В январе 2019-го в авиакатастрофе погиб 28-летний аргентинский футболист Эмилиано Сала. В Уэльсе сейчас проходит судебный процесс над пилотом Дэвидом Хендерсоном, который в тот день должен был везти игрока, но попросил сделать это коллегу Дэвида Ибботсона (его тело так и не нашли).
Коротко напомним суть трагической истории. «Кардифф» купил Салу у «Нанта» за рекордные для себя 15 млн фунтов – 20 января форвард полетел в Нант попрощаться с партнерами, а 21-го планировал вернуться в Кардифф. Оба полета через пролив Ла-Манш он совершил на небольшом одномоторном самолете Piper Malibu. Во время возвращения что-то пошло не так: сначала вылет откладывали из-за плохой погоды, а через час после старта самолет пропал с радаров.
3 февраля недалеко от Нормандских островов на глубине 63 метров спасатели нашли обломки фюзеляжа самолета. Еще через три дня нашли и опознали тело Салы.
Суд присяжных признал виновным Хендерсона. Приговор вынесут в ноябре
• Присяжным сообщили, что агент Уилли Маккэй (не агент Салы, но помогал в организации трансфера) попросил 67-летнего Хендерсона перевезти футболиста из Кардиффа в Нант и обратно. Пилот не смог этого сделать, так как был в отпуске с женой в Париже, но попросил 59-летнего Ибботсона, который не имел коммерческой лицензии, позволяющей перевозить пассажиров за вознаграждение. А еще у него не было права летать ночью и в плохую погоду. Тот самый полет проходил в темноте. Изначально они готовились к вылету в 9 утра, но из-за погоды рейс несколько раз переносили. В итоге стартовали в 7 вечера – примерно через час после захода солнца. По европейским правилам ночь начинается за полчаса до захода и кончается через полчаса после восхода.
Теперь Хендерсона обвинили в том, что он доверил самолет пилоту, который не был компетентен. Переписка между коллегами показала, что они так сотрудничали на протяжении почти восьми месяцев – с июня 2018 года до катастрофы.
• За десять дней в суде было заслушано около 15 свидетелей: среди них владелец самолета Фэй Кили (который, как сообщается, не знал о полете) и главный инженер Дэвид Смит (ответственный за техобслуживание самолета). Сразу после трагедии Хендерсон писал им обоим, переписку подняли в суде. Вот несколько сообщений Дэвида в ту ночь:
«Иббо разбил Malibu и покончил с собой вместе с вип-пассажиром. Чертова катастрофа. Будет расследование»; «Это самолет, которым я управляю. Он открывает ящик Пандоры»; «Я бы хотел, чтобы все избегали разговоров. Говорите просто: «Без комментариев».
Утром Хендерсон предупредил владельца самолета: «Привет, Фэй. Боюсь, у меня плохие новости. Дэвид Ибботсон разбил самолет прошлой ночью. Он и его пассажир погибли. Пассажиром был известный футболист, поэтому я боюсь, что впереди большое расследование. Прежде чем отвечать на любые вопросы, нам нужна юридическая консультация».
Суд присяжных Королевского суда Кардиффа после 7,5 часов размышлений признал (как минимум десятью голосами из 12), что действия Хендерсона поставили под угрозу самолет и жизнь людей на борту. Приговор будет вынесен 12 ноября. Хендерсон защищался хроническим беспокойством после трагедии и отрицал обвинения, за которое ему грозит пятилетнее тюремное заключение. Во время допроса он заявил, что ответственность за безопасность лежит на пилоте (то есть на Ибботсоне). Адвокат Хендерсона Стивен Спенс сказал, что нарушения авиационных правил, которые вменяют его клиенту, были «чисто бумажной волокитой» и фактически не ставили под угрозу полет.
При этом присяжные не выносили решение по второму пункту обвинения (перевозка пассажира без действующего разрешения), поскольку Хендерсон признал себя виновным.
• Адвокат семьи Салы Даниэль Мачовер после решения присяжных выразил надежду, что CAA (Управление гражданской авиации Великобритании) будет жестче контролировать незаконные полеты. «Действия Дэвида Хендерсона – это лишь часть головоломки», – добавил он в заявлении.
Теперь семья футболиста ждет итогов полного расследования, которые будут в следующем году. В феврале с заключительными слушаниями выступят ответственные за расследование – для определения всех причин смерти игрока.
В марте 2020-го заключительный отчет AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий) пришел к выводу, что Сала и Ибботсон могли быть отравлены угарным газом. Значительный уровень токсичного газа без запаха был обнаружен после анализов крови, проведенных во время вскрытия Салы. По мнению следователей AAIB, Ибботсон тоже мог отравиться из-за отказа выхлопной системы на Piper Malibu. «Внутри самолета не было детектора с активным предупреждением, который мог бы предупредить пилота о наличии окиси углерода в кабине», – говорилось в отчете AAIB.
Расследование продолжается.