Режиссер и сценарист София Коппола, баловень судьбы, с самого своего рождения была благословлена и проклята на неизбежное сравнение со своим отцом, мэтром и создателем современной киноклассики Фрэнсисом Фордом Копполой. Передача профессии из поколения в поколение — дело привычное для Европы, но не столь популярное в Америке, где желание быть человеком, который сделал себя сам, перерастает в культурный императив.
Конечно, встречаются ситуации, когда дети идут по стопам своих родителей в мир искусства, и музыкальная династия Бахов — всего лишь один из ярких примеров. Однако мир еще не видывал такой крепкой и долгий любви, которую семейство Коппола питает к кино: Джиа Коппола, внучка Фрэнсиса Форда, — кинематографист вот уже в четвертом поколении. Судя по данным сайта IMDb, в кинобизнесе работает в общей сложности около 20 членов этой семьи: в список входит и Николас Кейдж, кузен Софии, и ее тетя Талия Шайр, неоднократно номинированная на «Оскар».
Можно с уверенностью заявить, что на режиссерском поприще из всех копполовских отпрысков младших поколений София достигла наибольших успехов: ее дебютная картина «Девственницы-самоубийцы» привлекла широкое внимание общественности, а уже спустя пять лет с церемонии вручения наград Американской киноакадемии София унесла домой статуэтку за лучший сценарий. Ее работы были отмечены и за пределами США: драма «Где-то» победила на Венецианском кинофестивале, а в 2017 году София была названа лучшим режиссером в Каннах.
Добилась ли дочь Фрэнсиса Форда признания со стороны профессионального сообщества благодаря или вопреки тем условиям, в которых она выросла, остается вопросом риторическим. Как бы там ни было, Софии, которая сегодня празднует юбилей, удалось занять особое место в мире кино и сердцах публики — фильмы Копполы несут в себе глубокий след ее личности, а мечтательно-грустный режиссерский почерк Софии отличает ее работы не только от произведений отца, но и от всего, что выходит на большие экраны.
Сегодня, в день 50-летия одной из самых умных и деликатных постановщиц XXI века, предлагаем вновь окунуться в трогательные и меланхоличные миры Софии Копполы и разобраться в том, как ей удалось обрести собственный голос в громком семейном хоре знаменитой династии кинематографистов.
«Если у тебя в сценарии есть месячный ребенок и оказывается, что в твоем распоряжении есть месячный ребенок, почему бы его не снять?», — именно так подумал Фрэнсис Форд Коппола, когда решил задействовать новорожденную Софию в съемках «Крестного отца». Дочь Копполы сыграла и во второй части знаменитой гангстерской драмы, однако самым запоминающимся появлением Софии на экранах стала роль Мэри Корлеоне в « Крестном отце 3». Девушке удалось привлечь внимание публики: в одночасье выяснилось, что актерская карьера Софии не светит. Критики буквально сравняли будущую постановщицу с землей, однако, как призналась впоследствии сама Коппола, негативные комментарии сделали ее только сильнее: «Я была в том возрасте, когда хотела попробовать все, и не принимала критику близко к сердцу».
На целое десятилетие София оставила мысли о кино — девушка отправилась на поиски собственного пути. В 1994 году София, еще в 15-летнем возрасте прошедшая стажировку в модном доме Chanel, запустила свою собственную марку Milkfed. Внимание к деталям и продуманность образов, характерные ей с юности, сказались не только на внешнем виде Копполы, которую многие называют иконой стиля, но и на особом подходе к дизайну костюмов во всех ее картинах.
Однако и мир моды не смог приковать к себе юную Софию надолго: девушка поступила на факультет изящных искусств в Калифорнийский институт, а позже перевелась в Колледж искусства и дизайна, чтобы изучать фотографию. Полученное образование отразилось и на ее творчестве в будущем: Коппола с большой обстоятельностью подходит к визуальной части повествования. В ее фильмах эмоциональное состояние персонажей раскрывается посредством операторской работы и звукового дизайна, а цветокоррекция, позы и особенности расположения героев в кадре рассказывают зрителям об их чувствах лучше любых слов.
