Психологи из Корнеллского университета в Нью-Йорке пришли к выводу, что диалоги в кино все чаще заканчиваются крупным планом выразительного лица человека. Таким образом, авторы фильмов предоставляют зрителям возможность самим разобраться в том, что думает и чувствует персонаж.
Ученые проанализировали 24 популярных фильма, снятых с 1940 по 2010 гг., и обнаружили следующее. Если в середине века операторы показывали фигуру человека от колен до головы, то сейчас — от плеч. Также в кино появляется все больше диалогов, которые заканчиваются молчанием.
При этом ученые заметили, что крупный план героя с выразительным лицом за последние десятилетия стал крупнее и используется все чаще. Объясняя причину такой тенденции, специалисты уверены, что все дело в психологии.
В частности, ученые читают, что увеличение количества диалогов, которые заканчиваются молчанием персонажа, объясняется ростом убежденности режиссеров в важности эмоционального контакта зрителя с персонажем.
Действительно, к концу XX века режиссеры начали устанавливать контакт с помощью крупных планов лиц героев, не произносящих реплик, что заставляет зрителя угадывать мысли и чувства героя.
По мнению психологов, популярность этого приема обусловлена распространением среди теоретиков кино концепции «модели психики», суть которой заключается в способности человека объяснять мотивы чужого поведения. Эта концепция присутствовала в работах многих ученых, среди которых есть и теоретики кино.