В возрасте 65 лет скончался советский и российский актер Андрей Ксенюк.
На 66-м году ушел из жизни советский и российский театральный актер Андрей Ксенюк.
Он родился 17 августа 1958 года в Норильске. В 1981 году окончил Красноярское училище искусств. Далее стал актером Норильского заполярного театра драмы имени В.В. Маяковского.
О его смерти сообщили коллеги по театру.
«С прискорбием сообщаем о кончине артиста, любимца публики и коллег по сцене, знавшего и любившего норильский театр в разные его эпохи — Андрея Павловича Ксенюка. Коренной норильчанин, появившийся на свет в роддоме рядом с театром тогда на улице Севастопольской (в 1958), он детство провел в доме напротив театра, бегал на все детские спектакли, занимался в драмкружке при клубе «Юность», которым руководил артист Александр Анисимов, а после окончания Красноярского училища искусств точно знал, куда хотел бы определиться на работу, — только в Норильский театр. Ему довелось застать в полном расцвете коллектив эпохи Леонида Белявского (главного режиссера 1975-1982 гг.), съездить с ним на гастроли в Ленинград и Вильнюс, дебютировать в «Сказке про Ивана-дурака, который чертям насолил» по Льву Толстому (режиссер Семен Гальперин), поработать со многими мастерами сцены, на которых ранее смотрел с восторгом как зритель…
…Театроведы считали его «мастером острохарактерного эпизода»: пластичный, музыкально одаренный, очень темпераментный, он умел быть органичным даже в самых гротескных образах, добиваясь оригинального, смелого прочтения роли. Созданные им тираны в своей властности, жестокости — нелепы, смешны. Таков Гитлер в спектакле «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» Ю. Кима (режиссер Александр Зыков, 1995) — белый шут, «коверный» современной истории, одно из воплощений фольклорной «нечистой силы», которой покоя не дает «русский дух». Таковы и герцог Фредерик («Сказка Арденнского леса», 2000), и пастер Форд («Поллианна», 2003). А вот царский шут в его исполнении был отнюдь не безобидным художником, а истинным тираном, пыточных дел мастером — вспомним князя-папу Шапского в «Шуте Балакиреве» Григория Горина (2001), в котором страх перед вышестоящими сочетался с неистовой жестокостью.
…Андрей Ксенюк «купался» в ролях, отличающихся психологической глубиной и многогранностью, мечтал сыграть не Гамлета, но Мармеладова, и говорил о том, что принца датского можно обнаружить в любом лакее, поскольку проблемы, им решаемые, — общечеловеческие. Вспомним его эксцентричного Гарольда («Гарольд и Мод») или мятежного книжного мальчика Абрама («Квадратура круга»), его смешного и жалкого приживалу Ваньку-Встаньку («Два вечера в веселом доме»), его внезапно разбогатевшего Симеонова-Пищика с восторженным воплем почти по Хармсу призывающего всех «Давайте прыгать с крыш!» и действительно прыгающего… с «многоуважаемого шкафа» («Вишневый сад»)… Его волновала тема одиночества, оттого такими пронзительными в его исполнении стали образы Доко Докова («Оркестр «Титаник») и Ивана Сидоровича Жукова («Русская народная почта», режиссер Тимур Файрузов). О последней он сказал так: «Хорошо, что такая тема появилась на сцене. О стариках говорят мало. Как они живут на нищенскую пенсию. Никто о них не думает, отслужили свой срок — и на свалку. Замечательно, что такая проблема поднята, потому что от судьбы одинокого человека никто не застрахован. Это нужно понимать каждому, всем…»
…Пусть наша память о нем будет светлой и вечной как о замечательном русском Артисте, работавшем на самой северной в мире сцене», — сказано в заявлении Норильского заполярного театра драмы имени В.В. Маяковского.
Умер 18 июля 2024 года.