«Умнице Уиллу Хантингу» — 25! Десять фактов о создании фильма | IiNews

Голливуд 90-х был совсем не таким, какой он сегодня. Франшизы еще не считались нормой, а хорошие кассовые сборы не означали автоматического появления сиквелов и перезагрузок. Студии были сфокусированы на многообещающих оригинальных сценариях. Одним из них оказался сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг». В итоге картина 1997 года принесла ее продюсерам неплохую прибыль и получила признание критиков.

«Умница Уилл Хантинг» рассказывает историю талантливого молодого человека (Мэтт Дэймон), чья застарелая душевная травма мешает ему реализовать свой потенциал. Жизнь Уилла меняется благодаря помощи, которую он получает от друзей, а также благодаря наставлениям назначенного судом психиатра (Робин Уильямс). Отношения между двумя этими персонажами определяют большую часть фильма и меняют жизненный путь Уилла, когда он, наконец, решает взяться за ум.

Хотя фильм сам по себе великолепен, его можно бесконечно раскладывать на составляющие и смаковать каждую из них, история его появления на свет, возможно, еще более увлекательна. Вот несколько фактов о создании «Умницы Уилла Хантинга», которые заслуживают особого внимания.

Фильм был рожден из состояния фрустрации

Самое милое и трогательное в создании картины — ее сценарий написали два друга, они же исполнители главных ролей, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. Сама мысль о том, что у двух блистательных амбициозных кинозвезд получилось сочинить историю, которая принесла им «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, вызывает большое восхищение.

Однако Дэймон и Аффлек сделали это вовсе не потому, что им мечталось написать сценарий. В действительности они страдали от отсутствия хороших ролей. «"Умница Уилл Хантинг" на самом деле родился из-за разочарования нашей безработицей, — признался однажды Дэймон в интервью. — В значительной степени мы сделали это от отчаяния».

К счастью для них, у Дэймона на тот момент уже имелись кое-какие наброски, за которые он взялся, еще учась в колледже. «Я начал писать сценарий этого фильма как одноактную пьесу в колледже, таково было мое домашнее задание, — рассказал актер. — И преподаватель все время поощрял меня не забрасывать текст».

Секретная грязная шутка

После нескольких лет напряженной работы Мэтт и Бен, наконец, завершили работу над сценарием. И тут же началась новая работа — по поиску надежного продюсера. Благодаря кропотливому труду их агента по Голливуду быстро разнеслась новость о том, что Дэймон и Аффлек работают над многообещающим сценарием.

После чего началась война за права на него. Актеры были не особо озабочены продажей сценария тому, кто больше заплатит, и больше переживали по поводу того, чтобы им позволили исполнить главные роли. Студия Castle Rock купила права на «Умницу Уилла Хантинга», но на стадии обсуждений того, как превратить его в фильм, ее взгляды разошлись с видением авторов.

Боссы Castle Rock разрешили молодым актерам показать сценарий другим студиям. Чтобы проверить, действительно ли руководители тех или иных голливудских компаний читали сценарий, Дэймон и Аффлек вставили в середину повествования сцену, в которой два профессора — скорее всего, те, кого играют Робин Уильямс и Стеллан Скарсгард — внезапно решают заняться сексом. И лишь глава студии Miramax Харви Вайнштейн (да, тот самый Вайнштейн) заметил возникший вдруг откуда не возьмись и никак не вязавшийся с общим контекстом истории кусок. И сценарий отправился в Miramax.

На пост режиссера было много претендентов

После того как Miramax взялась за производство «Умницы Уилла Хантинга», начался процесс поиска режиссера, который мог бы эффектно перенести сценарий на большой экран. К тому времени уже стало известно, что студия возлагает на проект большие надежды, поэтому им заинтересовались многие известные постановщики.

Одним из них оказался Бен Стиллер, который тогда уже сделал себе имя как сценарист, актер, продюсер и режиссер. Но в одном из интервью Стиллер позже признался, что ему не понравилась идея пригласить на главные роли двух неизвестных актеров из Бостона только потому, что они написали сценарий, и он отказался от проекта. Одним из режиссеров, который оказался ближе к цели, стал Майкл Манн — он даже провел Мэтту и Бену пробы на их роли.

Однако в итоге он разошелся с актерами по поводу тональности ленты. Варианты быстро заканчивались, и очередная надежда пришла в лице режиссера Кевина Смита. Но несмотря на сильное впечатление от сценария, Смит не чувствовал себя подходящим человеком для того, чтобы возглавить съемки. Однако именно он лично поговорил с боссами Miramax и помог убедить их оставить Мэтта и Бена на главных ролях. Кроме того, при поддержке Смита двум молодым актерам разрешили в итоге выбрать в качестве режиссера Гаса Ван Сента.

