Открывая конференцию, директор по развитию Цифрового делового пространства Александра Борисова назвала пять текущих трендов на рынке онлайн-образования: индивидуальная траектория обучения, микро-обучение (востребованы короткие курсы), тренд на создание комьюнити и нетворкинг, смешанное обучение, геймификация. По ее мнению, один из мифов онлайн-образования – простота организации проектов и низкие затраты. А на деле есть немало случаев, когда компания, начав обучать дистанционно, не выдерживает конкуренции и быстро уходит с рынка.
Бизнес-партнер программы развития предпринимательских навыков «Бизнес класс» Сбербанка и Google Наталья Проскурина напомнила, что интернет в последние два месяца стал основным каналом общения и обучения, резко вырос интерес к образовательным проектам. Кто-то получил долю рынка в онлайн-образовании неожиданно, а кому-то пришлось оперативно реализовывать свои онлайн-стратегии.
Вице-президент по информационным технологиям Группы компаний «Просвещение» Сергей Сергеев считает, что сейчас появилась прекрасная возможность организации партнерства компаний, которые производят новые продукты, интересные для рынка: «Мы открыты к дискуссии с разными партнерами для развития и производства контента. В текущей ситуации с коронавирусом может возникать беспокойство, но для онлайн-образования это рывок в новую действительность».
Как отметил управляющий партнер, директор по бизнес-развитию компании Skyeng Александр Ларьяновский, для любого бизнеса в образовании основной показатель успешности – количество учеников, которые не просто пришли на урок, а проучились столько, чтобы достичь своей цели. По его мнению, сегодняшняя ситуация меняет структуру потребления контента. И если раньше многие люди шли учиться для удовольствия, то теперь учеба становится средством выживания, а не приятного времяпровождения. Александр Ларьяновский рассказал, что 6 апреля совместно с Группой компаний «Просвещение» был запущен проект, с помощью которого учителя могут задавать детям и проверять домашнее задание онлайн, – интерактивную рабочую тетрадь Skysmart.
«Я за всю жизнь не видел таких графиков роста, – отметил он. – Более 2 млн учеников выполнили 7 млн домашних заданий за 1,5 месяца».
По мнению Сергея Сергеева, онлайн-образование не заменит образование традиционное, и задача разработчиков образовательных технологий – обеспечить беспрепятственный переход из одного канала в другой, устранять возникающие барьеры. Сейчас цифровые образовательные проекты должны быть максимально открытыми и общедоступными. Дальнейшее их развитие зависит от трендов, которые будут складываться после отмены самоизоляции и других действующих ограничений. Вице-президент «Просвещения» подчеркнул, что всеобщий переход на дистанционное обучение стал серьезным вызовом для государственной системы образования. Главная сложность заключалась в том, что на всей территории России нужно было предоставить ученикам единый базовый уровень сервиса. В дальнейшем в зависимости от ситуации компании-производители могут создавать и предлагать дополнительные коммерческие продукты, но доступ к базовым сервисам должен оставаться бесплатным и всеобщим.