В середине девяностых прошлого века с приходом цифровых носителей казалось, что возврата к черным пластмассовым дискам с прорезанными бороздками по кругу, бумажными нашлепками и отверстием по центру уже никогда не будет. Но однако это случилось. В начале третьего тысячелетия многие меломаны, разочаровавшись в компакт-дисках, сжатых форматах и отметив ухудшение качества звучания, стали извлекать из кладовых стопки с винилом и пробовать заводить их на вертушках. Получилось так, что любители музыки соскучились по «теплому» аналоговому звуку, даже по легкому шуршанию и скрипам, доносящихся из динамиков колонок при воспроизведении дисков. Произошел настоящий ренессанс винила.
Краткий экскурс в историю
Прообразом современной виниловой пластинки стала музыкальная шкатулка с металлическим диском внутри и нарезанными на нем канавками. Правда, музыка из такой игрушки звучала недолго – около 10-15 секунд.
В конце XIX века изобретатель Эдисон запатентовал фонограф. Устройство воспроизводило дорожку, нанесенную на барабан с фольгой или вощеной бумагой. Позже валик заменили диском, а для его вращения запускался аппарат под названием граммофон. Сначала изготавливались односторонние пластинки, в дальнейшем появились двухсторонние. Со временем менялись размеры изделия, материалы для его производства. Первые грампластинки производили из эбонита, потом в ход пошел шеллак – смола, но продукт получался хрупким, боялся любого падения.
С 1948 года на патефонах принялись крутить винил. Он не бился, его можно было разве что переломить пополам, однако при воспроизведении царапался иглой проигрывателя. Но при должном уходе, хранении, регулярной смене звукоснимателя, правильной настройке «вертушки» жизнь виниловой пластинки может быть очень долгой.
Постепенно сформировались 3 основных вида выпускаемых дисков:
- миньон (7 дюймов);
- гранд (10”);
- гигант (12”).
Есть и различия по скорости воспроизведения:
- 78 оборотов в минуту;
- 45 об/мин.;
- 33 1/3.
Современные носители чаще крутят с последним параметром по списку. 78 – скорость для самых древних дисков, а 45 («сорокопятки») – для так называемых синглов с одной или двумя композициями на каждой стороне.
На современном этапе
Сейчас виниловые диски покупают любители аналогового «живого» звука, аудиофилы и ди-джеи, которые используют винил в работе, для скретча. При наличии добротной высокочувствительной аппаратуры – проигрывателя, усилителя, акустики – можно добиться такого звучания записи, которого при прослушивании записей в формате mp3 не достигнешь никогда.
Сейчас интерес меломанов поддерживается деятельностью ведущих звукозаписывающих компаний. В мире производство и продажа виниловых пластинок растут согласно постулату о «спросе и предложении». Хотя в России обычных магазинов по продаже дисков почти не осталось, записи любимых исполнителей на виниле можно заказать в Интернет-магазинах, не выходя из дома в любом городе.
Для многих еще важен тот факт, что в отличие от стриминга виниловая пластинка осязаема. Кроме созерцания обложки, в которую могут быть дополнительно вложены тексты песен, постеры и прочее, ее можно пощупать, подержать в руках, понаблюдать за ее вращением. Файлы такого удовольствия не доставляют.
И отрадно, что коллекционированием грампластинок заинтересовалась значительная часть молодого поколения. А это значит, что у винила есть будущее.