Фильмов, мерзких до тошноты и в то же время коммерчески успешных, невероятно мало. Самый яркий пример — франшиза «Пила». История Джона Крамера врезалась в память киноманов не столько из-за неоднозначного героя и его странной морали, сколько из-за ужасающе кровавых кейсов, которые серийный убийца готовил для участников своей «игры». Сегодня юбилей отмечает первая из девяти существующих частей франшизы — «Пила: Игра на выживание». Фильму, который задумывался низкобюджетным хоррором для видика, а в итоге положил начало великой и ужасной вселенной, исполняется 15 лет, и в честь этого события LostFilm.INFO вспоминает десять ярких фактов о его создании.
Короткометражка животворящая
Авторы идеи фильма и сценаристы Джеймс Ван и Ли Уоннелл познакомились в киношколе, и встреча эта стала по-настоящему судьбоносной. В 2001 году, еще будучи студентами, они написали сценарий «Пилы» и сняли по нему короткометражку. Позже видео вместе с текстом было разослано в разные голливудские студии, и через некоторое время с молодыми и амбициозными парнями связалась небольшая студия Evolution Entertainment, которая рассмотрела в проекте потенциал. Более того, компания решила создать подразделение, которое будет заниматься фильмами ужасов. Так появилась студия Twisted Pictures, которая впоследствии и сняла все восемь частей франшизы.
Настоящий медвежий капкан
В одной из сцен короткометражки, которая позже вошла и в полноценный фильм, был применен настоящий медвежий капкан. Единственное отличие заключалось в том, что вместо фигурировавшей в фильме Шоуни Смит в пробной версии задействовали Ли Уоннелла. Любопытно, что ловушка действительно может сломать жертве челюсть — нужно только правильно ее настроить.
Название фильма было заимствовано из дневниковой записи Ли Уоннелла
Ни для Джеймса Вана, ни для Ли Уоннелла название никогда не было предметом споров — все решилось еще на стадии задумки проекта. Ли рассказывал, что когда Ван объяснял ему суть фильма по телефону, у него сразу появилась идея подходящего названия: «Затем я открыл ежедневник и написал: "Пила". Слово я оформил шрифтом, который активно использовали хэви-метал группы в 80-х — такой, с кровавыми потеками. Потом перезвонил Джеймсу и сказал: «Если мы можем назвать фильм "Пилой", тогда ладно».
Персонаж Конструктор появился благодаря мигрени
После окончания киношколы Уоннелл устроился на работу, которая ему совсем не нравилась, а потому у него начались приступы чудовищной мигрени. Убежденный, что в его мозге образовалась опухоль, молодой сценарист пошел на МРТ и начал там фантазировать, что же он будет делать, если ему скажут, что жить осталось ограниченное количество времени. Впоследствии он вложил те впечатления в идею фильма, усугубив положение жертв необходимостью быстро принимать страшные решения.
Денег нет, но вы снимайте
Условия Джеймса Вана как постановщика были стеснены настолько, что с самого начала стало ясно: никаких кадров вне помещения он позволить себе не сможет. Поэтому Ван не нашел иного варианта, чем организовать съемки на складе. Помещение давно стояло заброшенным и идеально подходило в качестве основной локации. Лишь пара комнат была отремонтирована специально для съемок. Активно Ван использовал и человеческий ресурс: например, в сцене автомобильной погони несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Всего на съемочный процесс ушло 18 дней.
Кукла Билли — творение Джеймса Вана
Жуткое лицо куклы Джона Крамера, которая непосредственно общалась с его жертвами, не было куплено в антикварной лавке или сделано голливудскими реквизиторами — Джеймс Ван соорудил его самостоятельно. Голову он сделал из папье-маше и бумажных салфеток, а в качестве глаз использовал мячики для пинг-понга. Это уже потом Билли оснастили механизмом для дистанционного управления и даже усадили на велосипед, но в первом фильме все движения осуществлялись кукловодами при помощи лески. Кстати, сама фигура куклы убийцы в «Пиле» — это отсылка к хоррору Дарио Ардженто «Кроваво-красное» 1975 года.
Никаких репетиций
Из-за того что Ван имел на руках минимум денег, съемочной группе пришлось отказаться от репетиций. Актеры выходили в кадр не «сыгранными», что в принципе только добавляло реалистичности сюжету. Джеймс Ван вспоминал, что хотел снять фильм в духе Альфреда Хичкока, но это было почти невозможно из-за нехватки времени: «Для меня это было по-настоящему тяжелым испытанием. Каждый день я боролся, чтобы получить сцены и кадры, которые я не получал. У меня были высокие запросы, но я почти ничего не мог сделать».
Пересъемки в отсутствие актеров
Иногда кинопроизводство требует пересъемок — так случилось и с «Пилой». Правда, когда такая нужда появилась, актеры, задействованные в фильме, были уже недоступны. Но дебютант Джеймс Ван оказался не таким уж простаком и с самого начала предполагал подобный исход событий. Все съемки группа изначально вела так, чтобы в кадре не особо светились лица, а когда сцены потребовалось доработать, на помощь пришел Ли Уоннелл. Он сыграл Детектива Синга, входящего в здание с дробовиком, он сыграл и Аманду, которая кромсала свою жертву ножом. В случае с пересъемкой сцены Шоуни Уонеллу даже пришлось надеть парик — тень на стене должна была соответствовать.
Изначально фильм получил рейтинг NC-17
Удивительно, но главной проблемой «Пилы» для комиссии MPAA стало не обилие кровавых сцен, самые жестокие из которых пришлось сократить, а звук и тон фильма. Оригинал картины, который впервые показали на кинофестивале «Санденс», был снят при жутком флуоресцентном освещении, а звуковая дорожка кряхтела и шипела. Это и стало причиной выставления рейтинга NC-17, который после доработки заменили на R.
Скромный бюджет фильма не помешал авторам и студии заработать
Изначально «Пила» задумывалась как фильм для выпуска на видео, именно поэтому ее бюджет был скромным — чуть больше миллиона долларов. Однако после нескольких показов и получения положительного отклика зрителей, в Lionsgate решили, что фильм, так и быть, выйдет в прокат на Хэллоуин. Каково же было удивление боссов студии, когда «Пила» заработала $18 млн в первый уикенд! Более того, фильм не просто заработал больше, чем ожидали продюсеры, но и фактически сумел сделать деньги из ничего. Согласитесь, вложенный миллион долларов — это пустяк, когда общий доход превышает вложения в 100 раз. Радует, что в данной ситуации заработать смогла не только корпорация, но и сам Джеймс Ван: будучи уверенным в успехе картины, он изначально выбрал работать за процент, а не за гонорар.