С 19 по 21 марта в Москве пройдет 30-я выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT. О том, как сегодня развивается внутренний туризм и почему автотуризм становится устойчивым трендом, мы поговорили с директором выставки Максимом Шиловым.
В России с конца пандемии наблюдается устойчивый тренд на внутренний туризм. С чем на ваш взгляд это связано?
Тенденция к развитию внутреннего туризма в России после окончания пандемии связана с несколькими факторами.
Во-первых, ограничение международных поездок. Это подтолкнуло многих россиян к изучению мест, расположенных поблизости.
Во-вторых, государственная поддержка, популяризация внутреннего туризма на федеральном уровне. В том числе выделение бюджетов на модернизацию объектов отдыха и инфраструктуры, строительство новых дорог.
В-третьих, это экономические факторы. Путешествия внутри страны могут быть более доступными для многих людей, особенно учитывая экономические последствия пандемии.
Благодаря этому за несколько лет в России появилось много новых туристических брендов и форматов отдыха, например это глэмпинги, авторские туры, караванинг, активно развивается автотуризм.
Сегодня в некоторых регионах РФ доля автомобильных туристов достигает 60%, а средняя картина по стране — 39%.
Почему автомобильный туризм становится все более популярным, и какие требования предъявляются к инфраструктуре в этой области?
Стоит выделить несколько основных причин роста популярности автотуризма в России:
с экономической точки зрения путешествие на автомобиле для семьи из четырех человек обходится на 30–40% дешевле, чем другие виды туризма.
Кроме того, автомобильные поездки становятся все более популярными среди россиян, которые устали от стандартных туров. Этот формат дает туристам ощущение свободы и гибкости, позволяя исследовать отдаленные и труднодоступные места в собственном темпе.
Рост автомобильного туризма также поддерживается государственными инвестициями в развитие транспортной инфраструктуры. В прошлом году Президент Владимир Путин призвал правительство активизировать разработку концепции автотуризма. Государственные и региональные программы развития туризма способствуют распространению информации о новых туристических маршрутах, делая отдых в своем регионе или соседнем регионе привлекательным вариантом для отпуска или выходных.
Развитие инфраструктуры играет ключевую роль в удовлетворении потребностей автотуристов, включая безопасность дорог, наличие функциональных станций, оборудованных не только заправками, но и местами для отдыха с кафе и удобствами. В центральной части России инфраструктура хорошо развита, но для Сибири и Дальнего Востока характерны проблемы из-за больших расстояний и недостаточно развитой дорожной инфраструктуры.
Как изменился ландшафт автотуризма в России за последнее годы? Есть ли заметные сдвиги в предпочтениях или направлениях среди путешественников?
Ландшафт автотуризма вряд ли может измениться быстро и радикально, по прежнему наибольшее предпочтение туристы отдают Золотому кольцу России, городам Подмосковья, Поволжью, Республика Дагестан, туристы часто отправляются на автомобиле на Кавказ и Черноморское побережье, а также в Санкт-Петербург.
Тем не менее все больше регионов готовы конкурировать за туриста, предлагая не только сами туристические места, но и критически важную для автотуристов инфраструктуру
Например, на юге России, который всегда был популярен среди туристов, запущены проекты по строительству обходных дорог в городах Аксай и Краснодаре. Предполагается, что подобные проекты будут реализованы и для крупных городов Северного Кавказа.
В настоящее время также идет капитальный ремонт дороги Р-217 «Кавказ» в Чеченской Республике, ведущей к туристическому комплексу «Ведучи». Планируется завершить работы к 2025 году.
Кроме того, разрабатываются дороги в Северной Осетии, включая строительство дороги к туристическому комплексу «Мамисон», строительство-реконструкция 1-го участка завершена в самом конце 2023 года, 2-й участок планируется завершить в 2024 году.
Еще один важный проект в области транспорта — строительство дороги между популярными курортами Архыз и Красная Поляна.
А скоростная трасса М-12 Москва-Казань не только сделает более доступным Татарстан, раскроет туристический потенциал Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, но и станет новым «окном» на восток, проложит путь к Пермской, Свердловской, Тюменской областям.
Какой вклад вносит автотуризм в экономику регионов, по которым он проходит? Есть ли экономические преимущества, которые получили конкретные регионы благодаря росту автотуризма?
Многие сектора экономики регионов получает доход от туристов и платит налоги в местные бюджеты, одним из главных бенефициаров является сектор HoReCa. Эти поступления могут быть особенно значимыми для туристических регионов.
Путешественники во время автомобильных поездок останавливаются в ресторанах и кафе, могут добраться до небольших гостиниц или локаций, расположенных вдали от крупных туристических центров, тем самым обеспечивая им постоянный приток клиентов.
В регионах, где есть такие достопримечательности, как национальные парки, исторические места, краеведческие музеи, увеличивается количество посещений, это приводит к росту доходов этих мест и прилегающих районов.
Приток туристов может создавать рабочие места непосредственно в туристическом секторе, например, в гостиничном бизнесе, индустрии развлечений и сфере услуг. Он также может косвенно поддерживать рабочие места в смежных секторах, таких как сельское хозяйство (для производства местных продуктов питания) как продолжение гастрономического туризма или же розничная торговля.
Нельзя не отметить важность господдержки в данном направлении, к примеру, российским регионам в этом году выделят 6,2 млрд. рублей в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»и безусловно часть их этих средств направляется на создание и развитие инфраструктуры для автотуристов, что снова позитивно скажется на экономике регионов — такой вот эффективный круговорот инвестиций
Каким вы видите будущее автотуризма в России? Существуют ли ближайшие проекты, которые ещё больше улучшат впечатления путешественников, осматривающих страну на автомобиле?
В ближайшие годы мы ожидаем бурное развитие автотуризма, в частности формата караванинга. Для этого требуется организация цивилизованных и комфортных кемпингов и стоянок. В этом направлении многое предстоит создать с нуля. А чтобы бизнес хотел вкладываться в развитие таких локаций, требуется разработка маршрутов, популяризация в СМИ, как местных, так и федеральных. Кроме того, бизнесу требуется гос. поддержка, субсидии, налоговые льготы, хотя бы на первое время.
Значительную роль в развитии этого направления играет Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга. Ее президент Сергей Юрьевич Лобарев и его коллеги на протяжение многих лет работают над созданием безопасной и комфортной придорожной инфраструктуры для автомотопутешественников и караванеров в поездках по России, а также способствуют эффективному взаимодействию и консолидации представителей власти, бизнеса и общественных организаций.
На MITT-2024 участники рынка смогут обсудить актуальные проблемы и новые возможности не только внутри отрасли, но и с представителями ведомств. Например, 20 марта в партнерстве в Ассоциацией запланирована экспертная сессия «Автотуризм и караванинг: возможности развития для туристического бизнеса и экономики регионов».
Материал подготовлен редакцией www.trn-news.ru