Фрегат Адмирал Макаров все что известно. Всё, что известно.03.12.2017
В классе истребителей ситуация чуть лучше: четвертое поколение представлено Су‑27, пятое – разрабатываемым ПАК ФА (Су‑57). Впрочем, этого самолета де-факто пока нет: с 2010 года идут тестовые полеты, старт серийного производства неоднократно откладывался. Не раз дорожала и стоимость программы – еще в 2010 году она оценивалась в 60 млрд рублей. «Эта история будет тянуться долго – даже в США прототипы аналогичных истребителей летали 20 лет, чтобы стать боевыми машинами, – прогнозирует Фельгенгауэр. – Скорее всего, у нас получится модифицированный Су‑27, не имеющий отношения к пятому поколению: нет двигателя, обеспечивающего крейсерский сверхзвук, не налажено производство необходимых радаров, высока инфракрасная заметность. Единственный козырь ПАК ФА – высокая маневренность, но это имеет значение только в близких воздушных боях, которые уходят в прошлое».
Загрузка…
Сказалась и размолвка с Западом. «К 2014 году доля иностранных комплектующих в наших вооружениях достигала 90%, – вспоминает Фельгенгауэр. – В США закупали продукцию двойного назначения на $1,5 млрд в год – это и микросхемы, и спецстали, и пластики. Многое давала Западная Европа: французы делали военные спутники, немцы – корабельные двигатели. Наладить аналогичное производство в России с нуля практически невозможно. Вообще курс на импортозамещение – иными словами, на автаркию – это путь в никуда. На выходе мы получаем устаревшие системы, которые объявляют новыми. Идет мощная пропаганда, что они лучшие в мире, но это не соответствует действительности. Вообще идея с перевооружением армии в 2010–2011 годах была здравая: тогда хотели массированно закупать на Западе лицензии, компоненты и за счет этого произвести технологический рывок. Но из-за Крыма все накрылось. Теперь мы уперлись в то, что советский задел весь вышел. Что делать, чтобы не отстать окончательно? Да и понимают ли российские заказчики, что вообще нужно для войны? Это тоже неочевидная вещь. Наших офицеров не посылают учиться в зарубежные академии, чтобы их там не завербовало ЦРУ».
Фрегат Адмирал Макаров заключительный этап государственных испытаний. Последие сведения на 03.12.2017 г.
В то же время у адмиралов далеко идущие планы. К 2022 году ВМФ рассчитывает получить первый вертолетоносец, в 2023–2025 годах – эсминец «Лидер». Также планируется запустить производство атомных подлодок серии «Хаски» и возобновить выпуск десантных судов на воздушной подушке типа «Зубр». В 2020 году должен завершиться ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» за 40 млрд руб., а к 2030‑му – построен авианосец «Шторм» за 150 млрд.
Загрузка…
За всем этим кроется фундаментальная проблема: Россия исчерпала научные заделы советских времен. Для создания же прорывных разработок, отвечающих требованиям XXI века, стране не хватает компетенций на всех уровнях, начиная с чиновников и военачальников. А помощь извне почти исключена: из-за санкций Россия лишилась значительной части военно-технического сотрудничества. Это ставит под вопрос саму идею усиления армии: в докризисные годы она была уместна, но теперь становится тяжелым бременем для страны. Эксперты предупреждают: еще несколько лет – и можем «надорваться», повторив судьбу СССР.
Военно-транспортные самолеты также требуют обновления. Тяжелый Ан‑124 («Руслан») производился в Киеве и Ульяновске до 2004 года, но уже к концу 2000‑х ресурс имеющихся машин был истощен. В 2006 году перезапустить производство пыталась российско-украинская комиссия «В. А. Ющенко – В. В. Путин», в 2008‑м – Объединенная авиастроительная корпорация, в 2013‑м – ульяновский завод «Авиастар-СП»: все так и осталось намерениями. Не реализованы и проекты «транспортников», родившиеся на рубеже веков в КБ Ильюшина – Ил‑112 и Ил‑276: формально они не забыты, но строительство отложено на вторую половину 2020‑х. Все, что пока удалось, – провести модернизацию самолета 70‑х годов Ил‑76, объявленного новой моделью Ил‑476.
