В 70-е годы Уильям Фридкин считался одним из самых влиятельных голливудских фильммейкеров, но с тех пор его карьера больше напоминает американские горки. В творческой жизни режиссера, всегда тяготевшего к мрачности и демонстрации насилия в кино, были как взлеты, так и падения. Одни его работы стали культовыми, другие же были выброшены на обочину успеха. Объединяет всех их то, что фильмы Фридкина были и остаются противоречивыми, вплоть до того, что некоторые из них вызывали рвотные рефлексы у зрителей и порождали протесты в сообществе киноманов.
Родился Фридкин в Чикаго, штат Иллинойс, и большинство самых известных его фильмов как раз таки соответствуют образу мужлана-самоучки из семьи рабочих, который даже колледж не посещал. Его работы никогда не были высокохудожественными — они, скорее, напоминают съемку в реальном времени, что также объясняется творческим бэкграундом Фридкина: прежде чем стать знаменитостью в Голливуде, он набивал руку в жанре документалистики и на ТВ. Признание пришло к режиссеру после выхода «Французского связного», однако его звездный час ограничился лишь одним десятилетием — 70-ми. За обласканными критиками картинами последовали громкие провалы, вынудившие Фридкина разнообразить свой послужной список эпизодами телевизионных шоу и рекламными роликами. Его возвращение на Олимп состоялось уже в XXI веке, когда вышли картины «Глюки» и «Киллер Джо».
Фридкин соткан из противоречий. Вероятно, потому его герои частенько противостоят обществу и самим себе. Он похож на преданного своему делу боксера, который раз за разом поднимается на ноги, невзирая на количество полученных ударов. Карьера Фридкина охватывает шесть десятилетий, но он оказался не так продуктивен, как его современники, сняв всего 19 фильмов. При этом режиссер примерил свой стиль на самые разные жанры — от сверхъестественного хоррора до музыкальной комедии. Сегодня Уильяму Фридкину исполняется 85 лет, а значит, есть прекрасный повод вспомнить лучшие фильмы режиссера, который никогда не идет на поводу у общественного мнения и не ищет компромиссов.
«Французский связной»
Именно «Французский связной» привел Фридкина к первому в карьере оглушительному успеху. Фильм выиграл пять премий «Оскар», навсегда изменив жанр криминального триллера. Режиссер сделал ставку на реализм, присущий документальному кино, и риск оказался оправданным. Знаменитая сцена, в которой главный герой ленты — полицейский по прозвищу Попай (Джин Хэкмен) – преследует поезд на своей машине, давно вошла в мировые учебники и считается знаковой для жанра триллер. Фридкин наплевал на все запреты, установив камеры в Pontiac LeMans 1971 года и сказав каскадеру Биллу Хикману ехать как можно быстрее. В процессе съемок постановщик частенько полагался на спонтанные решения со стороны актеров, а его методы по нынешним меркам смахивают на диктаторские, но благодаря всему этому игра в кошки-мышки между Попаем и неуловимым французским преступником Шарнье (Фернандо Рей) становится с каждой минутой только напряженнее. «Французский связной» популяризировал в Голливуде неореализм, а Американский институт киноискусства назвал ленту одной из величайших в истории.
«Изгоняющий дьявола»
После успеха «Французского связного» Фридкин взялся за «Изгоняющего дьявола» — экранизацию одноименного романа Уильяма Питера Блэтти. Сегодня, когда бал в Голливуде правят франшизы и блокбастеры, сложно поверить в то, что ужастик с рейтингом R не только смог стать хитом проката в 70-е годы, но и на протяжении десятилетий входил в список самых кассовых фильмов в истории американского кино. «Изгоняющий дьявола» стал поворотным моментом в сфере создания спецэффектов и грима, а провокационная манера съемки Фридкина для современных режиссеров кажется чем-то недостижимым. Позволит ли себе крупная киностудия выпустить в наши дни фильм, в котором девочка мастурбирует с распятием, а ее юное тело разлагается под воздействием демонических сил? Ответ однозначен: нет. Однако в 70-е Фридкину удалось затеять со зрителями разговор о Боге, дьяволе и вере в человечество. Он одновременно пугал и развлекал публику. Картина получила десять номинаций на премию «Оскар», одержав победу в двух категориях. Теперь «Изгоняющий дьявола» — не просто успешный ужастик из прошлого, а целая франшиза, которая в скором времени должна вернуться на экраны.
«Колдун»
«Фильм, который, я надеюсь, будут помнить. Я с огромным трепетом отношусь к "Колдуну", с большим, чем к любому другому фильму… Я считаю его моей самой личной и самой сложной работой», — именно так Фридкин отзывается о картине, последовавшей за «Изгоняющим дьявола». Имея на руках два стопроцентных хита и Голливуд, лежащий у его ног, режиссер мог выбрать любой проект. Его выбор пал на амбициозную экранизацию книги Жоржа Арно, которая двадцатью годами ранее уже была адаптирована в классическую картину «Плата за страх». «Колдун» — это история экзистенциального ужаса четырех преступников, нанятых для переправы двух грузовиков со взрывчаткой через джунгли. В год релиза ленту ждал провал: критики ее хаяли, зрители не собирались тратить деньги на ее просмотр. Во-первых, публику ввело в заблуждение название фильма, а во-вторых, первые 16 минут разговоры ведутся в основном на французском, что еще больше запутало зрителей, решивших, что они смотрят иностранное кино.
Сегодня можно восхищаться захватывающими сценами того, как грузовики пробираются через джунгли, едут по шаткому мосту, но съемки ленты длились дольше запланированного, а ее бюджет в процессе увеличился с $15 млн до $22 млн. В 1977-м Фридкин не дождался признания рецензентов, а вот современные критики относятся к «Колдуну» намного лояльнее, считая его забытой классикой 70-х, которая пала жертвой «Звездных войн», вышедших месяцем ранее, и конфликта между Фридкиным и студийными боссами.
«Жить и умереть в Лос-Анджелесе»
Этот фильм Фридкина соответствовал своему времени: шаблонная музыка Ван Чуна, броское название — такими качествами могли похвастаться многие американские картины 80-х. Тем не менее «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» остается классикой криминальных триллеров. Поклонникам сериала «CSI: Место преступления» наверняка сложно представить Уильяма Петерсена в роли секретного агента, претендующего на звание секс-символа, но тогда актер со своей ролью справился на ура. Что отличает фильм от многих ему подобных, так это заключительный акт, в котором стандартный полицейский сюжет превращается в историю личной мести. Фридкин смело шагает по тонкой грани между копами и ворами, моральным разложением и принципом «цель оправдывает средства». Более того, «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» стал знаковым в карьере самого Фридкина. После ряда провальных лент 70-х режиссер, казалось, совершил камбэк. К сожалению, следующей достойной работы от постановщика зрителям пришлось ждать два с лишним десятка лет.
«Киллер Джо»
Отличного фильма от Уильяма Фридкина киноманы дождались в 2011-м, когда на экраны попал «Киллер Джо» — адский коктейль из американской готики, черной комедии и криминального триллера. Мелкий наркодилер решается на убийство собственной матери, чтобы получить деньги по страховке. Его поддерживает вся остальная, не менее странная семейка, и вместе они нанимают киллера. Любопытная завязка сюжета, не правда ли? Если прибавить к этому великолепные актерские работы Эмиля Хирша и Мэттью МакКонахи, то получается обязательное к просмотру кино. Фридкин остался верен своему провокационному стилю: картина получила рейтинг NC-17, то есть категорию «только для взрослых». Более того, Фридкин отказался от повторного монтажа «Киллера Джо», чтобы снизить возрастное ограничение хотя бы до уровня R, считая, что таким образом он убьет весь фильм. В прокате лента успехом не пользовалась, но критикам понравилась, равно как и жюри Венецианского кинофестиваля, номинировавшего ее на «Золотого льва».