Иранцы начали с чисто экономических требований, и мы тоже могли бы их выдвинуть, просто пока наши проблемы не кажутся нам такими острыми. А санкции, которые ввели против России, пока не кажутся такими эффективными. Но ведь Иран тоже жил под санкциями. И сперва, наверное, тоже хорохорился и ничего не чувствовал. Однако после Исламской революции Иран, так или иначе, живет уже почти сорок лет в режиме самых разнообразных ограничений. И только относительно недавно эту удавку ослабили. И в первые тридцать лет жесткий внутренний режим удерживал недовольство под контролем. И даже бунт 2009 года не перерос в новую революцию. И нас не может не интересовать вопрос: каков запас прочности у России? Наш режим тоже достаточно строг, и даже религиозные элементы в нем все заметнее с каждым годом. Но должна ли наша власть закрутить гайки еще сильнее, как в Иране, затянуть наши пояса еще туже? Вдруг и наши санкции затянутся на десятилетия? И как их лучше терпеть – когда крышка котла завинчена наглухо или когда пар все-таки выходит потихоньку?
После некоторого замешательства, длившегося два-три дня, власти перешли к жесткому подавлению демонстраций, несмотря на их мирный характер. В начале января протесты во многих городах пошли на убыль — людей испугали начавшиеся репрессии (и это несмотря на то, что ст. 27 Конституции Ирана разрешает публичные собрания и марши, если их участники не вооружены и не нарушают основополагающих принципов ислама).
Некоторые лозунги иранских протестующих отвечают интересам США, Саудовской Аравии и Израиля. Америке выгодно, чтобы протесты в Иране привели к сокращению влияния консерваторов вроде Хаменеи на внешнюю политику страны. Вашингтон, Эр-Рияд и Иерусалим заинтересованы добиться от Тегерана прекращения ракетной программы и ликвидации баллистических ракет с дальностью полета 2 тыс. км, которые могут быть нацелены на американские военные объекты в странах Персидского залива, а также города соседних государств. США не выгодно, чтобы Иран продолжал выполнять функцию проводника влияния России на Ближнем Востоке. Если действующая власть не в состоянии пойти на уступки, то это могут сделать другие в обмен на отмену санкций США и приток инвестиций в экономику.
Зарплаты в Мешхеде ниже, чем в столице, примерно на 20–25 %. Такая же картина в других городах иранской провинции. У Асмэр — посменная работа, неполный рабочий день, она получает чуть больше 1 млн туманов (около $300). Она говорит, что такая зарплата — обычная для медсестры в их городе. Правда, помимо муниципальных в городе есть и больницы, работающие под патронажем Корпуса стражей исламской революции (КСИР), — там медсестры за ту же самую работу получают уже по $500–800.
В самом Иране 5-балльное землетрясение, которое существенно снизило протестную активность. Она оставалась на довольно высоком уровне, однако власть всё более жестко начинает пресекать действия митингующих, разгоняя их. Был разогнан протестный митинг в Тегеране.
Люди вышли на улицы, чтобы выразить возмущение по поводу высоких цен, и направили свой гнев против президента Хасана Рухани. Пятьдесят два человека были арестованы за скандирование антиправительственных лозунгов.
Какие причины бунта в Иране в 2018 году подробности. (обновлено).
Если судить по реальным сообщениям, посылаемым иранскими оппозиционерами в обход введенных в Иране запретов на социальные сети (речь идет о Инстаграме и Телеграме), то заголовок с «революцией» — отнюдь не преувеличение.
В то время, как Украина встречала Новый год под залпы салюта, Иран сотрясали акции протеста, сопровождающиеся погромами инфраструктуры, столкновениями с полицией и метаниями «коктейлей Молотова». Все началось 28 декабря с акции протеста во втором по величине городе Мешхед, на родине высшего руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи. Люди протестовали против повышения цен. Буквально за несколько дней похожие протесты появились в 20 городах, включая столицу Тегеран, города Исфахан, Бандар-Аббас. По мнению жителей Мешхеда, протестуют наименее защищенные слои иранского общества, которые недовольны непростой экономической ситуацией в стране и процветающей коррупцией в высших эшелонах власти. Протестующие требуют освободить политзаключенных, желают смерти Али Хаменеи и президенту Ирана Хасану Роухани. Звучали лозунги в поддержку свергнутого иранского шаха Мохаммеда Пехлеви. Иранцы протестуют против поддержки Ираном режима Башара Асада в Сирии и спонсирования террористических организаций «Хезболла» в Южном Ливане, «ХАМАС» в Секторе Газа. Они подожгли здание городской прокуратуры в г. Кашан, штаб-квартиру военизированного ополчения «Басидж», которое входит в структуру элитного подразделения «Корпус стражей исламской революции» (КСИР).
Идеи либерализма известны в Иране давно, и «Исламская революция» во многом начиналась именно как движение недовольных либералов, официально поддерживаемых США.
Последствия бунта в Иране 2018 года последние новости дня. Все новости.
Я уж не говорю про такие либеральные города как Тегеран, Исфахан и Тебриз, где против мулл были массовые протесты еще в 2009 году, когда Махмуда переизбрали через фальсификацию выборов.
Мир реагирует на происходящее в Иране довольно сдержанно: мало кто понимает, что там на самом деле происходит, но все осознают, что дестабилизация обстановки в стране, вплотную подошедшей к созданию ядерного оружия, способна привести к самым непредсказуемым последствиям как для Ближнего Востока, так и для мира в целом.
Видео хронология бунта в Иране в 2018 году. Подробные данные на 09.02.2018 г.