Много сцен с участием Робина Уильямса были его импровизациями

Робин Уильямс в роли Шона Магуайра, психиатра Уилла и его потенциального друга, своей игрой поистине поднял фильм на новый уровень. Уильямс получил всеобщую похвалу и за такое теплое и чуткое отношение к своему герою удостоился премии «Оскар».

Способность Робина исполнить такую серьезную и глубокую роль в то время удивила всех, ведь тогда он был наиболее известен своими комедийными перформансами и импровизированными стендапами. Эту энергетику он привнес и в декорации «Умницы Уилла Хантинга». Тут и там он вбрасывал импровизированные реплики, чтобы сохранить свежесть сцен. Одной из них стал диалог во время сеанса терапии, когда Шон рассказывает Уиллу о том, как его жена пускала газы во сне.

Неожиданный рассказ Уильямса заставил его коллегу по фильму Мэтта Дэймона рассмеяться максимально искренне. Даже съемочная группа хохотала так сильно, что камера тряслась. Но свою лучшую импровизацию Робин оставил напоследок. В финальной сцене Шон должен был молча прочитать письмо, которое Уилл написал ему о поездке за город с целью воссоединиться со своей девушкой. В нем Уилл ссылается на раннюю цитату доктора и пишет, что он собирается «посоветоваться со своей девушкой». Вместо того чтобы хранить молчание, Уильямс криво улыбнулся и произнес ставшие впоследствии культовыми слова: «Вот сукин сын. Украл мои слова».

Терренс Малик предложил изменить концовку

Когда вы думаете об атмосфере и тоне «Умницы Уилла Хантинга», это не очень-то похоже на фильмы Терренса Малика. Режиссер «Тонкой красной линии» и «Древа жизни» любит снимать медитативные картины с глубоким философским подтекстом. Сравните это с дерзким, прямолинейным стилем «Умницы Уилла Хантинга», где драки вспыхивают на ровном месте, а все персонажи невозбранно сквернословят. И все же Малик приложил значительные усилия к тому, чтобы «Умница Уилл Хантинг» стал тем, чем он стал.

Именно Малику мы обязаны концовкой, которая попала в финальную версию. Мэтт Дэймон рассказывал, что фильм изначально заканчивался тем, что Уилл и его девушка Скайлар (Минни Драйвер) вместе уехали на машине. Аффлек знал Малика, и режиссер согласился поужинать с Беном и Мэттом, чтобы обсудить сценарий. В середине ужина Терренс сказал: «Я думаю, было бы лучше, если бы Скайлар ушла, а Уилл пошел за ней». Предложение Малика было основано на итальянском кино, которое часто заканчивалось тем, что герой покидал город в одиночестве. Дэймон и Аффлек сразу поняли, что Малик прав, и изменили концовку, чтобы показать, как Уилл один отправляется на поиски Скайлар.

Сцена в парке вовсе не была такой приватной

Одна из лучших сцен фильма происходит вскоре после первой встречи Шона и Уилла. В своей обычной высокомерной манере Уилл пытается глумиться на Шоном и его терапией. Шон ведет Уилла в безлюдный общественный парк. Они сидят на скамейке, и Шон использует простые слова, чтобы спокойно и эффективно разобрать всю высокомерную позу Уилла и найти под ней испуганного маленького мальчика.

Среди вещей, которые делают сцену такой мощной, — полная тишина, окружающая двух персонажей. Но съемки сцены были какими угодно, только не тихими. Минни Драйвер вспоминала, что люди в парке быстро собрались возле скамейки, как только услышали, что где-то тут находится Робин Уильямс. Да и сам он не удержался от того, чтобы устроить шоу ради своих поклонников прямо посреди очень серьезного момента.

«Мы видели, как люди стекались в парк, передавая друг другу информацию о том, что там можно увидеть Робина Уильямса, — вспоминает Драйвер. — Вокруг него собралась вся эта толпа, его посадили на ящик из-под яблок, и он просто минут 45 делал свое дело». Импровизированный 45-минутный стендап, порадовавший тогда многих жителей города, обрел горькие нотки, когда после смерти актера та самая скамейка превратилась в его мемориал.

