В возрасте 90 лет скончался советский и российский философ Анатолий Зотов.
На 91-м году ушел из жизни советский и российский философ Анатолий Зотов.
С 1958 года работал на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ, с 1972 года её профессор, а в 1987-2004 годах заведующий кафедрой.
Действительный член Академии гуманитарных наук, РАЕН, Академии социальных наук Казахстана, Нью-Йоркской академии. Председатель Российского феноменологического общества. Входил в состав редколлегии журнала «Вопросы философии». Член экспертного совета Комиссии по государственным премиям при Президенте России. Член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований. Член Диссертационного совета Д 501.001 по философским наукам, экзаменационных комиссий по философии.
Область научных интересов — философские вопросы естествознания, методология науки, история философии, эпистемология, философская антропология и социальный анализ.
Зотовым проведены исследования по вопросам методологии и философии науки, в ходе которых дан анализ формирования идеальных объектов теории и их трансформация во время развития исследовательских программ, а также социально-культурные области познания. Одна из главных идей выдвинутых им «несимметричность» процессов построения и развития теоретической модели, а также её соотнесение с другими.
В некоторых своих работах Зотов рассматривает взаимодействие науки, техники и социального развития, а также различным особенностям социологического анализа и прогностики. Одной из главнейших идей заключённых в работах данной тематики является неотвратимость коренных перемен в социальных структурах и геополитическом облике мира в ходе перехода от индустриального общества к информационному («ноосферной»). Он полагал, что без должного понимания смысла этих перемен, без предварительной разработки и проведения в жизнь сценариев общемирового и регионального социокультурного развития дальнейшее существование человеческой цивилизации маловероятно.
Зотов занимался изучением истории и современного состояния феноменологического движения, наряду с плодотворной разработкой различных сторон модели «планетарного сознания» и «мыслящего Универсума». Это связано с в образованием и работой общемировых информационных систем, в которые включены мыслящие и действующие человеческие индивиды и их сообщества. Это включение в большей степени охватывает уже несвободных и ответственных исторических субъектов, а подобное «материи», посредством которой существует «организм» культуры. В этом случае «органами» отчуждённой от человека и последовательно детерминирующей производственно-техническую систему постиндустриального периода существования, природно-человеко-машинного планетарного «сверхорганизма», особого космического объекта, который на Земле ещё находится в зачатке, становятся современные общемировые информационные системы (Интернет, демилитаризованная СОИ, мировая банковская система с её технической субструктурой. Также сюда входят производство и потребление во всех его проявлениях — информационном, энергетическом, вещественно-материальном, культурном и т. д., межгосударственные и наднациональные организации, которые объединяют учёных со всего мира для разработки стратегических проектов и решения соответствующих задач. Итогом этого всего должна стать универсальная планетарная активность, где сведены на нет экзистенциальные ценности — индивидуальное своеобразие человека, его рождение и смерть, его бессмертие в телесной или информационной форме. Таким образом идёт зарождение космического феномена, которые не тождественен человеческой деятельности преобразующей природу. Но поскольку этот процесс ещё далёк от завершения, человечество имеет возможность эти трансформации как угрозу для своих первичных бытийных ценностей означающих бытие человека как субъекта истории — личная индивидуальность, свобода, ответственность. В таком случае будет сохранено «человеческое лицо» на планете Земля.