Война, срифмованная с жизнью. Рецензия на фильм «Большая поэзия» | IiNews

«Большая поэзия» — режиссерский дебют Александра Лунгина (сына Павла Лунгина). До этого сценарист и продюсер работал только в соавторстве с Сергеем Осипьяном над картиной «Явление природы», которая так и не вышла в прокат. И вот «Большая поэзия» — первая самостоятельная лента Лунгина-младшего и первый его большой успех. Фильм получил награды за лучшую режиссуру на «Кинотавре» и на Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого».

Это история о двух друзьях, Вите (Александр Кузнецов) и Лехе (Алексей Филимонов), работающих инкассаторами. Конторка маленькая, зарплаты тоже — низшее звено иерархии охранных предприятий. Но у них есть оружие и форма, а значит и возможность привычно для себя существовать после военного прошлого. Оба воевали в Луганске (исключительно отдаленное указание на военные действия — никакой политики у Лунгина нет). В их прошлом — война, в настоящем — неприглядные пейзажи окраин Москвы, петушиные бои в общежитии гастарбайтеров и поэтический кружок в районном Доме культуры. Стихи Лехи талантливы, легки и спонтанны, но ему особо не до них: приходится выживать — жена, ребенок, долги, кредиты. Для Виктора поэзия — способ справиться с посттравматическим синдромом, найти что-то для себя за пределами войны. Однако в его стихах «слова тяжелые, рифмы банальные — все как в самой жизни». Природа этой дружбы непонятна для окружающих, но очевидна для героев. Видя в другом то, что ты больше всего ценишь, чем хотел бы обладать сам, держишься за это как за спасительную соломинку. Но удержаться, цепляясь за рифмы в мире, в котором «нет места поэзии», оказывается очень непросто. Шекспировское «быть или не быть?» у Лунгина зазвучит, как «Леха я или не Леха?».

Сценарий написали Александр Лунгин и Сергей Осипьян почти десять лет назад. Однако, по словам самого Лунгина, от «веселого и милого» первоначального варианта мало что осталось. «Большая поэзия», скорее, выдержана в жанровой стилистике нуаров. Только рефлексия Лунгина очень личная — взгляд грустного художника, который что-то об этой жизни понял. Свою правду режиссер пытается донести образами, причем, что очень ощутимо, для себя не близкими. Мастер прозы, до сих пор считающий себя «зарвавшимся писателем», а не режиссером, экспериментирует на поэтической почве. Его герои пишут стихи, слушают рэп. Лунгин, словно тоже ощущающий себя чужим в современном мире, пытается говорить со зрителем на понятном для них языке. На том, на котором сможет получить отклик.

За поэзию в картине отвечали современные авторы Андрей Родионов и Федор Сваровский, именно они рифмовали задумки Лунгина. А звучание в картине определили модные рэп-исполнители: Face, Грубый Ниоткуда. При этом визуальная составляющая фильма отчетливо напоминает зрителям, что наследие 90-х живо: пустыри, стройки, свалки, поселения мигрантов, помещения чоповцев. Таким соседством режиссеру удалось порассуждать о времени, в котором мы живем. Все пожитки прошлого мы бережно донесли до дня сегодняшнего — вот оно, все живо, и никакие реновации не залакируют эту действительность. По этому холодному, неистовому миру неприкаянно шатаются главные герои. Дуэт Александра Кузнецова и Алексея Филимонова получился максимально гармоничным. Лунгин признавался, что роль спокойного, цельного Вити писалась специально для Александра: «Его взгляд, его лицо выражают что-то о нынешнем времени». Суетливого, эмоционального Леху искали дольше, но Алексей Филимонов нисколько не уступил своему более звездному напарнику.

Главные герои вернулись с войны. Они увидели сторону жизни, которую доводится узнать не каждому. Жестокость, насилие, смерть — возвращаться с этой правдой к мирной жизни невыносимо тяжело. А ты еще и оказываешься зажатым в рамках тех предрассудков и навешанных ярлыков, которыми наградило тебя общество. И вот в тисках навязанной мужественности Витя и Леха ищут правду в новом для себя мире. Проклятие тех, кому суждено открыть в себе два полюса, — «войну» и «поэзию», но не сумевших найти возможность жить между ними. Лунгин отчетливо проясняет условность своих образов. Поэзия у Лунгина — это человеческая тонкость, способность чувствовать, а вовсе не рифмовать строки, а война — борьба с самим собой, со своими внутренними демонами. И фильм, безусловно, понравится тем, кто разглядит высказывание режиссера за напускной стилистикой экшена в духе лихих 90-х.

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !