Госдума приняла во втором чтении законопроект о реформе ОСАГО, которая делает ремонт автомобиля основным способом возмещения убытков в случае ДТП.
В документе говорится, что получить деньги пострадавший сможет только в исключительных случаях. Речь идет о гибели потерпевшего или причинении ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта свыше 400 тыс. рублей и нежелании клиента доплатить, а также невозможности восстановить автомобиль. Выплата в деньгах также будет осуществляться при взаимной договоренности и в случае, если страховщик не сможет восстановить автомобиль по всем правилам. Кроме того, потребовать наличные смогут инвалиды.
Требования к ремонту следующие. Его срок не должен превышать 30 рабочих дней, а сервис – находиться более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. По умолчанию ремонт будет осуществляться новыми деталями, но страховщик и клиент опять же могут договориться. Станцию ремонта будет выбирать потерпевший из списка, составленного страховщиком. При письменном согласовании ремонт можно будет делать на сервисе, с которым у компании нет договора. Машины в возрасте до двух лет и стоящие на гарантии должны восстанавливаться у официального дилера. Если подходящей станции нет, то клиент получит деньги.
Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев. Отвечать за качество работы будет страховая компания. Если на нее будут много жаловаться, то Центробанк заставит страховщика отказаться от натурального возмещения и перейти на наличные выплаты.
Первое чтение законопроекта состоялась в декабре 2016 года. Тогда документ вызвал много споров, поскольку он практически не учитывал интересы водителей. Изначально в документе не было уточняющих моментов, которые появились лишь ко второму чтению. Страховым компаниям большинство новых пунктов не нравится и теперь у них появилось новое предложение – переложить плату за мелкие аварии на виновников ДТП.
В целом новый закон направлен на то, чтобы избавить страховщиков от мошенников, которые инициируют аварии и получают за это деньги, а также от автоюристов, помогающих клиентам взыскивать с компаний большие суммы. Третье, окончательное чтение законопроекта должно состояться в ближайшее время. Работать новые правила начнут через 30 дней после официальной публикации закона и будут распространяться только на новые договоры ОСАГО.