, на что епископы молчали. Нонн же продолжал:
«А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На страшном суде ею осудит нас Бог, ибо мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?».
Святой Нонн, придя в гостиницу, стал усердно молить Господа о спасении неразумной Пелагии. В следующее воскресение во время совершения Нонном Божественной литургии, Пелагия, влекомая неведомой силой, впервые переступила порог храма. Само Богослужение и особенно проповедь святого Нонна про Страшный суд так сильно поразили Пелагию, что она, посмотрев на свою грешную жизнь, пришла в ужас. Придя к Нонну, она пожелала креститься, но сомневалась в том, помилует ли ее Бог:
«Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела».
Святой Нонн утешил Пелагию надеждой, что Господь милосерд и крестил ее.
Святая Пелагия, став христианкой, всё свое имущество принесла Нонну. Тот распорядился раздать его нищим, говоря: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». По истечении нескольких дней Пелагия переоделась в мужскую одежду и отправилась в Иерусалим. Здесь святая приняла монашеский постриг и была принята за юношу. На Елеонской горе Пелагия устроила себе келью и, затворившись в ней, проводила свою суровую монашескую жизнь в молитве, посте и покаянии. Люди, живущие в окрестностях, считали святую иноком Пелагием. По пришествию нескольких лет инок Пелагий достиг высоких духовных дарований. Скончался он около 457 года. Когда Пелагия погребали, стало известно, что почивший инок не мужчина, а женщина. Тайну святой хотели скрыть от народа, но это не получилось: ибо Господу было угодно не утаить, но объявить и прославить рабу Свою.
Такой была жизнь бывшей блудницы, таким было обращение погибшей грешницы, такими были её труды и подвиги, которыми она угодила Господу. Пускай же Господь молитвами и заступничеством преподобной Пелагии дарует и нам, грешным, милость в день судный.
ПРАЗДНИК ПО ПРАВОСЛАВНОМУ КАЛЕНДАРЮ 21.10.2018: XVII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Иконоборчество, против которого в 787 году в городе Никее был созван XVII Вселенский собор, возникло за 60 лет до этого при византийском императоре Льве Исавре, запретившем почитание икон, и достигло своего апогея в правление Константина V. Были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, изваяний святых, алтарных росписей, почитателей икон репрессировали, невзирая на статус — так пострадали патриархи Герман I и Никифор, был предан анафеме богослов Иоанн Дамаскин, кого-то бичевали и ссылали, кого-то казнили, как преподобного Андрея Критского.
Но почему в христианской стране так жестоко преследовали христиан только за то, что они чтят свои святыни? Причины тут не столько церковные, сколько политические.
При Юстиниане II духовенство в Византии занимало высшие государственные должности вплоть до министра финансов, и это неизбежно низводило его до положения политической партии и притом далеко не самой популярной. Естественно, политические противники выдвинули анитиклерикальную программу, настаивая на соблюдении принципа «светскости» государства и, по возможности, «секуляризации» самой церкви. И главными врагами этого нового направления стали монахи — как сила, способная оказать наиболее упорное сопротивление.
В те времена обычный византийский обыватель был благочестив и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду — было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы, хотели, не отрекаясь вроде бы от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.
Вообще-то грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам церкви. Когда Констанция, сводная сестра императора Константина Великого, спросила Евсевия Кесарийского, где можно найти изображение Христа, запечатлевшее его телесный образ, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил его за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал «утишить соблазн», произведенный в пастве: вернуть в храм иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как следует правильно их чествовать.
Конечно, поводы для беспокойства были, хотя зачастую причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не осудил, а даже похвалил за ревность одного вельможу, который избрал икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Но чаще всего происходило грубое извращение церковного обряда, когда чествование икон действительно приближалось к идолопоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни вера, ни почитание святых от отмены икон не пострадают, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.
Но вслед за ними на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину «клерикальному» режиму. Им уже мало было одной «отмены» икон — заговорили о секуляризации всего церковного имущества.
В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри, как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров «церковников». Дело шло чуть ли не о полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: иноков принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда даже казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или просто разрушали.
В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им толпа.
В 787 году XVII Вселенский Собор иконопочитание восстановил, но еще 56 лет иконоборчество процветало. Разбитое на церковной почве, оно осталось в силе на почве политической. Восстановление иконопочитания некоторые иерархи восприняли как одновременное восстановление своего общественного влияния. Опять начались «столкновения интересов», и при императоре Льве V, венчанном на царство в 813 году, партия иконоборцев снова взяла верх.
И все же сторонников у нее было уже гораздо меньше. Да и в элите настроения менялись.
В 842 году в Константинополе стараниями императрицы Феодоры был созван собор, окончательно восстановивший почитание икон по всей империи, в память о чем мы каждый год в первое воскресенье Великого поста празднуем Торжество Православия.
КОГО ЧТИТ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ 21.10.2018: ПРЕПОДОБНОГО ДОСИФЕЯ ВЕРХНЕОСТРОВСКОГО, ПСКОВСКОГО, ИГУМЕНА
Приурочен святому Досифею – основателю, а затем игумену Петропавловского Верхнеостровского монастыря на Псковском озере.
Преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский – ученик преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского (память 15 мая). В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на Псковском озере, где был игуменом.
КАКОЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК СЕГОДНЯ 21 ОКТЯБРЯ 2018: ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО, АРХИМАНДРИТА
Почтение памяти основателя Успенского монастыря на реке Чусовой и Вятской обители. Архимандрит Трифон был родом из Архангельской губернии. Обладал даром чудотворения.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.
В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников — остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.
Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится:
«Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела».
Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.