Пленарное заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы. Архивное фото
Проблемы в отношениях между российской делегацией и ПАСЕ — это не проблема России, считает глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. Об этом он заявил в интервью РИА Новости в 20-ю годовщину вступления в силу для России Европейской конвенции по правам человека.
По мнению сенатора, «от того, что Москва не участвует в деятельности ПАСЕ, здесь, в России, мало кто переживает».
«А вот для ПАСЕ это большая проблема, так как неучастие парламентариев страны — члена Совета Европы в ПАСЕ создает ранее неизведанные юридические последствия (уже имеющее место неучастие в выборах судей ЕСПЧ и комиссара по правам человека, а в будущем — неучастие в выборах генерального секретаря)», — добавил Косачев.
Он отметил, что сама процедура лишения права голоса легитимных делегаций ставит под сомнение приверженность ПАСЕ принципам парламентской дипломатии, а также обратил внимание на то, что по правилам процедуры ПАСЕ парламентарии могут попасть под санкции за определенную политическую позицию, выражающую волю их избирателей.
«При этом наказывается вся делегация, несмотря на то, что в ней всегда есть представители различных политических сил», — сказал Косачев, добавив, что парламентарии становятся объектом санкций за ситуации, которые иногда в принципе не относятся к компетенции парламента.
«Все это моменты, которые ставят под сомнение саму законность права Ассамблеи наказывать парламентариев за определенные действия страны», — заключил сенатор.
Он также прокомментировал решение России не выплачивать взносы в ПАСЕ. По словам Косачева, этот шаг был вынужденным в условиях, когда «российские обеспокоенности в Совете Европы предпочитали не слышать».
«Мы, буду говорить откровенно, осознанно пошли на то, чтобы в Комитете министров Совета Европы, в представительствах и в правительствах соответствующих стран начали воспринимать происходящее в ПАСЕ еще и как кризис всей организации, начали бы искать выход», — пояснил сенатор.
Пока невыплаты Москвой взноса не повлияли на работу Совета Европы, у которого есть запас прочности на год, отметил Косачев. Но в ближайшее время, уверен он, организация столкнется с проблемами.
«Если ничего не делать, то проблемы, связанные с отсутствием российской доли в бюджете, действительно начнутся если не в этом, то в следующем году», — заключил сенатор.
Конфликт Москвы и Страсбурга начался в 2014–2015 годах, когда российских парламентариев лишили права голоса в ПАСЕ из-за позиции по Крыму. В июне прошлого года Москва заморозила часть выплат в бюджет Совета Европы до тех пор, пока полномочия делегации не восстановят. При этом Россия продолжила работу по ратификации конвенционных документов.
В начале весенней сессии ПАСЕ признала, что из-за отказа Москвы платить взнос, в также из-за возвращения Турции в обычные плательщики в бюджете Совета образовался дефицит в 18 миллионов евро. Уходящий генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд предупредил, что, если Россия не выплатит взнос, в следующем году уставной орган — комитет министров — может принять меры в отношении нее.
Источник