Прочитав роман Джеффри Евгенидиса «Девственницы-самоубийцы», София наконец поняла, чего ей хочется на самом деле. Желание экранизировать произведение о подростковой хрупкости и сестринстве стало поворотным событием в жизни Копполы — своим дебютом в полнометражном кино она заявила о себе как о самобытном режиссере с уникальным взглядом.
В первой же картине София обратилась к темам, которые займут доминирующую позицию в ее творчестве, — отчужденность, одиночество, изолированность и тоска по тому, чего, возможно, и не существует вовсе. Коппола наводит камеру на своих героев в период их особой уязвимости: чаще всего сюжеты ее фильмов разворачиваются вокруг людей, находящих в некоем переходном состоянии, в котором прошлое уже не вернуть, а будущее туманно и полно неопределенности. Особую остроту это состояние приобретает в подростковый период — переход во взрослый мир может быть сложным и запутанным, а потеряться на этом пути не составляет труда. Возможно, именно поэтому сегодняшнюю именинницу так занимает отрочество, к исследованию которого она прибегала и в «Девственницах-самоубийцах», и в байопике «Мария-Антуанетта», съемки которого проводились в Версале, и в основанном на реальных событиях «Элитном обществе».
«Во многом меня мотивировал тот факт, что создатели большинства фильмов о подростках не уважают свою аудиторию. Начиная с каста, состоящего из 30-летних актеров, играющих детей, и заканчивая операторской работой — все в них плохо. Кроме Джона Хьюза, никто не снимал картин, с героями которых я могла бы ассоциировать себя в этом возрасте», — заявила Коппола.
Многие фильммейкеры, снимающие ленты о подростках, возводят ностальгию о тех самых «лучших годах своей жизни» в абсолют, но только не София Коппола. Ее подход отличается почти документальным любопытством ко всем деталям жизни тинейджеров и их окружению. Сами юные герои под пером Софии становятся понятными и интересными не только для детей того же возраста, но и для более зрелой аудитории. Несмотря на то что отрочество завораживает постановщицу, работая над своими картинами, она помнит не только о прелестях этого периода, но и о проблемах, которые его сопровождают. Коппола наполняет фильмы своим опытом: даже если сюжет нельзя назвать автобиографичным, ее присутствие ощущается в каждом кадре, а у зрителей возникает ощущение, будто они вместе с самой Софией вновь проживают ее подростковые годы.
София — режиссер, который снимает самое что ни на есть авторское кино в том смысле, который придал этому термину еще в 1954 году основоположник французский новой волны Франсуа Трюффо. Auteur, или автором, считается постановщик, выработавший уникальный, характеризующий его художественный киностиль. Работы Копполы сосредоточены на тех вопросах, которые интересуют прежде всего ее саму, соотносятся с ее личными опытом: несложно заметить, что женский взгляд на историю для неё принципиален. Ее протагонисты — женщины сильные как в своем индивидуализме, так и в общности, которая их сплачивает. Особенный интерес для Софии представляют также взаимоотношения между более взрослыми мужчинами и молодыми женщинами: это и отношения между отцом и дочерью в драме «Где-то» и недавней ленте «Последняя капля», и особая связь, возникшая между героями награжденных премией «Оскар» за лучший сценарий «Трудностей перевода».
От обезличенных продюсерских проектов картины Софии, которые хоть и ходят по тонкой грани между независимым и артхаусным кино, но всегда окупаются в мировом прокате, отличает и особый стиль, состоящий из своеобразных последовательностей кадров и приемов работы с камерой. Среди техник, сформировавших режиссерский почерк именинницы, встречаются как аккуратные детали, которые замечают лишь самые внимательные синефилы, так и достаточно очевидные приемы, при виде которых даже у далеких от мира кинематографа людей возникают ассоциации с фильмографией Софии Копполы.
В число фирменных приемов постановщицы входит использование ручной камеры, позволяющей интуитивно передать эмоции персонажей, а также съемки вида сзади, смещенная композиция, медленные наезды камеры и групповые портреты с выстраиванием особой мизансцены в кадре, подчеркивающей общность персонажей или их особое положение. Все эти техники преследуют одну цель: у зрителей появляется возможность поставить себя на место главных героев, прочувствовать их и прожить вместе с ними эту маленькую жизнь, разворачивающуюся на экранах.
Особое место в творчестве Копполы занимает цветовая палитра. Ее фильмы до невозможности красивы: именно это заставляло некоторых критиков усомниться в том, что в лентах Софии есть нечто большее, чем просто приятная картинка, на ранних этапах ее карьеры. На самом же деле в каждом фильме София, как фотограф и режиссер-визуалист, отводит цветовым решениям заметную роль в повествовании.
В узнаваемой выцветшей палитре «Девственниц-самоубийц» доминирует эффект сепии, который в сочетании с сеттингом обычного американского пригорода вызывает чувство ностальгии, отражающее основную тему картины. «Трудности перевода» сконцентрировались на размытых холодных тонах, которые передают ощущение потерянности героев в ярком и шумном Токио. В «Марии-Антуанетте» работа с цветом особенно заметна в кадрах с едой и одеждой: Коппола использовала приятные взгляду пастельные оттенки, чтобы зрители смогли понять, почему мода и пирожные стали главными развлечениями юной королевы в роскошном, но закрепощенном Версале.
Противопоставляя тусклые цвета и яркие краски в драме «Где-то», режиссер демонстрирует, как жизнь главного героя наполняется смыслом в присутствии его дочери, а красные и синие оттенки «Элитного общества» заостряют внимание на соблазнах голливудской жизни, которым поддалась группа наивных подростков. С первых минут «Роковое искушение» задает мягкую пастельную цветовую гамму, которая по мере накала страстей между жителями пансионата переходит в более контрастные и темные тона. В недавней картине Копполы «Последняя капля» герои на фоне прекрасных видов Нью-Йорка погружаются в водоворот серых, синих и зеленых цветов — гармонию на стыке оттенков хай-тека и одиночества.
Подход Софии Копполы к звуковому дизайну неоднократно разбирался как в рецензиях критиков, так и в научных статьях. Саундтреки ее фильмов эклектичны: от мечтательного использования песни "Just Like Honey" альтернативной группы The Jesus & Mary Chain в финальных кадрах «Трудностей перевода» до анахроничного по отношению к повествованию панк-рока в «Марии-Антуанетте». Сама Коппола считает, что музыкальное сопровождение помогает проникнуться историей: «Каждый раз, когда я делаю фильм, я продумываю изображение и звук в контексте истории. Если современная поп-музыка ей только на пользу, то почему бы и нет?»
Помимо запоминающихся саундтреков, София активно использует диегетические звуки, которые передают реалистичное или приближенное к натуральному акустическое впечатление от изображаемого на экране, к примеру, шум города или мимолетный разговор случайных прохожих. Это помогает расширить субъективно воспринимаемые границы экранного мира и еще сильнее укрепить связь зрителей с персонажами фильма.
Королевы выпускного бала, кинозвезды и правители Франции — на первый взгляд, у публики мало общего с титульными героями произведений Копполы. Ее персонажи привилегированны, и, как кто-то даже может подумать, избалованы деньгами, славой, влиянием и открывающимися перед ними возможностями. Но если присмотреться получше, становится понятно — они попали в ловушку. В сердцах героев Копполы поселились одиночество и тоска: они, как и все мы, стремятся к близости и пытаются найти смысл в этой жизни.