Все эти годы парусник занимал призовые места в самых престижных парусных гонках. Передняя стенка ходовой рубки судна украшена символами регат, в которых ему довелось участвовать, а линь с вымпелами разных соревнований тянется от главной палубы почти на полсотни метров вверх до топа грот-мачты. В этих гонках «Мир» и заслужил славу самого быстрого парусника планеты. Официально зарегистрированная максимальная скорость фрегата под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году он же установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.
Так, в этом месяце случилось очередное «эпохальное» событие – на Казанском авиационном заводе состоялась выкатка из цеха бомбардировщика Ту‑160 М2, модернизированного советского Ту‑160. Самолет пока собрали из материалов, имевшихся в заводских заделах: «с нуля» воссоздать бомбардировщик планируется в 2019 году, а запустить в серийное производство – только в 2023‑м. Но победные реляции уже начались. «Завод выполнил сложнейшую задачу по восстановлению производства, которое было утрачено в свое время», – заявил вице-премьер РФ, куратор ОПК Дмитрий Рогозин. «Отлично! Поздравляю авиастроителей и думаю, что порадуем Министерство обороны», – отозвался президент Путин.
«По каждому классу военной авиации отставание нарастает, – констатирует Лукашевич. – Сохраняются проблемы с двигателями, авионикой. Даже шасси и тумблеры на приборной доске теперь иностранные. Авиационную промышленность надо воссоздавать чуть ли не с заклепок. Но предприятия в плачевном положении. Например, в КБ Туполева не смогли самостоятельно оцифровать документацию по Ту‑160 – пришлось привлекать ряд заводов по всей стране». Между тем сирийская кампания указала на явные недостатки российских ВВС, указывает Пухов: «Наше вооружение, спроектированное в советское время под глобальную войну, оказалось недостаточно точным, чтобы прицельно попадать в маленький джип с группой террористов. По-прежнему не можем работать по движущимся целям».
Как и сколько Россия платит за свою оборону, вычислить сложно. В бюджете военные расходы распределены по сотням статей – например, НИОКР для военной техники иногда проходят по ведомству Минобрнауки. Обычно при подсчетах говорят либо о расходах на «силовой блок» (31% федерального бюджета‑2018), куда помимо Минобороны входят МВД, ФСБ, Росгвардия, либо о «закрытых статьях» (закупка техники, поддержка ОПК – 17,5–19,5% всех расходов бюджета), либо о базовых оборонных тратах (содержание и оснащение армии – 2,77 трлн рублей, или 16,9%). Цифры имеют свойство меняться в течение года: так, по итогам двух серий поправок в бюджет этого года 177 млрд рублей из его допдоходов были переданы Минобороны. Кроме того, правительство помогало военным предприятиям с выплатой и реструктуризацией кредитов (эти цифры в основном – в «закрытых» статьях).
Фрегат Адмирал Макаров последние новости. Эксклюзивная информация.
Загрузка…
«В 2007 году Путин сказал: нам нужен космодром! – вспоминает Лукашевич. – Все понимали, что он совершенно не нужен, но ни у кого не хватило смелости сказать. Взяли под козырек, планируя, что это будет космодром под новую ракету и новый корабль. Постепенно выяснилось, что ни того, ни другого не предвидится, а передвигать обозначенные президентом сроки снова никто не решился. В конце концов построили лишь один стартовый комплекс – отказались от аэродрома, взлетной полосы, все ушло в некую «вторую очередь». Сделали, выдохнули – и забыли. Гораздо дешевле и логичнее арендовать дальше «Байконур», чем достраивать «Восточный». Космодром превратился в чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко».
Со своей стороны, не справляются с темпами программы перевооружения и верфи. Корабелы не раз удостаивались критики от Владимира Путина. «Неоправданно затягивается строительство и передача ВМФ целого ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей», сетовал он в 2013 году, призывая «мобилизоваться». В 2017‑м проблема по-прежнему актуальна: в марте замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что Амурский завод на два года просрочил сдачу корвета «Совершенный» (строится с 2006 года), а «Алмаз Антей» может сорвать поставки фрегатов «Адмирал Горшков» и «Адмирал Макаров».
