Например, на Ту-154 было милым делом взлететь при горящем табло «К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ», хотя проверка его состояния входила в карту контрольных проверок… А в 1994-м году произошла очень печальная, но крайне показательная катастрофа Ту-154 под Иркутском.
За разъяснениями я обратился к Сергею Мельниченко, директору КАА «Безопасность полетов».
Довольно скоро была найдена причина катастрофы — заклеенные изоляционной лентой приёмники статических давлений со стороны командира. Её наклеили при выполнении мойки самолёта, а после завершения работ забыл и снять. Лента была серебристой, как и окраска самолёта в том месте, поэтому при осмотре ночью с помощью обычного фонарика её не заметили. Из-за заклеивания при взлёте эти датчики начали выдавать ложные показания. Так как на другой стороне самолёта датчики были не заклеены, то в системе из-за разности показаний возник сбой, что и привело к выдаче ненормальных показаний приборов, а также ложных срабатываний тревог. Из-за этой информационной перегрузки пилоты довольно скоро запутались и забыли, например, о радиовысотомере, который начинает работать при высоте полёта ниже 762 метров, а его показания не зависят от воздушных датчиков.
Неправильная работа или неисправность приёмников давления приводят к неправильным показаниям приборов в кабине экипажа, ненормальной работе автоматических систем управления полётом и автоматики двигателей, что может привести к развитию аварийной ситуации вплоть до катастрофы. Подробнее можно посмотреть здесь.
Расхождения в показаниях датчиков скорости эксперты обнаружили и при расшифровке данных последнего полета разбившегося Ан-148. Из-за этого пилотам незадолго до катастрофы пришлось отключить автопилот. В качестве предварительных причин этого МАК также называл обледенение, которое могло возникнуть из-за выключенной системы обогрева датчиков.
В Следственном комитете России заявили, что проверят все возможные версии авиакатастрофы, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и «другие возможные варианты развития событий». По данным «Коммерсанта», версия теракта среди основных не рассматривается, хотя и не отвергается окончательно.
Вообще заклеивание изоляционной лентой датчиков скорости и высоты является стандартной процедурой при мытье или покраске самолёта, но при этом лента должна быть яркого цвета, чтобы её было легко заметить. В случае же с рейсом 603 рабочие использовали нестандартную серебристую ленту, а наклеивший её сотрудник в тот день работал за ревизора и не знал всей важности этих датчиков, поэтому попросту забыл снять ленту после всех технических процедур.
В «Гражданских самолетах Сухого» отметили, что все инциденты происходили в условиях сложнейшей метеообстановки, а при подозрении на обледенение датчиков скорости срабатывал соответствующий индикатор.
До этого Sobesednik.ru писал, что после расшифровки данных параметрического самописца Ан-148 Международный авиационный комитет (МАК) назвал вероятной предпосылкой крушения лайнера различие в показателях модулей воздушного параметра. Позже на таких самолетах отыскали отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Семь таковых неполадок были зафиксированы в период сильных снегопадов. Указывается на неполадки, они могли привести к катастрофе самолёта Ан-148.
Экипаж самолета Boeing 757−200 при выполнении взлета обратил внимание на разницу показаний скорости, но взлет не прервал. Через 5 минут после вылета самолет из-за потери скорости попал в плоский штопор и столкнулся с поверхностью моря. Погибли 189 человек — все находившиеся на борту.
Аэропорт Домодедово расследование инцидента. Подробные данные.
Экипаж самолета Airbus A330 прекратил взлет из-за пропадания индикации скорости на мониторе капитана. После замены блока при повторном взлете отказ повторился. Экипаж выполнил взлет и вернулся на аэродром вылета. При осмотре было обнаружено закупоривание ПВД гнездовьем насекомых.
Выше представлены действия, предписываемые к выполнению на В737 в подобных случаях. Это цитата из QRH (Quick Reference Handbook). Описание же процедуры занимает 3.5 страницы в FCTM (flight crew training manual).Вот, что было выложено на форуме.
