В ночь с 6 на 7 июля отмечается Ивана Купала | IiNews

Как отмечать праздник Ивана Купала. Гадания, ритуалы, приметы, традиции и поверья на Ивана Купала. Чего нельзя делать на Ивана Купала.

Ивана Купала — старинный восточнославянский праздник, отмечаемый в ночь с 6 на 7 июля. Своими корнями он уходит в дохристианские, языческие времена.

Изначально праздник проводился в сильный энергетический день — летнего солнцестояния. Время выбора праздника свидетельствует о том, что наши предки неплохо разбирались в астрономии и календарях. Позже, в связи с переходом на новый календарь и появлением христианства, праздник несколько видоизменился. В частности, ныне по времени он совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. А в календарном цикле Иван Купала симметричен Рождеству (Коляде).

У древних славян праздник символизировал объединение всех стихий — воды, огня и воздуха. Согласно поверьям наших пращуров, набравшее полную силу Солнце в этот день сочетается браком с Водой.

Особенно важной является ночь перед Иваном Купалой, наполненная энергетикой, мистикой и различными волшебными свойствами. По своей чудодейственной силе и магическим характеристикам эта ночь равноценна разве что ночи перед Рождеством.

Сразу отметим, что Христианская церковь не одобряет языческих празднований. Так, характерное для Ивана Купала празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает еще 65-ое правило Трулльского собора 692 года. В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) осуждается разгул купальских празднеств на Руси.

Однако, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций церковью, восточные славяне продолжали держаться языческих традиций, пытаясь совместить их с христианскими.

Приметы на Ивана Купала

♦ «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке».

♦ «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься».

♦ «Иванов день пришел, траву собирать пошел».

♦ «На Ивана Купала появляются светляки».

♦ «Первый покос. Выходи на косовицу».

Как праздновать Ивана Купала

В этот день принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Основная часть купальских обрядов производится именно ночью.

Обязательно нужно искупаться до захода солнца: в старину на севере русские купались чаще в банях, а на юге — в реках и озерах. Считается, что с этого дня из рек выходит вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделена живительными и магическими свойствами.

Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигаются костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево.

Белорусы в центре купальского костра ставят столб, на котором сверху крепится колесо. Иногда на колесо кладут конский череп, называемый «видьма» и сбивают его в огонь, чтобы он сгорел. Далее молодежь веселится, поет и танцует у костра. В старину в Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбираются «суженые» и совершаются брачные обряды: прыганье через костер взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), происходят поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

В старину в этот день опахивались сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался.

♦ В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы прекращали петь веснянки.

♦ У восточных и западных славян существовал запрет есть вишню до этого дня.

♦ У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

♦ По представлениям гуцулов, после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии. «И тогда между темным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю. И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника», после чего, как говорят «громы становятся не бойными».

♦ К празднику Ивана Купала приурочивают жертву первых плодов, созревших к этому времени.

♦ На Ивана Купалу готовят вареники из творога, угощения из сыра и мучной каши (кулаги), пресные лепешки (бабки) с толченым конопляным семенем, луком, чесноком, квас (холодник), яичницу на сале (верещагу).

На Ивана Купала нельзя давать деньги – ни просто так, ни в долг. Брать их у кого-то тоже не рекомендуется, и даже если вы нашли крупную сумму на дороге, не поднимайте ее. В народе верили, что иначе ближайший год придется провести в бедности.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек.

В купальскую ночь гадают при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывет, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Купальский костер

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы (полес.) и т. п. Символ высокого шеста, с установленным на нем колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева.

Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костер непременно «живым огнем», добытым трением. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве.

Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой — ее обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнем.

Девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака; то же, если вслед им полетят искры.

Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колеса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Купальский венок

Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.).

На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению — витье, плетение. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и березы и др.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огороды от «червей».

Купальское деревце

Для изготовления купальского деревца выбирали в зависимости от местности: молодую березку, вербу, клен, ель, либо срезали верхушку яблони.

Девушки украшали его венками, полевыми цветами, фруктами, лентами, иногда свечами; затем выносили купайлу за село, втыкали в землю на поляне, и водили вокруг него хороводы, гуляли, пели. Позже к игрищам подключались парни: они делали вид, что пытаются похитить деревце или украшения с него, повалить его или поджечь, а девушки его защищали. В конце концов заканчивалось тем, что все вместе шли топить купайлу в реке или сжигать его в костре.

Для обряда деревце могли не рубить, а просто нарядить выбранное дерево, находящееся в удобном для хороводов месте.

Обычаи и предания на Ивана Купала

Характерная примета праздника Ивана Купала — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днем до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор).

Купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети — как наиболее чистые.

Цветок папоротника

С папоротником и цветком Иван-да-марья были связаны особые купальские предания. Названия этих растений фигурируют в купальских песнях.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы дает тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Купальские песни связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.

Считалось, что в купальскую ночь оживает и проказит всякая нечисть, что нужно остерегаться «проказ нежити — домовых, водяных, леших, русалок».

Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, русские втыкали освященную вербу на пастбищах, а на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор».

Для защиты от нечистой силы принято было также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п.

У восточных славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома. У южных славян считалось что если нож или ветки боярышника, воткнуть в дверь, то это убережет от вампира или моры.

В купальскую ночь восточные славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определенных деревьев, защищая «свое» пространство от проникновения нечистой силы.

Считалось, что для того чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву.

На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье молодежь вытаскивала из костра головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».

В Полесье женщину, не пришедшую к купальскому костру, молодые люди называли ведьмой и высказывали в ее адрес проклятья, а также дразнили. Для того чтобы узнать и обезвредить ведьму, дорогу, по которой обычно гоняют скот, в купальскую ночь перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие.

Согласно славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, способен обезвредить чары колдунов и ведьм. С помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.

Согласно поверью, на Ивана Купала солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят, что солнце играет или скачет (в отдельных традициях также купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветет, красуется) — солнце до венца идет.

В Болгарии считается, что на рассвете в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные — его братья — светят в другое время и над другими землями.

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !