Правильно получаемое учащимися образование по математике – это один из важнейших показателей, имеющих значение для будущего экономического и общественного прогресса государства. Ведь именно в то время, когда по всей стране прокатилась волна развития математики, Россия (в то время СССР) смогла выйти в космос. В то время русское математическое образование высоко ценилось за границей, свойственные отечественному мышлению дистанционные олимпиады по математике и способы преподавания математики как науки целыми системами переносились на запад.
В настоящее время Россия сохраняет высокий уровень подготовки преподавателей и участников олимпипад по математике. Недавно автор статьи вместе с Московским государственным университетом присутствовал на презентации по математике, где он имел возможность увидеть программы курсов, а также задачи по математике, применяемые в наиболее успешных высших учебных заведениях всего мира. В работе по сравнению отечественной и зарубежной программ принимали участие, в том числе, многие известные русские профессора и академики, некоторые из которых работают за границей. Исследование показало, что именно отечественные программы включают в себя наибольшее количество отраслей знаний, не представленные в таком высоком объёме в университетах других стран. Если принять все курсы за 100%, то в МГУ преподаются около 70% из них, любой другой университет из числа сравниваемых едва достигает 50%.
Однако сделать так, чтобы данная тенденция сохранялась и в будущем, в современных условиях весьма непросто. В наше время математическое образование находится, к сожалению, не на подъёме. Сегодня и любая олимпиада по математике, и школы, и университеты проходят через реформирование. Наиболее серьёзным и значимым моментом при этом становится тот факт, о котором рассказывает любой сайт учителя математики, что образование становится всё более и более направлено в своего рода финансовое “русло”. Дело в том, что компании, открывающие свои вакансии для соискателей, выдвигают к ним ряд требований, которым среднестатистический выпускник университета может не соответствовать. Получается, что ВУЗы должны “подстраиваться” под текущее положение дел и мнение работодателей. Но вполне естественно, что подобный “денежный” взгляд на образование в итоге может привести к плачевному исходу, сначала для отдельного человека, а потом для общества и страны в целом.
Помимо этого, большую роль играют также знания гуманитарного профиля. Возможно, они также менее востребованы рынком, но играют серьёзную роль в формировании индивидуума и его отношения к обществу и будущей деятельности.
Увы, математика всё больше уходит в сферу профильного знания и перестаёт быть одной из основных образовательных дисциплин. Соответственно, число абитуриентов, заинтересованных в поступлении на математические факультеты, также всё время падает. После этого, специалист по математике уже не ценится так высоко, а значит, и не должен поддерживать высокий уровень знаний. Для математиков не существует переподготовки или возможности улучшить текущий уровень знаний. Лучшие выпускники университетов не стремятся в школы, не пытаются работать в них. К тому же, общее население страны тоже пока существенно не увеличивается. Хорошо этот факт отражает олимпиада по информатике, очень похожая на свою «коллегу».
Помимо вышесказанного, стоит также отметить, что сами дисциплины, входящие в школьное математическое образование, в последнее время развиваются в сомнительном направлении. С введением в стране единого государственного экзамена всё больше и больше школ видят свою задачу не в том, чтобы подготовить молодых специалистов, которые хорошо бы разбирались в предмете, любили его и работали над систематическим повышением своего уровня, а в том, чтобы они могли написать дистанционную олимпиаду по математике на хороший балл. Следовательно, падает общий уровень образования, оно деградирует, становится лишь средством для дальнейшего продвижения, но не целью в себе. Зачастую эту деградацию объясняют якобы заботой о том, чтобы ученики не “перегружались” на занятиях. Однако здесь можно вспомнить хорошее и правильное замечание доктора физиологических наук Введенского: “Нельзя устать от хорошей работы, можно только от плохой. Любимое дело заставляет человека забыть о времени и трудиться в своё удовольствие”.
Ещё немного о перегрузке. Недавно Барак Обама предложил увеличить американский учебный год на один месяц. По подсчётам, средний американский школьник учится меньше половины года – 180 дней, тогда как его китайский сверстник – до 260, японский – до 243, южнокорейский – до 220, голландский – до 200, английский – 192 и т.д. В нашей стране ученики проводят за партой примерно столько же времени, сколько в США. Так что, возможно, предложение американского президента стоит обдумать и русским.