«Отполированный». Этим словом Уиллем Дефо охарактеризовал свой образ, компьютерным способом омоложенный для флэшбеков в «Аквамене» (актер сыграл Нуидиса Вулко, учителя заглавного персонажа). «В такие моменты я думаю об Анне Маньяни, — припоминает Дефо легендарную итальянскую актрису. — Они все время пытались сделать ее еще красивее, на что Анна отвечала: "Отвалите! Я заработала эти морщины!"». В 65 лет, с более чем сотней фильмов за плечами, Дефо так же заслужил каждую морщину, выступ или ямку на выразительном лице. В день рождения актера Lostfilm публикует интервью, в котором юбиляр окидывает взглядом свою 40-летнюю карьеру.
В 2019 году смотритель маяка Томас Уэйк в фильме Роберта Эггерса пополнил список уникальных образов, воплощенных актером на экране, присоединившись к Бобби Перу, гангстеру с жуткой улыбкой в «Дикие сердцем» Дэвида Линча, и Ван Гогу в «На пороге вечности». Учитывая, сколько значительных персонажей уже сыграно, легко ли актеру отпускать эти личности? «Да. Герои возникают из ситуаций, а когда обстановка меняется, пропадает и желание поддерживать этот образ», — говорит он. Но раз на раз не приходится. «Кое-что оставалось со мной подолгу, — продолжает Дефо. — Это "Последнее искушение Христа", Ван Гог или четыре месяца съемок в Аушвице (речь о фильме "Триумф духа") — такие вещи с тобой навсегда. Но не в том смысле, что становишься другим человеком. След остается глубоко внутри».
Оглядываясь назад, Дефо отмечает: «Когда вокруг люди кино, начинаешь испытывать теплое, щекочущее чувство принадлежности к сообществу. Каждый раз, снимаясь, я становлюсь частью нового сообщества. Но в то же время я наемник, бродяга — попав в новую обстановку, приспосабливаюсь». Например, этого требуют ведущие роли. По мнению актера, за эти десятилетия сильно исказился образ главного героя в кино. «Персонажи видоизменились так же, как и истории о них, — считает Дефо. — Например, почему сейчас так сложно снять вестерн? Потому что больше нет такого морального кодекса. У нас другой подход, поэтому вестерны выглядят китчем или музейной древностью из-за морали хорошего человека».
Однако некоторые истории опережают свое время. Дефо приводит в пример культовый фильм Уильяма Фридкина «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», в котором актер сыграл убийцу и фальшивомонетчика Эрика Мастерса. «Когда фильм вышел в прокат, это был полный провал среди критиков, как я помню, — рассказывает Дефо. — Одной из причин называли "Здесь не на кого положиться. Нет хорошего персонажа, которому можно доверять". И это задолго до Тарантино, понимаете? Способы рассказать историю, какие сюжеты считаются допустимыми и интересными, — все изменилось».
Совсем не похож на антигероев и подлецов, сыгранных Дефо, недавний персонаж — хозяин ездовой собаки Того в одноименном семейном фильме. «Disney — одна из причин, почему я стал актером, — объясняет ветеран Голливуда. — Лежать перед проигрывателем, слушать записи диалогов и песен из мультфильмов — это мои самые ранние воспоминания». Такое разнообразие персонажей помогает Дефо оставаться искренним. «Будучи актером, легко поддаться искушению расслабиться, — говорит юбиляр. — Когда это становится рутиной, используется один и тот же набор приемов — как в жизни. Это тупик для актера. Нужно находить способы встряхнуть и вырвать себя из обыденности». «Но я не считаю себя рисковым парнем, я просто неугомонный в хорошем смысле, — добавляет актер. — Чувствую себя обязанным попробовать что-то новое».
По словам Дефо, в последний раз ему приходилось проходить прослушивание 20 лет назад на роль Нормана Осборна, суперзлодея в «Человеке-пауке», наиболее известного под именем Зеленый Гоблин. Даже первую заметную партию в картине «Без любви» он получил после того, как сорежиссеры Кэтрин Бигелоу и Монти Монтгомери увидели молодого актера на сцене театра и позвонили, просто найдя номер в телефонной книге. Учитывая то, что он может выбирать себе роли, почему Дефо соглашается на вспомогательных персонажей? «Я соглашаюсь на ведущие роли, когда встречаю хорошие, — объясняет актер. — Но в то же время я люблю работать каждый день. Мне нравится поддерживать ритм».
Несмотря на возраст, Дефо не собирается останавливаться. В ближайшем будущем актера можно будет увидеть в фильмах режиссеров Уэса Андерсона, Гиады Колагранде (жены Дефо), Пола Шредера и Гильермо дель Торо. Также Дефо подтвердил, что снова будет сотрудничать с Робертом Эггерсом — в картине «Северянин».
«В последнее время я слишком часто сижу и просто болтаю, — завершает разговор Дефо. — Я готов вернуться к работе».