Режиссер Алексей Балабанов ушел из жизни очень рано, в возрасте 54 лет, но по работам, которые он нам оставил, еще не одно поколение киноманов будет изучать и расшифровывать исторический феномен, известный как «Россия 90-х». Сегодня одному из величайших российских творцов мира кино могло бы исполниться 60 лет. LostFilm.INFO вспоминает, за что мы полюбили и никак не можем забыть Балабанова и его особенный взгляд на человека.
Культовый «Брат» вышел во времена, когда мы делились друг с другом видеокассетами с фильмами совсем другого толка: на них бравые голливудские красавчики лихо расправлялись с карикатурными злодеями и в финале уходили в закат со знойными красотками. Данила Багров не был похож ни на одного из этих парней, и все же он стал нашим национальным супергероем. Мужчины хотели быть им, женщины — с ним. Достаточно сказать, что именно в конце 90-х и начале 2000-х имя Даниил стало одним из самых распространенных в России среди новорожденных младенцев мужского пола.
Всем нам знакомая и уже на тот момент привычная бандитская тема причудливо переплелась в сознании зрителей с понятием справедливости: да, в стране творится ужас-ужас, но всегда найдется тот, кто придет и всем покажет. Алексей Балабанов чутко угадал портрет героя того времени, воплотившего в себе при этом такие вечные темы кинематографа, как путь, месть, правда и сила.
Посетившая Канны мизантропичная драма «Про уродов и людей» погружает нас в ад человеческих пороков, показывает, что и как делает из людей уродов, демонстрирует методы и приемы, которыми виртуозно владеют адепты мерзости, переманивая на свою сторону неофитов. «У каждого режиссера есть только один хороший фильм. — говорил Балабанов. — Мне "Про уродов и людей" нравится».
Один из самых резонансных проектов Алексея Октябриновича, «Груз 200», иллюстрирует его и во многом наше отношение к Родине, которое веками колеблется от безграничной любви до уничтожающей все ненависти, от обиды за нее и все, что с ней сделали, до обиды на нее и все, что с нами сделала она.
Родные и близкие Балабанова вспоминают, что он был исключительным трудоголиком: мог работать 24 часа в сутки круглый год. Говорят, что на многих производил впечатление не всегда дипломатичного человека, склонного к резким высказываниям, но это была лишь маска, на самом же деле он, по словам историка кино Любови Аркус, в последние годы «упорно двигался к ангельскому чину». Кому-то по его фильмам может показаться, что он ненавидел людей в целом и русских людей в частности, но в действительности он ненавидел то надругательство, которое отдельно взятые персоны учинили со страной. Людей же этот абсолютный гений любил настолько, что мог привести домой бомжа с улицы и по-приятельски пить с ним водку до утра.
Термином «балабановщина» сейчас принято называть все самое отвратное, что происходит вокруг, из ряда вон выходящую чернуху-бытовуху. Получается, Алексей Октябринович из российских режиссеров первым обратил внимание зрителя на то, что вся эта хтонь не является нормой нашей жизни, однако о ней можно и нужно говорить, вытаскивать ее на белый свет, разглядывать и что-то с ней делать. И выходит, раз мы все еще не смирились с ней, раз мы замечаем «балабановщину», воротим от нее нос и возмущаемся, значит, наша история — она больше про людей, чем про уродов.