Уилла хотели сделать гением физики

Центральный конфликт в «Умнице Уилле Хантинге» строится вокруг того, что детская травма главного героя не позволяет ему реализовать его потенциал как одного из величайших математиков в истории. И время от времени мы видим, как Уилл увлеченно решает математические теоремы. Но на самом деле он должен был стать физиком.

В раннем наброске сценария, который Мэтт Деймон написал во время учебы в Гарварде, его персонаж был представлен как парень, обладающий глубокими познаниями в области физики. Но Деймон показал текст профессору Гарварда Шелдону Глэшоу, лауреату Нобелевской премии по физике, и последний предположил, что для истории было бы полезнее превратить Уилла в математического вундеркинда.

И это изменение имеет смысл. В то время как решением математических уравнений можно заниматься изолированно, как Уилл и делал всю свою жизнь, изучение физики — гораздо более совместный опыт, который потребовал бы от него посещения какого-то класса, а не просто чтения книг в библиотеке. Глэшоу также в итоге попросил своего зятя, профессора Массачусетского технологического института Дэниела Клейтмана, помочь с созданием теорем и формул, показанных в фильме.

Фильм мог стать экшен-триллером

Когда Дэймон и Аффлек впервые начали работать над картиной, их мечтой было использовать эту возможность наилучшим образом и продемонстрировать свои актерские способности в полную силу. И поэтому их первоначальные планы были намного более амбициозными, чем скромная лента о взрослении проблемного гения.

Мэтт и Бен хотели сделать свою историю более остросюжетной. «Мы придумали идею о талантливом парне и его друзьях, в которой он был особенным, и поэтому правительство решило наложить на него свои лапы», — вспоминает Аффлек. К счастью, режиссер Роб Райнер из студии Castle Rock прочитал черновик сценария и понял, что в нем есть две истории, конкурирующие за внимание аудитории — экшен и эмоциональная драма о персонаже, который учится отпускать свою травму.

Дэймон и Аффлек прислушались к совету Райнера сделать историю более камерной и переработали «Умницу Уилла Хантинга» в фильм, который в конечном итоге появился на большом экране. Зато позже Дэймон вернулся к сюжетной линии о преследовании правительством на съемках франшизы «Джейсон Борн».

Из-за роли Чаки люди думали, что Аффлек не особо умен по жизни

Хотя фильм назван в честь Уильяма Хантинга, он также рассказывает о сообществе людей, которые окружают главного героя и влияют на его жизненные решения. Важную роль в фильме играет Чаки (Бен Аффлек), лучший и самый верный друг Уилла, искренне мечтающий, чтобы его приятель пришел к успеху.

В одной из самых запоминающихся сцен фильма Чаки признается Уиллу, что завидует его гениальности, и фактически заставляет Уилла перестать бояться успеха, призывая его выйти в мир. Именно эта сцена действительно объединяет Уилла как измученного молодого гения и Чаки как его недалекого, но доброжелательного друга-работяги.

К сожалению, из-за роли Чаки зрители начали воспринимать и самого Аффлека как недалекого. «Некоторые мне говорили: "Вау, а ты, оказывается, довольно умен", — говорил Бен позже, — как будто они ожидали увидеть настоящего болвана, который был еще глупее, чем Чаки». К счастью, оскароносный успех Аффлека как сценариста и режиссера рассеял этот морок.

Кастинг Мэтта Дэймона был настоящей тяжелой битвой за роль

Что сделало запуск «Умницы Уилла Хантинга» в производство таким трудным, так это не только тот факт, что он был написан парой неизвестных сценаристов, а то, что эти сценаристы хотели сами исполнить главные роли. Такого рода вещи не так часто случались в Голливуде в те времена, за редкими исключениями, такими как «Рокки», в котором Сильвестр Сталлоне добился похожей сделки.

На тот момент Мэтт Дэймон и Бен Аффлек сыграли несколько ролей второго плана, и ничто в их резюме не указывало на то, что они могут заставить зрителей пойти кинотеатры. Как объяснил Гас Ван Сент, тот факт, что Дэймон и Аффлек метили на главные роли, отпугивал продюсеров от вложений в фильм. «Все эти [сотрудники студий] говорили: "Если бы это были Лео [ДиКаприо] и Брэд [Питт], было бы лучше"», — вспоминает Ван Сент.

Что в конечном итоге помогло убедить Miramax в том, что Дэймон может возглавить каст, так это то, что он получил главную роль в юридической драме Фрэнсиса Форда Копполы «Благодетель». Коппола увидел потенциал в молодом актере, чем окончательно убедил Miramax запустить «Умницу Уилла Хантинга» в производство с ним самим в главной роли.

Источник: Looper

Источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !