В возрасте 95 лет скончался австрийский писатель-фантаст Герберт Вернер Франке.
На 96-м году ушел из жизни австрийский писатель-фантаст Герберт Вернер Франке (Herbert Werner Franke), один из самых известных немецкоязычных писателей, работающих в жанре научной фантастики.
Он также был активен в таких областях, как футурология, спелеология, компьютерная графика и цифровое искусство. Его фантастические произведения в основном представляют различного рода антиутопии. Один из пионеров направления гибридного искусства.
Герберт Вернер Франке родился 14 мая 1927 года в Вене. В 1945-1950 годах изучал физику, математику, химию, психологию и философию в университете родного города. Франке получил свою докторскую степень по теоретической физике в 1950 году, написав диссертацию по электронной оптике.
С 1957 года работал как свободный писатель. Сборник из 65 миниатюрных рассказов под названием «Зелёная комета» стал его первой книжной публикацией. Первые же книги принесли Франке репутацию мастера мирового класса. Его книги переведены на многие языки мира, отмечены литературными премиями.
Роман 1962 года «Стеклянная западня» представляет собой пример антиутопии милитаристского типа, когда весь мир устроен по типу военной казармы, где солдаты обязаны неукоснительно подчиняться армейской дисциплине и внутреннему распорядку (близкими аналогами такого милитаризированного образа мира могут служить роман Джорджа Оруэлла «1984»). Близким по идее является роман «Сеть мысли», где человечество живёт в мире-тюрьме со строгой регламентацией и контролем не только действий, но и мыслей каждого человека с наказанием за любые фантазии.
В романе «Клетка для орхидей», также вышедшем в 1961 году, представлен другой тип антиутопии, когда освобожденные от забот и любой работы разумные существа деградировали от безделья и перешли на растительный тип существования (подобно тому, как это происходит в романе Олдоса Хаксли «Дивный новый мир»). Некоторые критики отмечают значительное сходство сюжетов этого романа и снятого тридцати восемью годами позже фильма «Матрица».
Роман 1970 года «Нулевая зона» соединяет в себе оба типа антиутопии: мир-казарма с солдатским распорядком жизни и деградировавший мир всеобщего счастья, которые отделены друг от друга огромной полосой разрушений. В романе «Игрек минус» мир основан на строгой иерархии с подавлением неподходящих типов людей. Близким к роману «Игрек минус» является роман «Звезда Иова», однако в нём в рамках противодействия реальной антиутопии возникает мечта и миф о идеальной утопии на далекой планете.
В романе «Башня из слоновой кости» представлено уже 3 типа антиутопии: механизированный ад, замятинско-оруэловский тоталитарный мир всеобщего равенства и братства и тихое, беспроблемное стагнирующее общество.
Автор книги «Феномен искусства». В ней он представил рациональную теорию восприятия искусства с точки зрения когнитивных процессов, происходящих в человеческом мозге. Эта книга внесла решающий вклад в становление теории киберэстетики и цифрового искусства.
В 1971 году в мюнхенском издательстве Brückmann выходит книга Герберта Франке «Компьютерная графика: компьютерное искусство». В этой книге Герберт описывает историю и практику зарождающегося на тот момент жанра компьютерной живописи, не обходя вниманием также компьютерную анимацию, музыку и поэзию.
Его работа 1973 года «Цифровой Эйнштейн» — один из самых ранних примеров использования обработки изображений в цифровом искусстве: постепенный переход от узнаваемого портрета к полной абстракции символизирует усиливающееся с каждым годом, но всё менее явное, влияние Альберта Эйнштейна на наше видение мира. Серия изображений была получена с помощью предназначенной для медицинской диагностики системы обработки изображений (полученных путём сцинтиграфии).
В своей книге 1978 года «Kunst kontra Technik» Франке обсуждает идею оптимальной плотности информации, которая должна быть заложена в произведении искусства. По его мнению, она должна быть достаточно велика, чтобы оказать на зрителя достаточно сильное долгосрочное воздействие, но вместе с тем, не превышать его порог восприятия, переизбыток информации будет вызывать раздражение, а её недостаток — скуку.
Источник