До 2015 года, когда было принято решение о возрождении Ту‑160, главным российским проектом в классе бомбардировщиков считался ПАК ДА. Работы над ним начались в 2009 году, и пока закончен только эскиз, первый же полет ожидается не ранее 2025 года. Теперь, по всей вероятности, ПАК ДА будет вовсе убран «под сукно», считает Фельгенгауэр: «Стало понятно, что современный тяжелый бомбардировщик не по зубам РФ, а реанимировать Ту‑160 еще можно. Это не достижение, а беда. Все нынешнее перевооружение – это попытка оптимизации советского наследия, доведения до ума проектов 40‑летней давности. Даже это не всегда удается из-за банальной нехватки деталей, компонентов».
Загрузка…
БМП «Курганец» уже несколько лет не может преодолеть стадию госиспытаний. Серийное производство машины планировалось запустить в нынешнем году, но в начале ноября стало известно, что разработчик платформы Курганский машиностроительный завод вступил в судебные тяжбы с Минобороны, и дальнейшие работы по программе оказались под угрозой срыва.
«Иван Грен», головной корабль проекта 11711, заложили на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в декабре 2004 г., а на воду спустили только в мае 2012 г. В море корабль вышел летом 2016 г. Ходовые испытания выявили некие конструктивные недостатки, которые потребовали возвращения на завод для их устранения. «Иван Грен» вновь вышел в Балтийское море только в июне 2017 г.
Та же история и с многострадальным космодромом «Восточный». На этапе строительства в 2007–2016 годах он стал, пожалуй, чемпионом по количеству скандалов. Коррупционные схемы, нарушения технологий и требований безопасности не раз попадали в фокус СМИ и общественных организаций. К моменту открытия космодрома прокуратура насчитала 35 уголовных дел по нарушениям и хищениям на «Восточном», а сумма судебных исков о взыскании с генподрядчика строительства ФГУП «Дальспецстрой» превысила 5 млрд рублей. Наконец в апреле 2016 года ракета «Союз» в присутствии Владимира Путина и высших чиновников отправилась на орбиту с нового космодрома. С тех пор прошло полтора года – больше пусков не было.
После морского похода ребята получат документ, подтверждающий плавательный стаж. Самыми ценными приобретениями для ребят станут полученные знания и навыки, морская закалка, умение трудиться и жить по законам настоящего судового коллектива.
С учетом нынешнего экономического и технического потенциала РФ ни один из космических проектов может быть вовсе не доведен до конца, опасается эксперт. «Ракеты «Русь», «Ямал», «Ангара», «Феникс», корабли «Заря», «Клиппер», «Федерация»… – перечисляет он. – Сколько уже было проектов – не перечесть. Складывается впечатление, что нашей космонавтике нужен не результат в виде летающих ракет, а процесс в виде постоянных разработок. Мы попали в петлю времени: открываются работы, выделяются деньги – на выходе имеем чертежи, которые чиновники возят по авиасалонам, страшно ими гордятся, а потом сливают в корзину. Это просто распил бюджетных денег под видом НИОКР».
Черноморский флот получит фрегат Адмирал Макаров. Свежая информация.
Несмотря на то, что судно вернулось в порт, учебная стажировка на этом не завершается. До 30 ноября 2017 года курсанты продолжат постигать азы морского дела и в завершение программы практики сдадут экзамены.
Стратегический бомбардировщик – флагман национальной авиации, он необходим для устойчивости ядерной триады, отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Но способна ли Россия его создать, эксперт не уверен: «В СССР при отлаженных производственных цепочках, трудовой дисциплине, тотальном контроле смогли произвести около 30 бортов Ту‑160. Сомнительно, что сейчас удастся построить хотя бы 2–3 экземпляра. Вопрос их конечной стоимости также остается открытым». «Ту‑160 – военный аналог гражданского дальнемагистрального самолета, который наша промышленность построить не в состоянии: даже ближнемагистральный «Сухой Суперджет» дался дорогой ценой, а к среднемагистральному МС‑21 только приступаем, – говорит экс-инженер ОКБ им. Сухого, кандидат технических наук Вадим Лукашевич. – Кроме того, в классе бомбардировщиков мы пропустили целое поколение: Ту‑160 создавался как ответ американскому В‑1 третьего поколения. Потом в США создали стелс-бомбардировщик В‑2, а у нас ничего не появилось. Теперь мы хотим перескочить эту стадию и перейти сразу к самолету пятого поколения. Но так не бывает».
