Google в России и Беларуси благодаря Chrome и Android получил большой рынок в последние годы, и даже обогнал Yandexa по мобильному трафику. На Украине Яндекс вообще умер, но не своей смертью, а указом президента заблокировали его совсем недавно. Украинцы перешли на Google. VK, кстати, тоже заблокировали, но если кто-то хочет зайти, то просто входит в него через VPN. Однако, благодаря этой блокировке Facebook там стал лидером.
Amazon в этих странах, не работает в такой форме, как в Западной Европе. Компания не решилась на выход в Россию, якобы из политических соображений, но, насколько мне известно, просто не понимали, что делать с логистикой в такой огромной стране. Их место с удовольствием заняли местные игроки, Alibaba и eBay.
Горячие сервисы
Все зависит от того, о какой целевой аудитории мы говорим. Если в целом, то наибольший охват теперь имеют сервисы Mail.ru группа и Яндекс. Но, как я уже сказал, пользователи используют несколько социальных сетей и мессенджеров. Например, на Украине и в Беларуси очень популярен Viber, а в Телеграмме сидит многих гиков и вообще представителей индустрии digital.
Самые горячие в последние годы-это, конечно, Instagram. Российских пользователей там уже в 2,5 раза больше, чем на Facebook. Русские вообще очень быстро полюбили Instagram, и теперь не только звезды и блоггеры, и даже предприниматели не представляют себе жизни без ведения профиля бизнеса и развития там своей личной марки.
Очень активно развивается также русский Youtube и музыкальная социальная сеть. Многие каналы качества своей продукции могут смело конкурировать со Штатами, особенно видеоблогами и каналами о бизнесе. Свои ток-шоу на Youtube создают не только влиятельные люди, но и традиционные журналисты или телезвезды. Дети активно используют TikTok и Квай.
Что касается электронной коммерции, это, конечно, Aliexpress, который популярен во всей Восточной Европе. Но есть и местные игроки: marketplace, Beru.ru от Яндекса, Avito.ru в России, Onliner.by, Kufar.by и Deal.by в Беларуси и OLX и Prom.ua в Украине.
Конечно, сайтов значительно больше, в том числе и местных, но это лидеры, которых стоит знать в первую очередь.
Яндекс развивается быстрее чем Гугл
Уверен, о возможностях Яндекса должен знать любой, кто планирует экспансию на российский рынок. Начать нужно, прежде всего, с рекламы в поиске и в партнерской сети, которая довольно сильно отличается от Google Display Network.
Для тех, кто продвигают сайт в органических результатах поиска есть много сюрпризов. Яндекс постоянно экспериментирует. Например, недавно появилась возможность общаться в чате непосредственно на странице результатов поиска, то есть не нужно переходить на сайт, кнопка livechat находится рядом с описанием сайта.
Как по мне, в некоторых аспектах Яндекс развивается даже быстрее, чем Google, например, это касается факторов ранжирования. Для Yandexa важны не только входящие ссылки и техническая оптимизация сайта, но и то, как пользователь ведет себя на ней. Если навигация сайта удобна, то русский пользователь будет долго находиться на сайте. И важно отметить, что рассмотрение так называемых поведенческих факторов — это не догадки о SEC, как это часто бывает. Это информация, о которой инженеры Yandexa сами рассказывают в научных публикациях.
Но Яндекс это не только поисковая система. Помимо электронной коммерции проектов, еще одна интересная вещь-Яндекс.Дзен. Честно говоря, даже не знаю, с каким западным сервисом, его сравнить. Изначально сервис должен был стать индивидуальным агрегатором новостей из СМИ и блогов, встроенным в браузер Яндекса. Но потом добавили в него возможность создания контента внутри платформы, как для брендов, так и для блоггеров. И все это вместе со Stories, системой рекомендаций, комментариев и возможностью заработка для авторов.
Россия – это рынок из 100 миллионов пользователей
Россия-это рынок из 100 млн. пользователей, где многие отрасли по-прежнему находятся на начальном этапе развития, поэтому у тех, кто в сжатые сроки войдет туда, есть шанс получить большой кусок рынка, как, например, Blablacar, для которого Россия сейчас является основным рынком. Или ASOS, для которого Россия находится на 3 месте после Сша и Великобритании с точки зрения развития.
И, кроме того, некоторые категории европейских продуктов россияне знают и ценят, например, косметика, одежда, мебель.