Примеры:1. Ту-154, 1986г. Домодедово. Экипаж не включил обогрев ППД. Борт 85327, снижаясь до высоты 3600 метров, обходил один из грозовых очагов, когда попал в зону ливневого дождя, при этом также наблюдалось обледенение. Пилотирование на этом этапе выполнял второй пилот Попцев, который вдруг увидел, как приборная скорость начала снижаться и вскоре упала до нуля. Пилоты опустили нос самолёта вниз, но это не помогло, как и перевод двигателей во взлётный режим. Полёт проходил при этом в облаках, то есть без видимых внешних ориентиров. Затем в 15:21 на высоте 1800 метров машина вышла из облаков, что позволило экипажу сориентироваться и понять, что они несутся к земле с огромной скоростью. Тогда командир потянул штурвал на себя, заставив самолёт поднятием носа выйти из пикирования, испытав при этом сильные перегрузки. Как впоследствии было установлено, Ту-154 снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и приборной скоростью около 813 км/ч, а в процессе манёвра по выходу из пикирования машина испытала перегрузку в 3,2 единицы, то есть значительно выше расчётных, но не разрушилась.
Ранее в МОК посчитали, что самолет мог упасть из-за неполадок с датчиками. Проблемы в работе могли произойти из-за снегопада.
Аэропорт Домодедово последствия инцидента. Вся сводка информации.
Напомним, самолет Ан-148 потерпел крушение вскоре после взлета во время рейса из Москвы (аэропорт Домодедово) в Орск. На борту находились 65 пассажиров, в том числе трое детей, и шесть членов экипажа, никто не выжил. Воздушное судно было построено в 2010 году, саратовская авиакомпания приобрела борт в сублизинг в начале прошлого года. В связи с катастрофой «Саратовские авиалинии» приостановили эксплуатацию всех своих Ан-148.
Самолет Boeing 737−200 упал вскоре после взлета. Расследованием было установлено, что поверхности самолета и ПВД были покрыты снегом и льдом, который попал и в двигатели. Из 79 человек, находившихся на борту, погибли 74, плюс четыре человека на земле.
«Высоты 1800 метров хватило на вывод из пикирования. И сели благополучно. Но на стоянке, когда подключили шланги заправки, из крыльев фонтаном начало течь топливо. При более внимательном рассмотрении оказалось: по всему самолёту пошли гофры деформации: машина чуть не разрушилась в воздухе. Потом расшифровка показала, что все пределы допустимых скоростей и перегрузок были значительно превышены; спаслись чудом. Самолёт списали; капитан воспринял урок и летает до сих пор, набравшись огромного опыта за двадцать с лишним лет после того случая; теперь он уважаемый человек, мастер. Господь его хранит».
При посадке самолет McDonnell Douglas MD-11 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Расследованием было установлено, что при заходе и посадке показания скорости у капитана и второго пилота были различными, однако экипаж на это внимания не обратил. Один из ПВД оказался забитым грязью, экипаж не полностью выполнил карту обязательных проверок.
От себя добавлю, что КВС через 17 лет после этого события был одним из первых моих командиров на Ту-154 и я с большим уважением отношусь к нему и ценю его уроки. Ему было очень тяжело восстановиться на лётной работе после того происшествия. Но он смог и пролетал после этого еще лет 25, выйдя на пенсию в почетном возрасте «далеко за 60».
Компания АО «Гражданские самолеты Сухого» отрицает возможность наличия на самолетах Sukhoi Superjet 100 проблем с датчиками скорости, аналогичных тем, которые были на потерпевшем крушение Ан-148 «Саратовских авиалиний». Соответствующее заявление было опубликовано сегодня на сайте авиапроизводителя.
В этих инцидентах экипажи были вынуждены остановить взлет либо вернуться на аэродром вылета. В ведомстве не уточнили, принадлежали ли все самолеты «Аэрофлоту».
Начать я бы хотел с цитаты известного летчика-испытателя, дважды ГСС, Марка Лазаревича Галлая:…Объяснять все это на аварийной комиссии было бы чересчур долго. Вместо этого один из её членов — сам лётчик-испытатель — просто спросил:
Аэропорт Домодедово видео с места проишествия. Новости сегодня 15.02.2018 г.