По словам адмирала, этот год для флота был еще более напряженным, чем предыдущие годы. Это обусловлено тем, что, начиная с 2014 года, ЧФ проходит этап активной модернизации и перевооружения. За прошедшие три года флот получил более 50 новых боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Все они незамедлительно приступили к выполнению задач в Средиземном и Черном морях.
Что касается вооружения сухопутных войск, то проблемы и накладки в этой сфере реже становятся публичными: техника в целом проще, ее можно «штамповать» десятками, в том числе продавая в страны третьего мира. В то же время прорывных разработок для артиллерии и танковых частей у отечественного ОПК тоже немного, и с самыми известными из них – гусеничными платформами «Армата» и «Курганец» – не все благополучно.
За рубежом эти параметры отслеживает Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI): по его оценкам, в 2010–2016 годах военные расходы РФ выросли в 1,6 раза в долларах и в 2,6 раза в рублях (4,6 трлн рублей в 2016 году). Страна занимает третье место в мире (после США и Китая) по абсолютным показателям расходов, седьмое – по их доле в ВВП, девятое – по доле в национальном бюджете.
Повышенная секретность оборонной сферы не позволяет проследить, сколько уходит на отдельные проекты. Известно, что объем десятилетней ГПВ‑2020 составляет 19 трлн рублей. На старте ее реализации в профильных изданиях было подсчитано, что перевооружение военно-воздушных сил потребует 5 трлн (600 самолетов и 1000 вертолетов), флота – 5 трлн (24 подлодки и 51 корабль), космических войск – 4 трлн (94 ЗРК и 100 космических аппаратов), сухопутных войск – 2,6 трлн (2300 танков, 2000 артиллерийских систем, более 30 тыс. единиц автомобильной техники и т. д.). Одновременно была утверждена ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» – еще около 3 трлн рублей.
Во время похода ребята прошли тысячи морских миль, испытали свою выносливость, набрались опыта и овладели секретами работы с парусами. В октябре курсанты посетили французский город Бордо (Bordeaux). Затем фрегат отправился в Бискайский залив, где столкнулся с неблагоприятными погодными условиями. Однако это не помешало продолжать учебные занятия. Несколько дней паруснику пришлось дрейфовать в Ла-Манше: сильный шторм не давал возможность выйти в Северное море. На подходе к проливам Каттегат и Скагеррак была отработана команда «парусный аврал». В Балтийском море погода позволила курсантам спокойно подготовиться к сдаче зачётов по учебной практике и английскому языку. Однако морской поход – это не только романтика и дальние странствия. На борту фрегата ребят ждали жесткий распорядок дня и строгая дисциплина. Для подготовки к заходу парусника в морской порт Калининград курсанты провели покраску надстроек и уборку палубы.
Траты на ОПК следует сокращать, причем срочно, настаивает Руслан Пухов: «Несмотря на все заявления, что мы глобальная держава, очевидно, что наши интересы сжались до постсоветского пространства. Здесь мы стопроцентный гегемон и можем «кошмарить» всех даже тем оружием, которое есть сейчас. А продолжать перевооружение, втягиваясь в гонку с США, Китаем, – гибельный путь. Если слишком широко шагать – порвешь штаны».
На фоне милитаризации бюджета сообщения о запуске новых проектов в ОПК стали частым явлением. Но когда доходит до практической реализации, почти ни один из них не обходится без конфузов или как минимум критики специалистов. Особенно наглядно это проявляется в авиации.
Фрегат Адмирал Макаров видео. Свежий материал на 03.12.2017 г.
[]