Какой церковный праздник, сегодня 8 ноября, чтят православные христиане
8 ноября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 8 ноября
Дмитриев день
Великомученика Димитрия Солунского.
День памяти святого Димитрия родом из г. Солуни (Греция). После смерти отца был поставлен императором Максимианом Галерием проконсулом, правителем Фессалонийской области. Был заключен в темницу по приказу императора за непослушание (искоренение языческих обычаев вместо истребления христиан) и убит копьем в 306 году.
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.
Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику.
Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами:
«Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного».
А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша по имени Нестор из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.
Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.
Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни:
«Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил».
Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной.
«Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово».
Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой.
Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).
Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота.
В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Мученика Луппа
Приурочен святому Луппу – ученику Димитрия Солунского. Добровольно сдался в руки преследователей христиан и был усечен мечом по приказу императора Максимиана Галерия.
Святой Луп (Лупп) жил на рубеже III–IV веков. Он был рабом святого Димитрия Солунского. Луп присутствовал при мученичестве господина в Фессалонике и забрал его окровавленную тунику и императорский перстень, обагренный мученической кровью. Впоследствии он совершил силой этих святынь множество чудес и исцелений и этим укрепил веру христиан.
Именно поэтому император, все еще находившийся в Фессалонике, повелел его арестовать и подвергнуть мучениям. Святой Луп был осужден на смерть. По преданию, во время его казни два воина, которым поручили это исполнить, обратили свои мечи один против другого и ранили друг друга. Мученик же молился Христу, чтобы Тот даровал ему прежде смерти благодать крещения. В этот момент над ним остановилось облако, из которого излилась вода. Облекшись в нового человека и в могущество Святого Духа, Луп стойко претерпел мучения, после чего был обезглавлен. Этим он освободился от рабства земной жизни, дабы удостоиться Царства Небесного.
Синаксарь упоминает этого святого, не приводя никаких сведений о его жизни. Славянские источники отождествляют его со слугой св. Димитрия (память 26 октября). Это предположение находит подтверждение в двустишии Христофора Митиленского (XI в.):
«Святой Луп был рабом, но через усечение мечом он приблизился к Богу как свободный человек и друг». В VII в. св. Лупа особенно почитали в Нове, в Нижней Мезии (рядом со Свиштовом): «Услыхав, что к ним прибудет стратиг (Петр, брат императора Маврикия. – Ред.), тамошние жители вышли из города и, оказав ему замечательно пышный прием, очень просили Петра принять с ними участие в празднестве в честь мученика Луппа; в этот день у них был канун праздника мученика Луппа с ночным бдением» (Феофилакт Симокатта. История. VII. II, 17).
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде
Церковь празднует память о мощном землетрясении в Константинополе в 740 году, в период правления иконоборческого императора Льва III Исавра.
8 ноября Православная Церковь отмечает событие, которое непосредственно связано с Константинополем. Дело в том, что в середине 740 года там случилось страшное землетрясение, которое затронуло и другие, небольшие городки Византийской империи.
ЕЖЕГОДНАЯ СЛУЖБА В ЧЕСТЬ ТРАГИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
Царьград был в эпицентре бедствия, а потому там рухнула башня Феодосиевской стены, сравнялись с землей жилые дома и прочие здания. Священнослужители характеризуют это стихийное бедствие, как окончание правления Льва Третьего Исавра. Стоит отметить, что царь был очень жестоким по отношению к христианам, и неоднократно устраивал гонения, чтобы истребить как можно больше верующих людей. Лев Исавр был свергнут с престола, а через три месяца его нашли мертвым у себя дома. В память трагическому случаю священнослужители составили тропарь, а также кондак. Также было утверждено ежегодное почитание с молитвенной службой во всех православных храмах.
СЛОВА ИЕРОМОНАХА ИОВА, В ПАМЯТЬ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
Благочестивый иеромонах Иов (Гумеров) неоднократно говорил, что в этот день нужно уделить пристальное внимание не только памяти святого Димитрия Солунского (святого почитают также 8 ноября), но и всем пострадавшим христианам, которые стали жертвами страшного землетрясения. Также он утверждал, что все чудесные события, совершенные в тот период, должны быть донесёнными и следующим поколениям, чтобы мы в современности осознавали силу Господа Бога. Со слов святого Иова:
«Землетрясение считается исключительно природным явлением, но с библейских времен данное событие было символом могущества и силы Господа Бога. Это символ Суда Господнего. Ведь землетрясения очень часто были во время государственных перемен или потрясений, одним из таких моментов стало землетрясение во время правления царя Льва Исавра, знаменуя его окончание правления».
ЧУДЕСНОЕ СОБЫТИЕ В ЦАРЬГРАДЕ (740 Г.)
Во время сильного и страшного землетрясения, которое поразило не только Царьград, но и другие поселки, люди стали молиться Господу Богу с просьбами о прекращении этого бедствия, ведь оно совершалось примерно один-два раза на день. В один день священнослужители организовали всеобщее моление, и люди вышли на центральную площадь города, чтобы покаяться за грехи и попросить Творца о спасении. Когда служба началась, то один юноша неожиданно взлетел в небо, и спустился через несколько минут обратно на землю. Стоит отметить, что он был совершенно невредимым, и рассказал много интересного. Юноша произнёс:
«Когда я возвысился на небеса, то услышал слова молитвы, которые воспевали Ангелы».
После этого он рассказал слова молитвы, и люди стали усердно произносить её, поверив в слова юноши. Всего через несколько минут люди вдруг почувствовали внутри сильное облегчение, и после этого землетрясения больше не повторялись.
Преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского
Церковь чтит память Новгородского архиепископа Феофила. Умер от тяжелой болезни. Останки святого покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Последний Новгородский святитель, избранный на народном вече. Время его пастырства было очень трудным. Посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы возмущали народ против великого князя Московского Иоанна III и разжигали в пастве ненависть к святителю Феофилу. Некоторые из новгородцев склонились перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев и призывал не изменять Православию. Своим заступничеством он многих бояр освободил из темниц литовских.
В 1480 г. святитель Феофил был отправлен на заточение в Московский Чудов монастырь, где тяжело заболел. В сонном видении к нему явился святитель Нифонт (+ 1156 г.), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них, что и исполнилось. Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.