Какой сегодня праздник, 14 сентября 2018: церковный праздник в России сегодня
Продолжает оставаться актуальным вопрос о праздниках, которые отмечаются в России. Сегодняшний день в этом плане не является каким-то особенным, так как на 14 сентября 2018 года выпадает сразу несколько праздников. О них мы и расскажем далее.
Важнейшим церковным праздником сегодня является Новолетие. В свою очередь народный календарь свидетельствует о следующей праздничной дате: Семин день.
Какой праздник сегодня, 14.09.2018: Церковное Новолетие
14 сентября (1 сентября по старому стилю) наступает церковное новолетие. Праздник Успения Богородицы завершает церковный год, а Рождество Пресвятой Богородицы — начинает.
В 312 году Константин Великий, византийский император, установил празднование нового года с 1 сентяря. В 6 веке традиция вошла в церковную жизнь.
На Русь традиция отмечать церковное новолетие в сентябре пришла из Византии. Но даже после принятия христианства в народе долго не было единой даты встречи нового года. С 1492 года на Руси его начали отмечать 1 сентября как церковно-государственный праздник. На церковной службе в этот день вспоминали проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.
На 1 января гражданский новый год перенес Петр I с 1700 года.
В 6 веке в христианской церкви ввели «индикты» или «индиктионы» — 15-летние периоды наложения дани. В Римской империи под indictio понималась сумма, на которую следовало собрать податей в этом году. И финансовый год начинался с указания (indictio) императора, сколько денег нужно собрать.
Официальное византийское (Константинопольское) летосчисление делилось на так называемые индиктионы Константина Великого. Сейчас церковное новолетие называют началом индикта в память о константинопольской традиции.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.
Известно, что на Руси в 17 веке в день новолетия царь, бояре и другие жители Москвы совершали дела милосердия: одевали и кормили нищих, посещали заключенных. Простой народ в день новолетия одаривали гостинцами.
Праздник сегодня, 14 сентября, какой: Семин день
Этому дню народного календаря покровительствует Симеон Столпник. Он родился в Сирии, в середине 4 века, семейство его не относилось к богатым.
На путь христианства его обратило услышанное в церкви песнопение, красота которого тронула сердце юного отрока. Постригшись в монахи, Симеон оставил отчий дом по велению Бога и отправился сперва в обитель, и вскоре — в пустыню.
Его подвижничество было раньше неизвестным и называлось столпничество — Симеон стал жить на построенном им высоком столбе, на маленькой площадке на верху столба, где постоянно возносил молитвы, держа строгий пост и постоянно испытывая другие нужды. К нему приходили и толпами, и поодиночке, и он говорил со всеми. Симеон прожил до века, скончавшись там же — на столбе, где он провел более сорока лет.
Погода этого дня соответствовала всей осени, день считался началом бабьего лета. Ясное небо Семина дня обещало нехолодную осень, а немалое количество паутины на лугах обещало долгое тепло.
Правда, бабье лето не было бабьем бездельем — пора было работать не покладая рук. Раненько утром нужно было мыть в воде лен и затем стелить его на лугах, чтобы отлеживался, а еще была нужда мять и трепать пеньку. Так потрудившись день — и вечером не знали отдыха — доставали прясла. Правда, тут была польза не только материальная, но и на предсказание будущего — ровно ложащиеся нити значили, что муж девице достанется славный и добрый, а если неровно — значит, совсем плох будет.
Те селянки, что не ленились, могли и поработать славно, и отдохнуть весело — на гуляниях с песнями и хороводами. Матери, пекущиеся о доброй жизни детей, накрывали столы с медом и пирогами, за которые звали девиц, а уж парни сами не заставят себя ждать, сбегутся полюбоваться на девушек. Словом, Семин день открывал свадебные недели.
К этому дню в народной культуре находилось немало обрядов. Так, после заката солнца полагалось потушить в доме весь огонь, оставив лишь лампады, а утром на заре зажечь огонь заново, но только не самим – это должен был сделать знахарь. Он высекал огонь старинным способом, тер дерево о дерево. Поджечь первую спицу огоньком доверяли юной девушке или юной невестке.
Был также обряд похорон мух да тараканов и, призванный избавить от них дом. Хозяева мастерили для букашек гробики из моркови и репы, помещали в в каждый таракана или муху и захоранивали — закапывали в землю — относя подальше от избы, веря: вместе с насекомыми избу покинут и бедность, и прочие неурядицы.
Верили также — сам черт этим днем был занят важным делом — мерил воробьишек, применяя особую мерку — часть отпускал, других — ссыпал в ад. Потому-то, как говорили, и не видно серых пернатых — они к черту улетели.