Православный мир сегодня празднует один из больших переходящих праздников – Лазареву субботу. В этот день в церкви ведут особую службу, которая призывает вспомнить верующих людей вспомнить одно из чудес, которые сотворил Христос при своей земной жизни.
Священники напоминают, что церковный православный календарь состоит из Двунадесятых (переходящих и непереходящих) и Великих праздников, даты празднования которых не меняются. Непереходящие праздники отмечаются по Юлианскому календарю, который имеет расхождение с Григорианским календарем на 13 дней.
Воскрешение праведного Лазаря до сих пор демонстрирует верующим силу веры
Последняя суббота перед Вербным воскресеньем называется Лазаревой субботой. В этот день православная Церковь воспоминает о последнем великом чуде Христа в Его земной жизни — воскрешении праведного Лазаря.
Сам Лазарь жил в Вифании, недалеко от Иерусалима, вместе со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме нередко останавливался Иисус Христос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2), Лазаря Господь называл своим другом.
Однажды до Иисуса дошла весть о болезни Лазаря, на что Он сказал:
«Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Но Христос не успел к Своему другу, Лазарь умер. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился»(Ин. 11, 35). Но это были слезы не только о потере близкого человека. Митрополит Антоний Сурожский поясняет, что эти слезы были
«о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром.
Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле – об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир»
Когда Господь пришел к месту захоронения Лазаря, прошло уже четыре дня, но Иисус велел «отнять» камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон».
И вот Лазарь, живой и невредимый, вышел из погребальной пещеры. О таком чуде быстро узнали все в Иудее. И когда, на следующий день, Христос въезжал в Иерусалим на молодом осленке, Его, как настоящего царя, встречали толпы людей.
Его воскрешение из мертвых на четвертый день (отсюда прозвание Лазарь четверодневный), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Ин.11:47-53).
С точки зрения христианского богословия, это чудо оказалось символом власти Христа над жизнью и смертью, как доказательство ученикам о Своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем).