Серия задержаний банкиров, подозреваемых в крупных махинациях, в начале года прошла и в России, причем как по горячим следам отозванных лицензий, так и по давно расследуемым эпизодам. В январе суд по ходатайству прокуратуры Тульской области отправил в следственный изолятор трех бывших руководителей банка «Первый Экспресс», обвиняемых в хищении 5 млрд рублей. В начале февраля в Красноярском крае под стражей оказались бывшие руководители небольшого банка «Канский» (лишен лицензии в декабре прошлого года), которых подозревают в хищениях со счетов вкладчиков. Практически одновременно стало известно о задержании бывшего акционера пермского Экопромбанка Владимира Нелюбина, которому было предъявлено обвинение в мошенничестве и хищении 200 млн рублей. Экопромбанк лишился лицензии еще в 2014 году, спустя два года проверка Агентства по страхованию вкладов выявила в нем миллиардные хищения, одним из подозреваемых оказался Нелюбин. Однако экс-банкир, ранее также бывший депутатом Заксобрания Пермского края, никуда не исчез и в конце прошлого года даже был замечен на региональной конференции «Единой России». В начале февраля Нелюбина пригласили на допрос в МВД, где и задержали, однако затем суд отпустил его под залог.
«Но в том и состоит задача регулятора — выявлять такие схемы заранее, — резюмирует Самиев. — Не бывает так, чтобы банк работал много лет, а потом в один прекрасный день его акционеры решили: сегодня мы выводим все деньги и расходимся. Если уже после отзыва лицензии оказывается, что банк занимался выдачей невозвратных кредитов, покупкой неликвидных бумаг и прочими сомнительными операциями, в большинстве случаев выявить их можно заранее. Хотя причины непринятия заблаговременных мер могут быть разными, и в защиту регулятора надо сказать, что в ряде случаев с акционерами и менеджментом банков ведется диалог об оздоровлении и ликвидации „дыр“, банки даже могут предпринимать определенные действия в этом направлении. Тем более, что осуществлять многие махинации сегодня стало существенно сложнее — например, создавать фиктивные депозитарии, то есть „рисовать“ на балансе банка ценные бумаги, которых вообще нет, больше невозможно. Стоимость „рисования“ отчетности в целом стала выше».
Еще одним прецедентным случаем стало задержание в Монако бывшего председателя правления Инвестиционного торгового банка Владимира Гудкова, который обвиняется в мошенничестве на 500 млн рублей. Это уже не первый случай, когда власти княжества задерживают находящегося в розыске российского финансиста — в апреле 2016 года такие же меры были применены к Георгию Беджамову, экс-совладельцу Внешпромбанка, от которого осталась «дыра» в капитале в размере 187,4 млрд рублей. Однако затем стало известно, что Беджамов покинул Монако и перебрался в Лондон, поэтому теперь для российских властей принципиально важно добиться выдачи Владимира Гудкова, чтобы создать прецедент экстрадиции из страны, считающейся одним из оазисов для беглых капиталов.
За январь — февраль (по состоянию на 20 февраля) лицензии были отозваны у девяти кредитных организаций против 11 и четырех в ноябре — декабре и сентябре — октябре прошлого года, отмечается в обзоре. При этом одна из девяти кредитных организаций лишилась лицензии в добровольном порядке против двух в предыдущем периоде (ноябре — декабре).
В целом в последние месяцы Центробанк отбирал лицензии преимущественно у небольших банков, обращают внимание авторы обзора. Таким образом, ситуацию с отзывом лицензий можно назвать относительно спокойной, считают они. Наиболее крупным случаем за январь — февраль стал отзыв лицензии у Расчетно-Кредитного банка, объем активов которого на 1 декабря составлял 16 млрд рублей, указывают аналитики.
«В законопроекте «О цифровых финансовых активах», разработанном ЦБ и Минфином, предлагается определить криптовалюту как вид «цифрового финансового актива», а сам цифровой финансовый актив рассматривается в качестве «имущества в электронной форме, созданного с использованием шифровальных (криптографических) средств», — рассказывает о сути грядущей новации Ирина Газизулина. По ее информации, согласно этому законопроекту, криптовалюту можно будет продавать или покупать только на зарегистрированных в России биржах, причем владельцы бирж должны соответствовать федеральным законам «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах», а также иметь статус юридического лица.
В нынешнем году в России лицензий лишиться могут порядка 35-50 банков. Такое мнение экспертов агентства "РИА Рейтинг" приводится в подготовленном ими обзоре ситуации в российском банковском секторе в январе этого года.
По данным банка России, прибыль отечественного банковского сектора по итогам 10 месяцев 2017 года составила 693 миллиардов рублей, тогда как годом ранее она была равна 700 миллиардам рублей — представители регулятора тактично характеризуют это «сдержанной динамикой». Как бы там ни было, пока Центробанк выкраивает что-то новое из отечественной банковской системы, сами банки крепнут в жесткой конкурентной борьбе за деньги клиентов и транзакции.
Список банков лишенных лицензии в 2017 году. Новые подробности.
Как впоследствии выяснилось, некоторые операции банка, к примеру финансовые вливания в находящийся на грани банкротства сибирский банк «Алемар», признаны рискованными, равно, как и инвестиции в строительство. Тут возникает вполне закономерный вопрос, неужели перепродажа ценных бумаг, выступающая основным видом деятельности ряда коммерческих банков РФ, гораздо важнее российской экономики. Да, у банков-спекулянтов с отчетностью и ликвидностью все в порядке. Но их деятельность никакой пользы нашей стране не приносит.
Центральный банк РФ, выполняющий функции главного регулятора кредитно-денежной политики, в последнее время активно одного за другим лишает коммерческих банков лицензии. Случается это по причине предоставления финансовой организацией недостоверной отчетности, снижения величины уставного капитала, нарушения действующего законодательства и неудовлетворения требований, возникших по кредитным обязательствам. Когда Центробанк лишает лицензии банк-«однодневку», осуществляющий операции весьма сомнительного характера – это вполне понятно. Не удивляет нас и прекращение деятельности банка, участвующего в отмывании доходов. Но когда ЦБ РФ лишает лицензии банк с, казалось бы, безупречной репутацией, наличием собственной истории, осуществляющий поддержку важных проектов, способствующих развитию таких экономических отраслей, как промышленность, строительство, наука и сельское хозяйство, это вызывает, мягко говоря, недоумение, не только у простых людей, но и практикующих экономистов.
«Современные технологии оказались достаточно дороги», — признает в свою очередь и Михаил Матовников. По его словам, как только возникает необходимость предлагать клиентам высокотехнологичные продукты: карточный ритейл, расчет или мобильное приложение, то требования — в том числе и по стоимости разработки или приобретения — оказываются настолько трудоемкими и дорогими, что это могут себе позволить уже не все банки.
Реакция ЦБ последовала почти сразу. Уже в июне 2012 года у «Витаса» отозвали лицензию, что по тем временам было событием не слишком частым. Например, в 2011 году, по данным портала «Банки.ру», такая санкция была применена всего-то к 17 банкам, почти ничего в сравнении с десятками отзывов в год при Эльвире Набиуллиной. Но вскоре после Витас-банка ЦБ, что называется, вошел во вкус.
Закрывшиеся банки ликвидация отзыв лицензии банкротство. Всё, что известно.
"Если речь идет о физических лицах, то до суммы 1,4 млн рублей действует система страхования вкладов, которая в принципе сводит риски к нулю. Эта система существует уже много лет, и после ее введения была закрыта уже не одна сотня банков. В общем-то, система работает хорошо, и какие-то риски практически отсутствуют. Поэтому тем, у кого деньги попадают под лимит страхования вкладов, бояться нечего", — пояснил эксперт.
Как раз в момент подготовки этого материала прошли очередные парламентские слушания Комитета по финансовому рынку на тему «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики».
При этом он обратил внимание на то, что сейчас наблюдается некоторое смягчение денежно-кредитной политики Центробанка. "Это дает возможность банкам получать дополнительные доходы. Так что в целом безопасность в этом году не хуже и не лучше, чем в предыдущем. Может быть, 2018 год получится даже более безопасным с этой точки зрения, поскольку прошлогодняя история в отношении крупных банков вряд ли повторится. Поэтому нужно, конечно, ориентироваться на гарантии государства и стараться держать деньги так, чтобы попадать под эти гарантии", — заявил Александр Абрамов.
В этой связи, констатирует старший управляющий директор, главный аналитик блока «финансы» Сбербанка России Михаил Матовников, за период с 2013 года сформировалось значительное количество банковских групп. «Можно не заметить этого, глядя на список банков, но многие из отдельных банков в действительности входят в те или иные банковские группы и связаны между собой», — считает эксперт. По его мнению, кроме более или менее известных групп (например, группы ВТБ, «Открытие» или БИН), есть и другие — в частности, сформировавшиеся вокруг банков с участием иностранного капитала, та же самая SocieteGenerale (Росбанк и Русфинанс банк). Многие крупнейшие частные банки также объединены в группы, в том числе с участием санированных кредитных организаций.
"В целом, мы видим, что сегодня банковские технологии развиваются. Крупные банки все более тесно работают с теми же торговыми сетями. Розничный товарооборот вырос процентов на пять, а реальные доходы снизились. Ясно, что все это компенсируется за счет кредитов. Я даже думаю, что микроорганизации не играют здесь решающую финансовую роль, а просто в большей степени усиливается активность традиционных банков", — подытожил Александр Абрамов.
Список банков лишенных лицензии в 2017 году видео. Детальная информация.
Банки лишенные лицензии последние новости 2018-03-01